11 мин.

230 млн на Кунью, Шешко и Мбемо. «МЮ», откуда деньги?

Разбор Игоря Сергеева.

«МЮ» летом мощно закупился: только на атакующее трио Матеус Кунья – Беньямин Шешко – Бриан Мбемо потратили более 230 млн евро. Это третий показатель в топе самых дорогих закупок форвардов в истории – больше тратились только «ПСЖ»-2023/24 (306 млн) и «Реал»-2019/20 (231 млн).

При этом у манкунианцев ноль продаж. Неужели сэкономленного на скрепках и еде для сотрудников хватило на мощное усиление?

«МЮ» много зарабатывает: два года лидер по прибыли, но за будущее тревожно

Манкунианцы привычно показывают высокие доходы. Например, по общей выручке в сезоне-2023/24 (пока есть устойчивые данные только за этот период) занимают пятое место, несмотря на восьмое место в АПЛ и невыход из группы ЛЧ с «Копенгагеном» и «Галатасараем» (победа, ничья и четыре поражения).

В ноябре французский Центр спортивного права и экономики (CDES) подсчитал, что с 2011 года (делали по заказу «ПСЖ», поэтому временной отсечкой служит покупка  клуба шейхами) «МЮ» восьмой в Европе по темпам роста доходов – 6,1% среднегодового прироста. Это ниже «Сити» (14,1%), «Тоттенхэма» (11%) , «Ливерпуля» (10,6%), но выше, например, «Барсы» (4,9%) и «Реала» (4,1%).

При этом «МЮ» лидирует на континенте по операционной прибыли. Два года подряд.

Годом ранее операционный плюс «МЮ» был еще больше – 165 млн евро. Очень важно, что речь все-таки о финансовых результатах без учета трансферной активности – с ней разберемся чуть позже.

«МЮ» на высоких местах по всем статьям операционных доходов.

● Пятый по матчдэй-выручке129 млн евро. Выше только «Реал» (185 млн), «ПСЖ» (168 млн), «Арсенал» (153 млн) и «Бавария» (131 млн), следом – «Тоттенхэм» (123 млн) и «Ливерпуль» (108 млн). 

«Олд Траффорд» третий по посещаемости стадион Европы – средние 73 815 зрителей в прошлом сезоне. (99% вместимости арены). Годом ранее было немногим меньше – 73 504 (выше только «Боруссия» и «Бавария»).

Продажи абонементов/билетов, а также разнообразные услуги на стадионе в дни матчей приносят в кассу «МЮ» в среднем 5,2 млн евро за одну игру. Меньше «Арсенала» и «Тоттенхэма», но больше «Ливерпуля» и «Ман Сити».

В отчетах за прошлый сезон высокие показатели сохранятся, а вот в новом точно просядут без еврокубков. Возможно, чтобы хоть как-то это компенсировать, боссы нашли непопулярную точку роста – неожиданно повысили цены на билеты до минимальных 76 евро (66 фунтов, здесь и далее конвертация по текущему курсу), абонементов – до 667 евро. Посмотрим, что из этого выйдет.

● Третий показатель по коммерческим доходам. Совокупность спонсорских сделок и другой бизнес-активности (мерчендайзинг, использование объектов в нематчевые дни, оплата международных туров) принесли суммарные 383 млн евро, выше только «Реал» (458 млн) и «Сити» (415 млн). 

Разработчик программного обеспечения Snapdragon платит «МЮ» за титульное спонсорство около 70 млн евро в год, что меньше соглашения «Сити» с Etihad Airways (79 млн), на уровне сделок «Реала»-Emirates и «ПСЖ»-Qatar Airways (также по 70 млн), больше партнерства «Ливерпуля» с банком Standard Chartered (55 млн).

Дополнительные 23 млн евро «МЮ» приносит нарукавный логотип IT-компании DXC Technology. Для сравнения: «Сити» получает за подобную сделку около 20 млн евро от криптобиржи OKX, а «Ливерпуль» – в два раза меньше (10,4 млн) от туристической компании Expedia.

Технический контракт с adidas ежегодно добавляет в кассу примерно 103,8 млн евро. Для сравнения: «Реал» от аналогичного сотрудничества с немецким гигантом получает 120 млн евро ежегодно, «Сити» недавно переподписалcя с Puma на 115,5 млн, соглашение «ПСЖ» и Nike оценивается в 80 млн.

Правда, будущие доходы просядут из-за тех же еврокубков – контракт предусматривает удержание 11,5 млн евро (10 млн фунтов) штрафа в случае пропуска каждого сезона Лиги чемпионов. 

