9 мин.

«La Grande Vadrouille» – Луи де Фюнес

                 Найдется ли кто-то, кому не нравятся кинокомедии? Сильно сомневаюсь – ну я вот просто  таких  людей не встречал. И ведь какое разнообразие в этом жанре – тут вам и трагикомедия, и лирика, и сатира, музыкальные комедии, и...«– А это моя шляпа!»... Ну, вы поняли, да? Французские комедии!

фото

Французы  снимают поразительное кино вообще и комедии – в частности. Только у французов получаются картины "ни о чем и обо всем"  и  они умеют балансировать на грани, никогда не сваливаясь на откровенную пошлость, даже если сюжет фильма или его отдельные эпизоды затрагивают весьма щекотливую тему. Но  их комедии! Если уж они берутся смешить, то делают это классически, заставляя зрителей смеяться до упаду.

И сегодня у нас Большая прогулка – в прямом и в переносном смысле, тем более, что и повод имеется более, чем достойный.

Ну мы и начнем очень торжественно и под фанфары!                                 

                  «Когда я работаю, никого не должно быть в зале! Кроме Берлиоза и меня!»

 Ну что тут скажешь? При одном воспоминании о бешеной жестикуляции, необыкновенной мимике, саркастических фразочках и вытаращенных голубых глазах – просто смех разбирает и никакой официально-серьезной биографии написать не получается. Но, немного мы вам все-таки расскажем.

Полное имя самого знаменитого французского комиссара полиции – Луи-Жермен Давид де Фюнес де Галарца, который родился ровно сто лет назад 31 июля 1914 года в  Курбевуа.

фото

Интересно, что родители Луи принадлежали к аристократии Севильи, но переехали во Францию, чтобы оформить свой брак, против которого возражали оба почтенных семейства. 

В детстве Луи де Фюнеса друзья звали «Фюфю». Фюфю знал французский, испанский и даже английский, увлекался рисованием и играл на рояле. Неудивительно, что в итоге Луи стал пианистом, играя в основном джаз в Пигале. Посетители заведения искренне веселились, наблюдая как Луи корчит гримасы во время своих импровизаций.

Позже он женится на внучатой племяннице самого Ги де Мопассана, а в середине семидесятых удостоится ордена Почетного легиона. Но войдет в историю Франции, да и всего мира, вовсе не как наследник громкой фамилии и светский лев. В первую очередь Луи де Фюнес станет самым смешным человеком, который когда бы то ни было появлялся на киноэкране.

Однако не все так гладко и просто все складывалось поначалу. Несмотря на свое высокое происхождение, кем только Луи не довелось поработать – счетоводом, чистильщиком обуви, коммивояжером и декоратором...Время от времени он пробовал выступать в кабаре, играл пустяковые роли в театре, но ни денег, ни удачи это не приносило. Потребовалось длительное испытание его верности искусству, участие в эпизодах семидесяти пяти (!) фильмов, прежде чем ему предложили главную роль в кино, а затем и в театре.

И опять таки – чем только ни приходилось ему заниматься! Он играл любовников, привратников, художников, конферансье, бог знает кого еще, а успех все ещё заставлял себя ждать. Наконец, перестав быть обычным неудачником в жизни, он нашел себя, сделавшись смешным неудачником на экране.

  Случилось это в 1958 году, когда де Фюнес сыграл браконьера Блеро в комедии «Не пойман – не вор». С этого момента забыть это лицо, эту мимику, эти жесты было решительно невозможно. И без того небедный на комиков французский экран обрел нового идола, умевшевшего заставить вас не просто смеяться, а рыдать от смеха.

                                   «Я торгую весельем с девяти утра и до семи вечера»

И ведь так оно и было... «Де Фюнес всегда оставался де Фюнесом. Его творческое кредо укладывается в известную русскую поговорку «смех, да и только» –  никакого второго плана, никаких невидимых миру слез, никаких неожиданно-трагических ноток. Только выпученные глаза, утиная походка, несносный характер, крайняя подозрительность и одновременно неумение видеть дальше своего выдающегося носа. Над де Фюнесом хочется просто хохотать – не задумываясь о том, как ты выглядишь со стороны, не обращая внимание на лопнувшие брюки и раскатившиеся в разные стороны жилетные пуговицы.» Станислав Ростоцкий

                                                                          Zhandarm Iz Sent-Trope

 Скажем прямо это Луи де Фюнес обеспечил триумф серии фильмов о Фантомасе и картина Андре Юннебеля, вроде бы пародировавшая заокеанскую джеймсбондиану, а на деле открывшая новые горизонты для французского  развлекательного кино, должна была  называться не «Фантомас», а «Комиссар Жюв». Именно он  человечек с механической рукой, выскакивающей из-под полы пиджака в самый неподходящий момент, истерик-коротышка с наполеоновскими амбициями, укротитель механической кровати  а вовсе не сверхзлодей с лягушачьей головой был главным героем этих уморительных лент

                                                                                      Fantômas

                                                             Награждение комиссара Жюва

Невозможно без смеха вспоминать "Разиню" – не только из-за де Фюнеса, но Бурвиль! Это была во всех отношениях великолепная пара – флегматик Бурвиль  и холерик Луи – вы только вспомните:

! - Эй, посмотрите под ноги, не ходите по машине! - Ничего страшного. - Ничего страшного???  Это у вас ничего страшного. А что теперь будет со мной? Ответьте мне, что будет со мной? - Пойдете пешком.

