Новый госнадзиратель в АПЛ. Может снимать владельцев, отстранять клубы, но будет жить за их счет
Называет себя независимым.
Апрель 2021-го, тихий вечер, который оживляет неуверенная речь босса «Реала» Флорентино Переса. Он объявляет о запуске Суперлиги, турнира, меняющего устои.
Англия настолько перепугалась, что за несколько лет создала настоящую футбольную полицию.
Теперь государство – главный регулятор. Оно выдает лицензии и устанавливает правила – конечно, через прокси-структуру.
ФИФА, не спорь, пожалуйста.

Официально: о жестком регулировании государство попросили болельщики. Ну и как им отказать?
Независимый футбольный регулятор (Independent Football Regulator – IFR) формально создан в июле 2025 года в результате принятия закона об управлении футболом (Football Governance Act).
В пояснительной записке сообщается, что регулятор создан из-за многочисленных тревог: за финансовую устойчивость клубов, благонадежность владельцев, роль болельщиков в управлении. От идеи до запуска прошло меньше четырех лет.
В ноябре 2021-го, через несколько месяцев после запуска и краха Суперлиги, был опубликован «независимый обзор» положения дел в футболе, который рекомендовал создать новый независимый регулятор.
Формально его написала «независимая группа болельщиков», к независимости которой есть вопросы. Официальным заказчиком разработки документа выступило Министерство цифровых технологий, культуры, медиа и спорта. Как раз на фоне испуга от слов Флорентино Переса. Ведь тогда сразу шесть клубов АПЛ («Арсенал», «Челси», «Ливерпуль», «Сити», «МЮ» и «Тоттенхэм») примкнули к Суперлиге, пусть и ненадолго.
На тот момент премьер-министр Борис Джонсон заявил, что правительство рассмотрит все возможные меры, чтобы сорвать планы мятежников. А экс-министр спорта и депутат-консерватор Трейси Крауч возглавила комиссию, которая и занялась формулированием предложений. Выслушав «более ста часов показаний страстных болельщиков, руководителей клубов, групп по интересам, футбольных властей, финансовых экспертов (например, Кирана Магуайра) и многих других, кто изо дня в день связан с футболом (например, Роя Ходжсона)», сделали вывод: футболу нужно более строгое регулирование.
«Футбол в нашей стране стоит перед суровым выбором. Опираться на свои многочисленные сильные стороны, модернизировать систему управления, сделать ее еще более справедливой и сильной на всех уровнях или же ничего не делать и страдать от неизбежных последствий бездействия, – уверена Крауч. – Клубы находятся всего в одном недобросовестном владельце от катастрофы».

Когда все просят государство вмешаться, дальше уже дело техники. В феврале 2023 года рекомендации попали в правительственный обзор (White paper) и получили широкую межпартийную поддержку. В октябре 2024-го законопроект об управлении футболом был внесен в Палату лордов, а этим летом он превратился в закон.
Так в Англии появился новый футбольный регулятор.
Регулятор сможет отстранять владельцев и даже менеджеров. И будет жить на деньги клубов
Пока есть только общие очертания деятельности регулятора (IFR).
Цели размытые: обеспечение наследия, финансовой устойчивости и стабильности английского футбола «путем надзора за финансовым благополучием клубов и практикой их управления». Под таким надзором оказались 116 клубов пяти высших дивизионов мужского профессионального футбола Англии и Уэльса.
Два основных инструмента IFR: новый режим лицензирования клубов и тестирование клубных владельцев и управленцев.
● Лицензирование – чтобы его пройти, клубу нужно доказать соответствие стандартам финансового и корпоративного управления. Если клуб лишится лицензии, то автоматически теряет право на участие в соревнованиях.
● Тестирование – новый владелец должен получить статус «подходящего для управления клубом». Государство оценит его честность, добросовестность и финансовую устойчивость (конкретные критерии разработают позже). У IFR есть право отстранить действующего владельца клуба при появлении соответствующих жалоб (например, от фан-движений). Такие же требования – к клубным топ-менеджерам, которых протестируют на профпригодность.

Проблемы будут при отсутствии финансовой состоятельности, прозрачности, сомнительных финансовых практиках и связях с организациями, находящимися под следствием.
Есть и несколько требований для клубов. Без одобрения регулятора запрещено:
❌ участвовать в новых соревнованиях;
❌ продавать или переносить домашний стадион;
❌ назначать внешнего управляющего при банкротстве;
❌ менять клубную эмблему, цвета домашней формы или название.
При этом регулятор наделен широкими следственными полномочиями, включая право входить в помещения предприятий и допрашивать любых лиц, имеющих отношение к расследованию, а также получать и передавать информацию различным государственным и частным организациям, включая правоохранительные органы.
Настоящая футбольная спецслужба.
Утверждается, что IFR будет самостоятельно разрабатывать стандарты, но обязан консультироваться с клубами «по некоторым вопросам» и учитывать мнение болельщиков. У Футбольной ассоциации (FA) будет наблюдатель в новом регуляторном органе.
И еще: регулятор будет жить за счет клубов, которые теперь обязаны вносить ежегодные взносы. Взносы за то, чтобы за ними следили.
У правительства есть право выпускать обязательные рекомендации для IFR, а также назначать его руководство.
Регулятор уже влип в первый скандал – из-за возможного кумовства