● «МЮ» много и стабильно зарабатывает на продаже мерча146 млн евро. Столько же у «Ливерпуля, на континенте больше только у «Реала» (196 млн), «Барселоны» и «Баварии» (по 171 млн). 

Телевизионные доходы «МЮ» в сезоне–2023/24 составили 257,4 млн евро – третий показатель в АПЛ («Ман Сити» – 343 млн, «Арсенал» – 302 млн). Эта статья тоже просядет из-за плохих результатов – только на телевизионных выплатах от АПЛ манкунианцы потеряли 23 млн евро (12%). Основная причина – провальное 15-е место в лиге, а треть всех выплат зависит от итоговой позиции.

От УЕФА в сезоне-2023/24 получил 63 млн евро – 13-е место. «Реал» – 141 млн, «Сити» – 122 млн, «ПСЖ» – 121 млн. В прошедшем сезоне еще меньше – финал Лиги Европы принес в кассу всего 24,5 млн евро, в предстоящем – вообще ничего не будет.

А доходов точно хватит на топ-трансферы? Что с финансовыми правилами?

В этом году «МЮ» не нужно влезать в финансовые лимиты УЕФА – они только для участников еврокубков. Но есть требования АПЛ – не уйти в убыток более 17,3 млн евро за три года, в крайнем случае – не ниже 120,9 млн, но при условии покрытия разницы за счет владельцев.

Операционные расходы «МЮ» без учета трансферной амортизации и зарплат колеблются на уровне 170-180 млн евро (в сезоне-2023/24 было 172,4 млн), значит с учетом прогнозируемой выручки (750-800 млн) остается примерно 600 млн

Сильные операционные показатели практически полностью нивелируются трансферной расточительностью и большой зарплатной ведомостью.

Согласно последнему отчету УЕФА, в сезоне-2023/24 баланс переходов «МЮ» дал чистый минус 174 млн евро, следом «Арсенал» (-142 млн), «Ювентус» (-127 млн), «Реал» (-119 млн) и «Ливерпуль» (-111 млн). Прошлый сезон «МЮ» также в минусе – на 129,1 млн, в этом – уже на 229,7 млн.

Вроде бы все плохо, но в рамках финансовых регламентов так учитывать трансферный баланс – некорректно (что в Англии, что в еврокубках).

Напомним, что по правилам амортизации трансферные выплаты размазываются на весь срок контракта (но не более пяти лет). Например, потраченные на Беньямина Шешко 76,5 млн евро будут считаться как ежегодные расходы в 15,3 млн (76,5 делим на 5), бонусы в 8,5 млн будут учтены в год их выплаты (скорее всего не в этом). Чтобы клубы не мухлевали, правило имеет обратную силу – при продаже игрока из доходов целиком вычитается амортизационный остаток (если Шешко продадут через два года – из доходов вычтут оставшиеся 30,6 млн).

Текущий трансферный баланс также считается с учетом всех амортизаций – как на вход, так и на выход (но таких пока нет). 

Интересно, что «МЮ» все-таки умудрился в этом году заработать на трансферах 27,6 млн евро. Да-да, никого не продав. 

Трансферы прошлых сезонов предусматривали пункты о проценте с последующей продажи (sell‑on clause). Дальше все зависит от условий – процент от стоимости последующей сделки (transfer fee) или от прибыли от перепродажи (profit). В первом случае – надо считать процент с учетом амортизации, во втором – нет. 

Так, Энтони Эланга перешел в «Ноттингем» за 23,9 млн евро с пунктом 20% от прибыли при перепродаже, через два года его купил «Ньюкасл» за 61,4 млн – чистая прибыль «Форест» 47,1 млн (вычли 14,3 остаточной амортизации). «МЮ» получает от сделки 9,4 млн евро.

При продаже Альваро Каррераса в «Бенфику» прописали 20 % от суммы компенсации – это 10 млн в кассу «МЮ» после перехода испанца в «Реал» за 50 млн. Такой же пункт принес манкунианцам 2,4 млн евро после перехода Макси Ойеделе из «Легии» в «Страсбур». Еще 5,8 млн евро – оговоренная выплата от «Челси» за отказ выкупить арендованного Джейдона Санчо. Но этого явно недостаточно, чтобы перекрыть расходы.