! - Трое в палатке, это невыносимо. Ужас, всюду полный беспорядок! Что это? Что это такое? Это моё? А это? Твое? А это? Так забери! Забери это! Ааа.. это моя шляпа! Аккуратно.

! - Господа, перед решающей битвой Юлий Цезарь сказал... "Я сожгу свою мантию, если она узнает о моем плане. " - Я следую примеру Юлия Цезаря. - Только не закончите как он.

                                                                                Le Corniand

(Картинка не очень, но лучше не нашлось, sorry)

Бурвиль вообще в своих фильмах не просто смешон, но и трогателен, и по-своему велик, выражая присущую ему насмешливость с тонкой улыбкой философа. Поэтому и дуэт их с де Фюнесом просто уникален. Бурвиль играет простака, но порой возникает впечатление, что он просто тихонько смеётся про себя над своим неугомонным партнером, с его бурлящей энергией и фееричными идеями.

Обратите внимание на совершенно гениальный дубляж - Бурвиля озвучивал Ростислав Плятт(!), а  Луи де Фюнеса практически неизменно дублировал Владимир Кенигсон и делали они это блестяще.

И, наконец, «Большая прогулка»!

                                                                     La Grande Vadrouille

                                                            

«Большая прогулка» – пожалуй, лучшая французская кинокомедия всех времен и один из самых смешных фильмов в истории кино вообще. В компании все с тем же с Бурвилем, де Фюнес одним махом побеждал фашистских оккупантов, заменив собой все французское Сопротивление. Но для зрителей знакомство с приключениями маляра и дирижера было ничуть не менее фатально, чем для балбесов-фрицев.

«Мне наплевать на Питера, впрочем, как и вам тоже! Вы отправились туда только потому, что хотели лишний раз встретиться с внучкой кукольника! С внучкой кукольника!!!»

Никакие психотропные средства и электрошок не производят на мозг такого сокрушительного впечатления, как выражение лица и постановка рук де Фюнеса в тот момент, когда он пытается изобразить эту самую «внучку кукольника».

 Её, кстати, играла одна из самых удивительных актрис того времени - Мари Дюбуа. Таких прозрачных глаз я мало у кого видел и она умела так выразительно смотреть, что раз увидев её даже в небольшом эпизоде, забыть не получалось.

А вот и наш дирижер во всей красе:

! -(Мефистофель распевается)

Дирижёр: Кто это посмел?

Мефистофель: Я, маэстро.

Дирижёр: Где вы находитесь?

Мефистофель: В Опере, маэстро.

Дирижёр: Остроумно. Убирайтесь!

! - Склеры желтые. Язык белый. Нос красный. Это печень!

! -Дас ист антракт!

! -Вы слышали? Прекрасно! Репетиция окончена, господа! К сожалению, нам волей-неволей придется прервать репетицию под угрозой автомата, вот! Вечером сядем в лужу… Какая наглость!

                                                                                 Эпизод

Как и многих комиков, Луи де Фюнеса вне экрана нельзя было назвать весельчаком. "Я не люблю общества, - говорил он, - у меня мало друзей. Все свободное время, отдыхая от веселья, я провожу со своей семьей".

Семья для Луи значила так много, что он вне экрана пребывал в постоянном напряжении. Семья была для него предметом тревожной любви и неустанной заботы. И здесь опять и снова подтверждается постулат о том, что "за каждым великим мужчиной стоит великая женщина".

фото

Жанна де Фюнес (Бартелеми) ровесница Луи, прожила с ним 40 лет, до самой его кончины, родила ему двоих сыновей и была его настоящим ангелом-хранителем.

В феврале этого года Жанна де Фюнес отпразднвала свое столетие. Она живет в семье одного из своих сыновей

фото

В 1966 году Фюнес выкупает фамильный замок Мопассанов Клермон.Такой царский подарок он делает своей Жанне  До этого он был необитаем  шесть лет.  Замок обошелся Луи в  830 000 франков того времени (около 1 миллиона в значения 2011 г.).

фото

Один из французских журналистов, придя брать к де Фюнесу интервью, с недоумением заметил: "Трудно представить себе, что этот маленький, очень серьезный человек заставляет смеяться всю Францию".

Тем не менее, за неделю до смерти, он сказал:«Я знаю, какой будет моя самая удачная шутка - мои похороны. Я должен сыграть это так, чтобы они обхохотались».

  Sunday, hello!

фото

P.s. А что смешило вас?