6 мин.

В защиту прагматичности

Хочу сказать немного, но конкретно по одному большому поводу.

Должны ли футбольные команды играть красиво, радуя глаз болельщиков, заставляя проникаться футболом даже нефутбольных людей? И это в современном, сверхрациональном мире, мире больших денег, а деньги, как известно, нынче — это результат претворения в жизнь бизнес-стратегий ...вот именно: стратегий, планирований, различных аналитических изысканий. Футбол перестал быть просто игрой. В мире большого спорта главная цель — результат, а самая главная задача — подготовить максимально эффективную площадку для достижения цели-результата. Эти площадки — игровые концепции, которые выстраивают и потом с дотошностью соискателей на ученую степень защищают на больших турнирах. Футбол хорош своей непредсказуемостью, пусть в некоторых случаях и это его качество «нечистые» на руку персоны стремятся подмять под себя, под свои такие же «нечистые» интересы. Я имею ввиду договорные матчи. Но здесь — не о них.

На нынешнем Евро сломано немало копий при обсуждении различных явлений. Одно из них — сборная Англии и ее футбол, вернее, антифутбол. Сборную, потерявшую перед турниром множество своих козырей, в том числе тренера — Фабио Капелло, пусть итальянский специалист и не выглядел непременным гарантом успеха на Евро, нещадно критиковали по ходу турнира — и я считаю критику крайне необоснованной. Пусть Англия приехала на турнир не в ранге фаворита, но это не позволяло Джеррарду и другим амбициозным звездам сборной «Трех львов» уподобляться условной Ирландии или Греции и сыграть так, как получится, в угоду известному олимпийскому принципу. Пусть англичанам и пришлось в некоторой степени наступить на горло собственной песне и придушить в себе страсть продуктивно атаковать с захватом немалой территории соперника, но только в этом был их шанс. И даже не шанс — а некая гарантия. Гарантия успеха. Англия — не та команда, чтобы надеяться на шанс. Шансы — это неблагодарная вероятность, это, как бы, 50 на 50. Не пойдет! И англичане пошли путем, который увеличил их шансы до более привлекательных цифр. Так мы получили команду, которая разнообразила турнир, которую можно было сравнить как с Грецией, так и с Италией образца Евро-2000, к примеру. Еще более живой пример: Челси-2012.

Каждая игровая модель имеет право на жизнь. Даже такая антифутбольная. Может, это неприятно болельщикам, но кто посмеет утверждать, вооружившись набором железных аргументов, что футбол нынешний — сугубо для болельщиков? Игроки на поле решают свои задачи. Они не наберут баллов за артистизм, но умрут на поле и потом, глядя в их глаза, не найдешь безразличия к болельщикам, в отличие от игроков другой, ставшей печально известной на этом турнире, команды. Каждый играет так, как может, в зависимости от того, какими ресурсами он обладает, пусть про Челси и говорили, что стыдно, мол, играть в антифутбол при таких замечательных мастерах креатива в составе, как Дрогба, Лэмпард, Мата, Торрес, Старридж и т. д. Но Челси не просто играл так, как мог, а так, чтобы иметь некие гарантии на успешную реализацию амбициозного плана — взятия Кубка чемпионов. Так и Англия. Вполне возможно, что играя в футбол, близкий по философии к футболу МЮ, а не Челси Ди Маттео, Англия добилась бы выхода из группы, но Ходжсон вполне себе здраво рассудил, что таким образом он сыграет в рулетку с пресловутыми шансами, а ему это не надо. В нормальной человеческой жизни большинство людей предпочтет синицу в руке, нежели журавля в синем небе, или притормозит на мигающем красном на перекрестке, дабы не попасть в аварию — и это нормально. Адекватным людям свойственно перестраховываться, искать верные пути для достижения цели, минимизация риска и так далее, так и англичане — выложили на стол все свои самые работающие козыри и сыграли ими. В любом случае, в футболе самое интересное — непредсказуемость, а если все будут играть «в открытую», презрев всякие намеки на «капканы», катеначчо и прочие «замки», то изначально можно отдавать титул испанцам.

