4 мин.

Боб Хартли в «Авангарде». Омск поборется за Кубок Гагарина?

Новость о назначении Боба Хартли на должность главного тренера омского «Авангарда» стала в значительной степени неожиданной. Новое руководство омского клуба довольно долго искало достойного кандидата на вакантный пост, перебрав целый ряд известных и даже весьма громких фамилий. Впрочем, если в реальность вариантов с Вячеславом Быковым или главным тренером сборной Швеции Рикардом Грёнборгом априори верилось с трудом, и это очень сильно напоминало если и не полноценный фейк, то что-то близкое к тому, то Илья Воробьёв или Алексей Кудашов в определённый момент были вполне реальными кандидатурами. Но оба сорвались с крючка, как, к слову, и Анвар Гатиятулин – все трое дружно перебрались на берега Невы. В итоге, как казалось, на финишной прямой остались два претендента – Харийс Витолиньш и Петерис Скудра. И именно из этих двух вариантов Максиму Сушинскому и Александру Крылову предстояло выбрать того, кто поведёт «ястребов» за собой в следующем сезоне.

В принципе, оба эти варианта казались понятными и по-своему надёжными. Витолиньш – многолетний ассистент Олега Знарка, который в связке с ним брал Кубок Гагарина в «Динамо» и СКА, а со сборной России буквально недавно выиграл Олимпиаду. На фоне Знарка Витолиньш всегда был подчёркнуто корректен и уважителен как с игроками, так и в общении с прессой, не позволяя себе каких-то вольностей и эксцентричных выходок. Как кажется, это просто не в его характере. Плюс к тому, он слывёт довольно сильным специалистом в различных методических и тактических нюансах игры, в то время как Олег Валерьевич скорее является сильным мотиватором. В результате у них получился очень сильный и эффективный тандем, что обычно и бывает, когда разные элементы дополняют и обогащают друг друга. А вот в роли самостоятельного galvenais treneris («главный тренер» по-латышски) у Витолиньша был не слишком удачный опыт в московском «Динамо», где он провёл сезон после ухода своего старшего товарища в сборную в 2014 г. Здесь так и хочется провести параллели с Игорем Захаркиным, который также долгие годы был правой рукой Вячеслава Быкова, и этот альянс также оказался сверхуспешным. Но самостоятельная карьера у него не задалась. Хотя, справедливости ради, с прошлогодней «Югрой» трудно было рассчитывать на что-то иное.

Петерис Скудра - это уже совсем иной вариант, у которого с предыдущим нет ничего общего, кроме национальности. Скудра – крутой мотиватор, один из лучших в лиге. Но, как известно, наши недостатки – это продолжение наших достоинств. А к недостаткам Петериса относится его чрезмерная импульсивность, конфликтность, что зачастую выливается в неспособность контролировать свои эмоции, захлёстывающие через край. Всё имеет свои пределы, в том числе эмоциональное воздействие на игроков. В какой-то момент они просто становятся невосприимчивы к накачкам со стороны тренера, что порождает непонимание, отчуждение и перерастает в конфликт. Что мы и наблюдали в Нижнем Новгороде последние пять лет. Да, Скудра выжимал из команды максимум, но чрезмерно высокой ценой. Да и по стилю прививаемого им хоккея он едва ли был бы идеальной фигурой для «Авангарда», который исторически привык немного к другому. В конце концов, опыт Андрея Скабелки, типологически весьма похожего на Скудру специалиста, убеждает в том, что подобные методы на берегах Иртыша имеют мало шансов на успех.

Что касается Боба Хартли, то, по крайне мере на данный момент, есть полное ощущение, что это заявка на очень большой успех. Витолиньш и Скудра были более близкими и понятными вариантами, но с определённым потолком. Их приглашение означало бы, что Омск будет бороться за место в плей-офф, но какого-то гигантского прорыва ожидать было бы трудно. Боб Хартли – это кандидатура из совсем иной оперы.

Хартли – тренер-чемпион, который добивался успеха везде, где работал – в АХЛ, НХЛ, швейцарском чемпионате. Наконец, Хартли добился отличного результата с довольно скромной ныне сборной Латвии, которая под его руководством вышла в четвертьфинал минувшего чемпионата мира в Дании. Неплохой послужной список, не правда ли?

Сам Хартли уже успел отметить, что для него работа в «Авангарде» и вообще в России – это новый и очень интересный вызов, а возможных трудностей он не боится. Понятно, что у этого назначения есть и очевидные риски, но они по сути общие для всех тренеров-иностранцев. Хартли плохо знаком со спецификой КХЛ, да и языковой барьер наверняка даст о себе знать, хотя, учитывая его лингвистические способности (Хартли владеет несколькими языками и даже освоил латышский), едва ли это станет камнем преткновения, как в случае Эркки Вестерлунда. Хартли вполне может повторить путь Дэйва Кинга и Майка Кинэна, которые добились в КХЛ серьёзных успехов и оставили в её истории очень яркий след. Хотя в том же «Авангарде» десять лет назад был прецедент, связанный с другим канадским тренером – Уэйном Флемингом, у которого ничего не получилось. Но почему-то есть ощущение, что на этот раз всё будет иначе.

Приглашение Боба Хартли означает, что в «Авангарде» нацелены на создание топ-клуба, способного навязать борьбу грандам Востока, а затем и двум армейским гегемонам. Понятно, что мгновенно, по щелчку это сделать вряд ли удастся. Как говорят англичане, it’s too good to be true. Омичи по сути сейчас только в начале большого пути. Новое амбициозное руководство едва ли устраивают те позиции, которые команда занимала последние годы, пребывая на вторых ролях и постепенно утрачивая статус топ-клуба нашего хоккея. И в этом смысле выбор главного тренера видится вполне адекватным. В общем, теоретические предпосылки для успеха есть. Дело за малым – реализовать их на практике.