Первым председателем независимого футбольного регулятора назначили кавалера ордена Британской империи Дэвида Когана, который почти полвека занимал руководящие должности в телевизионной и спортивной индустриях. Заключил ряд многомиллиардных сделок по продаже телевизионных прав от имени крупных спортивных организаций, включая АПЛ и УЕФА.
«Мы не бросаем вызов АПЛ, – объявил он в интервью Sky Sports. – За свою карьеру я работал над тем, чтобы привлечь в АПЛ миллионы фунтов. Зачем мне каким-либо образом ограничивать успех лиги? Мы полностью сосредоточены на финансовой стабильности и надежности, это моя обязанность, и я должен ее придерживаться».
При этом он уточнил важное: займется в основном деньгами, проверка деятельности владельцев на соответствие политическим и другим нормам – не в компетенции регулятора.
А еще назвал хороших владельцев угрозой для футбола.
«Я думаю, что на самом деле гораздо большую проблему вызывают не плохие, а хорошие владельцы. Они тратят огромные деньги на поддержание своих клубов и сталкиваются с неопределенным будущим. Это модель, которую действительно необходимо тщательно оценить».
При этом назначение Когана проверяет комиссар по государственным назначениям – интересуют связи с лейбористской партией. Коган жертвовал деньги на избирательные кампании 2020 года нынешних премьер-министра Кира Стармера и министра культуры Лизы Нэнди (которая, кстати, и вынесла его кандидатуру на должность руководителя IFR). И только в 2025 году он покинул пост руководителя сайта LabourList, освещающего деятельность лейбористского движения.
Оппозиционные депутаты от консерваторов считают, что назначение Когана – классическое кумовство, когда власть выбирает руководителей не по профессиональным качествам, а исходя из близости к нужному кругу. Все усугубляется тем, что Коган не фигурировал среди трех изначальных кандидатов.
«Я не чья-то марионетка или чей-то приятель, – защищает честь Коган. – Проблемы не во мне и не в нарушении приличий. Департамент культуры, медиа и спорта пришел к выводу, что я – подходящий человек для этой должности».
Если все-таки в процедуре назначения найдут нарушения (например, неполное раскрытие информации о пожертвованиях или конфликт интересов), скорее всего, будут новые выборы и новый председатель.
Разумеется, АПЛ против

Ожидается, что регулятор начнет работу уже с осени. К сезону-2027/28 все клубы пяти высших дивизионов должны пройти лицензирование, при этом для отдельных процедуру запустят уже следующим летом – в пилотном режиме.
К некоторым владельцам уже появились вопросы. Например, к боссу «Шеффилд Уэнсдей» Деджфону Чансири – из-за задержек зарплаты.
«Не комментируя ситуацию в отношении конкретного клуба, мы собираемся принять это к сведению и уже много общались с жителями Шеффилда, – пояснил Коган. – И когда у нас появится возможность, мы начнем действовать».
Логично, что в АПЛ напряглись. Генеральный директор Ричард Мастерс замечал, что новая система дублирует существующие процессы и не подходит для футбола, потому что построена по образцу регулирования финансового сектора.
«Банковское дело – это отрасль, требующая системной стабильности. Футбольная индустрия в целом удивительно стабильна, – считает Мастерс. – Жесткая конкуренция, призы за успех и последствия неудач – все это часть высококонкурентной системы лиги, за которой болельщики хотят следить. Это не те недостатки, которые нужно устранять».
Особенное возмущение вызывает полномочие IFR навязывать мировое соглашение, если АПЛ и Английская футбольная лига не договорятся при распределении доходов от трансляций в пользу низших лиг.
Также босса АПЛ беспокоит, что на новый орган сильно влияет государство, что может вызвать проблемы с ФИФА – вмешательство государства в соревновательный футбол запрещено.
Британские власти настаивают на полной независимости регулятора – органа, созданного политиками, работающего по государственным рекомендациям и управляемого назначенным правительством председателем.
Верим?
***
Большой разговор про деньги АПЛ: Игорь Сергеев раскладывает все на видео. Смотрите на ВидеоСпортсе’’ или прямо здесь.
Уроки магии: как скупать топ-игроков и не злить УЕФА
У «Спартака» теперь проблемы с трансферами и деньгами? Из-за санкций против «Лукойла»

Фото: Gettyimages/Carl Recine / Staff, Michael Steele / Staff, WPA Pool / Pool; East News/JOEL SAGET / AFP









и как же без кумовства и мохнатых ручек..
Из одной крайности - в другую, которая не менее располагает к коррупции и блату, что уже и показывается
Единственный смысл этого регулятора - контроль над лигой через создание кучи лишних чиновничьих мест с целью попилить бабло, и это делается буквально в открытую.
И очень забавно, что обосновано это "желанием людей", ага. Примерно как до этого было "желание народа" (а по сути какой-то мелкой общественной повесточной организации) по регуляции контента для несовершеннолетних в сети, после чего ввели обязательные паспортные данные при регистрации в соцсетях, а через неделю начала работать спецслужба по киберпреступленям, которая ищет людей за плохие посты про мигрантов, трансов или геев в соцсетях. А о детях как-то и подзабыли уже...