Все играют в футбол так, как умеют в него играть, и все хотят добиваться в нем результата. На стадии подготовки к большим турнирам, все команды ставят перед собой разные задачи, но цель у всех одна — победить. Естественно, что немцам и испанцам кровь из носу нужна только одна победа, победа во всем турнире, а чехам или шведам — выйти бы из группы и постараться пройти как можно дальше, а там — чем черт не шутит. Но в любом случае, каждый стремиться избрать тот путь, который, как им кажется, дает максимальные гарантии успешности выполнения задач на конкретный матч, на конкретную стадию. Даже голландцы — узнаваемая и яркая сборная, составленная из звезд первой величины — даже они пошли по пути прагматизации своего игрового стиля, по его коренной ломке и выстраиванию совершенно чуждой духу Кройфа и Ван Бастена модели игры, потому как именно в этом Ван Марвейк увидел способ максимизировать свои шансы на успех в борьбе с равными себе прочими фаворитами, они и раньше — шансы — были неплохими, но каждый раз оранжевым чего-то не хватало. Успех в ЮАР был заслужен, пусть кто-то увидит в этом некоторый элемент случайности в виде всего лишь одного соперника-гранда на пути к финалу — Бразилии, которая тоже приехала на турнир обязательно выигрывать и для этого избрала подобный голландцам стиль — основанный на прагматичности и дисциплинированности, еще более чуждый традиционной бразильской манере. Но Дунга так решил — и ему пришлось признать поражение в матче с равным соперником, в открытом бою с которым, быть может, бразильцы и выиграли бы, но кто знает. В 1998-м и те, и другие играли так, как завещали предки — и дело дошло до серии пенальти. А это — лотерея, никак не то, на что надеются тренеры, готовясь побеждать. Фиаско голландцев на украинских полях — клубок больших проблем, назревших в их стане. По сути, игровая модель, избранная перед ЧМ-2010 и успешно на нем опробованная, не изжила себя, ею можно было и дальше добиваться успеха, вот только ее дальнейшее применение требовало в первую очередь максимальных человеческих усилий и дисциплинированности, свежести и драйва, чего у голландцев не было. Голландские опорники не справились со своими немецкими и португальскими визави, защитники не отличались тем, чем отличились защитники английские — бульдожьей хваткой, маниакальной страстью сыграть на опережение при любом мало-мальски опасном навесе или простреле и чувством локтя при подстраховке. В атаке не хватило, в первую очередь, командного движения и подавления колоссального эгоизма исполнителей, чья уверенность переросла в чрезмерную самоуверенность, погубившую их в стартовом матче с датчанами.

Что касаемо Испании — при всей своей мощи и потенциале, эта команда приехала на турнир защищать титул и входить в историю. Избери она режим большей открытости и меньшей прагматичности — она и в таком случае была бы фаворитом № 1, но в то же время — это дало бы больше шансов остальным в противостоянии с ней. Дель Боске не хочет повторения Швейцарии-2010, он не уверен в том, что, дав сопернику один раз забить, его команда сможет переломить ситуацию. А так — уж лучше сыграть так, чтобы у соперника если и были бы шансы, то только в пределах математической погрешности. Нынешняя Испания — очень уязвима в определенных ситуациях. Она менее приспособлена к экстремальным условиям, чем Германия, от того она стремится к исключению возможности возникновения нежелательных экстремальных ситуаций. Таким образом мы теряем идеального чемпиона, каким была, скажем, Франция-2000, или яркую и динамичную сборную, какой была сама «Красная Фурия» времен Хосе Антонио Камаччо, к примеру. Но та команда так и осталась в памяти своим лицом, но не своими победами.

Нам всегда хочется красок и эмоций, взрывов и агоний, скандалов и прочей шумихи — но к решению своих жизненных проблем большинство из нас подходит с холодным расчетом, дабы избежать неприятных сюрпризов. И пусть мы — в основной своей массе — народ не публичный, а замкнутые в себе частники, а футбольные топ-команды — формации публичные, превознесенные обществом на пьедестал всеобщего внимания и почитания и получающие таким образом право на ответную адекватную реакцию в виде хлеба и зрелищ, тем не менее, футбол для его делающих — это работа, это бизнес, это ЖИЗНЬ! Со всеми ее проблемами, требующими решения на холодную голову. И потому: я против ярых гонений на Англию, Испанию, да на любую команду, изменяющую общественным потребностям.