Здесь «МЮ» может вырулить за счет продажи воспитанников. Мы детально объясняли, как работает фокус имени Тодда Боули, сейчас – кратко. Если игрока не покупали (или пришел бесплатно), вся сумма от продажи идет в чистые доходы. Никаких нюансов. Продажа воспитанников идеально подходит для покрытия сверхзатрат – можно вписать в отчетность большие деньги.

Поясним на примере возможных продаж Алехандро Гарначо и Расмуса Хойлунда. Первый был хоть и не вышел из местной академии, но был куплен в 2020-м в молодежке «Атлетико» всего за 465 тысяч – ФИФА считает таких игроков воспитанниками (провел не меньше трех лет в системе клуба в возрасте с 15 до 21 года). Амортизация аргентинца либо уже обесценилась, либо околонулевая.

Весь доход от Гарначо пойдет в кассу, а из выручки от Хойлунда нужно будет вычесть амортизационные 46,6 млн. 

«МЮ» использует данный бухгалтерский финт: за последние три сезона продали 12 воспитанников на общие 142,5 млн евро (больше только у «Челси» и «Сити»). Так, продажа Скотта Мактоминея принесла чистые 30,5 млн, Мэйсона Гринвуда – 26 млн, Энтони Эланги – 23,9 млн, Альваро Каррераса – 14,3 млн. 

Так что трансфер Гарначо за условные 50 млн евро практически полностью отобьет траты этого года.

Вроде удобно, но есть серьезный минус – расходы на покупки игроков копятся и формируют амортизационный снежный ком в бюджетных расходах. Например, в этом году все еще учитывается амортизация Расмуса Хойлунда (15,56 млн) или Антони (19 млн). И так со всеми ранее приобретенными игроками, пока действует срок их первых контрактов. 

Кстати, обсуждаемая (и очень вероятная) аренда Хойлунда в «Милан» не сильно выручит «МЮ» – клуб сэкономит только на зарплате (5 млн евро) и частично компенсирует амортизацию за счет оплаты временного перехода (6 млн). Опция выкупа (45 млн евро) не дает никаких преимуществ, а вот если клубы пропишут такое обязательство – по бухгалтерии это будет прямо сейчас считаться полноценным трансфером (что разгрузит бюджет на 20 млн разом).

Прошлым летом общий амортизационный баланс «МЮ» составлял 215 млн евро (в АПЛ больше было только у «Челси), за календарный год трансферы (Шешко, Мбемо, Кунья, Доргу и компания) прибавляют еще амортизационные 52,34 млн – получаем уже космические 267,34 млн в год. Отсюда можно только заминусовать незначительный после ухода Виктора Линделефа – после двукратного продления контракта (остаток снова делили на пять) в последний год его амортизация упала с изначальных 7 млн до 840 тысяч евро.

Кроме прочего, у «МЮ» седьмая в Европе зарплатная ведомость – 429 млн евро. Ушедшие летом бесплатно Кристиан Эриксен, Виктор Линделеф и Джонни Эванс (плюс аренда Рэшфорда) разгрузили платежку на солидные годовые 34 млн, новички добавили 32,6 млн – то есть платежку сократили всего на 1,4 млн.

Зарплатные 429 млн плюс трансферные 267 млн – сумма явно вылетает за свободные 600 млн евро на сезон.

После смены владельцев «МЮ» взял курс на кричащую экономию (например, на канцтоварах и еде). Джим Рэтклифф, который устоялся в списке главных футбольных скупердяев, прошлым летом сократил 250 сотрудников клуба. Возможно, это связано с тем, что «МЮ» на тот момент шел пятым в Европе по общему количеству работников – 1140 человек в сезоне-2023/24, больше было только у «Барсы» (1781), «Баварии» (1347), «Зенита» (1302) и «Реала» (1163). Да-да, «Зенит» – третий на континенте. 

В «МЮ» экономию от сокращения штатов оценили минимум в 40 млн евро.

О тратах действительно стоит задуматься, но много сэкономить на офисных сотрудниках и скрепках не выйдет. Даже по самым примерным подсчетам трансферы (плюс амортизация состава) вместе с зарплатами пожирают уже почти 700 млн евро. А это где-то уход в общий минус на 100 млн.

Нынешних финансовых результатов, вероятно, хватит для того, чтобы влезть в рамки АПЛ, но если «МЮ» рассчитывает на еврокубки в следующем сезоне (там требования жестче), точно надо продавать кого-то уже сейчас.

Телеграм-канал Игоря Сергеева

«Ливерпуль» потратил 300+ млн евро. Все понимаем, но откуда столько денег?

Фото: Gettyimages.ru/Michael Steele, Richard Heathcote, Christopher Furlong