2 мин.

Победитель не получает ничего /Спартаковская драма

9.11.2014. Тульский «Арсенал» проигрывает матч в "Лужниках" «Спартаку» 2:0, главный тренер команды гостей Дмитрий Аленичев торопится не к своей команде, не к своим фанатам, он спешит отблагодарить спартаковскую часть трибун.

Аленичев как режиссер большого театра приехал ставить на Тульской сцене настоящую русскую классику, спартаковский футбол, романтичный, полный юношеской безответственности за результат. Аленичев позволял себе отправить дублирующий состав на матч с лидером чемпионата, мог играть в три защитника, вырисовывать узоры в штрафной площади соперника. Арсенал Дмитрия Аленичева сквозил чем-то бунтарским, едва слышен был в нем спартаковский душок. Пусть в его распоряжении были не самые пластичные исполнители, Аленичева это не останавливало, ему важнее было донести мысль, причем до одного конкретного человека: если его команда упадет, то сделает это так громко, что в кабинете Федуна будут слышны овации после  падения в ФНЛ. Причем овации спартаковских болельщиков.  Все эти приёмы политтехнологий применялись так тонко, так изящно, как бы невзначай. Как итог – общественность и сам главный зритель решили, что нет ничего лучше, чем Аленичев в Спартаке, в нагрузку Леонид Федун, демонстративно отошел от прямого руководства командой, передав  его спартаковским ветеранам.

Первый сезон Аленичева и Спартака выходит слабеньким. Этот роман со «Спартаком» слишком трагичен для обоих. Аленичев для себя открыл границы своего тренерского таланта, в «Спартаке» хлопать в ладоши после поражения – это моветон. «Спартак» в свою очередь не принимает идеи своего тренера и уже три мушкетера (Промес, Зе Луиш, Мельгарехо) и Д’Аленичев не кажутся способными сохранить честь ромбика и побороться за «еврокубковую» осень. «Спартаку» нужно нечто большее, чем легенда клуба у руля команды. Быть может, Спартаку нужен Бог?

В античной драме есть прием, который позволяет незадачливому автору в повествовании своего романа дойти до конца без потерь. Такой прием называется «Бог из машины».  Главным его достоинством является неожиданное появление добрых сил, помогающих в разрешении проблем главных героев. Например, девушка, спасающаяся бегством от маньяка, случайно падает, споткнувшись о корягу в лесу, а над дрожащим телом уже нависает фигура настигшего её злодея, он замахивается, что бы ударить бедняжку топором, как вдруг ему в спину стреляет раненый полицейский, часом ранее сбитый грузовиком того самого маньяка. Это классический пример использования «Бога из машины», то есть механического вмешательства высших сил в судьбу героев.

В реальной жизни такие события происходят не часто, немного мы знаем чудесных спасений при помощи сторонних сил. В подтверждении редкости такого вмешательства можно вспомнить произошедший случай со сборной России, которой, как раненный полицейский, помогла попасть на Евро 2008 сборная Хорватии.

За пятнадцать лет «Спартак» ничего не выиграл, самое интересное, что «Спартак» ничего не потерял, состав команды вполне боеспособный, тренер молодой, руководство пропитано, как хороший шашлык маринадом, спартаковским духом,  новый стадион, армия болельщиков. Тем не менее, со «Спартаком» ничего не происходит. Правопреемнику античной драмы московскому «Спартаку» также не помешал бы «Бог из Машины».