9 мин.

Юрий Рыбчинский. Черно-белая когда-то жизнь

Когда я достиг возраста хоть какого-то осознания этой жизни и всего в ней происходящего, то решил отучить себя от привычки кого-то и за что-то критиковать. Но всё равно ловлю себя на мысли, что, например, смотрю футбол и прямо в голос, недовольным, отчаявшимся стоном могу проговорить: куда ты побежал? кто так играет? мяч, как от стенки от его ног отскакивает, Дубалом!, Бей! Бей же уже, сука! И всё в таком духе.

Относительно футбола, уже вряд ли получится отучить себя от бессознательного, хотя я заставляю себя, пытаюсь. Это всё добивает меня самого, на фоне того, что я в футбол играть не умею, а последний раз мяч держал в ногах черт знает когда. И проблема вовсе не в футболе, а в осуждении людей, которые своё дело знают куда лучше, чем ты сам.

Для своих постов, я специально брожу по фото-сайтам и ищу нетривиальные фотографии, которые успешно ложатся на мое восприятие. Неважно, какая техника фотографирования и как автор видит профессионально этот мир. Мое восприятие, как фотоискусства, так и художественно-изобразительного, складывается исключительно из модного ныне слова «вкусовщина». Т.е., даже, если какой-то матерый фотомастер будет мне втирать, что сие, конкретное фото – шедевр, а мне оно будет казаться обыденным и неинтересным, то шедевром эта штуковина для меня никогда не станет. Не эксперт я.

Сегодня вновь поймал себя на мысли, что просматриваю фотографии на одной хорошем сайте, и критикую фотографа: лажа, что за ракурс, нет определенности, а где здесь жизнь? мертвяк фотошопный, нахера столько нащелкал, а толку - ноль, где твой мыслительный процесс, горе-фотограф, и т.д. Т.е., опять тот же футбол, опять почти такие же эмоции относительно того, что сам не умею и никогда не сумею сделать качественным и шедевральным.

Помню, читал где-то у Гришковца, рассказ о том, как он посещал кружок фотографирования во Дворце пионеров. Фоткать у него не получалось, а вот оценивать – да. В какой-то момент, к герою рассказа начали подходить даже профессиональные, снискавшие славу на фото-поприще люди, которые спрашивали его мнение о проделанной работе. Т.е., можно быть критиком, не являясь профессионалом в каком-то деле. Может и я, когда-нибудь достигну хотя бы такой высоты восприятия. Но качественный взгляд – это не меньший дар природы, чем умение что-то делать.

Сегодня мне хочется вновь перейти к советскому фотографу.

Юрий Рыбчинский.

Я уже давно к нему подбираюсь. И так, и сяк рассматриваю его фотографии, и сколько бы не смотрел, понимаю, что человек смотрел на этот мир немножко другими глазами, нежели, большая часть обитателей той страны, которая когда-то звалась СССР. 

"Юрий Рыбчинский – поэт с камерой в руках. Но его снимки – вовсе не простая и ясная поэзия пушкинской эпохи, золотого века русской литературы. Нет, Рыбчинский любит сложные ракурсы: коленки толстомясой бабы, которые так и выпирают из кадра. Ему нравятся жесткие персонажи: щербатый рот и перебитый нос мужика, который улыбается во все оставшиеся зубы. Разве про такое у Пушкина прочтешь?

р

Далек Рыбчинский и от «народнической» лирики. У него нет истового славянофильства или всхлипа и привзвизга по отношению к замурзанному работяге: Рыбчинский смотрит на «простеца» с предельно близкого расстояния – еще немного, и тот упрется в камеру – куда ближе? Именно с этого близкого расстояния ярко видны все недостатки его героев: монашенка, поджав губки, вкушает мороженое (словно сама сомневается – не скоромно ли?), и эта монашка ему близка и понятна. Взгляду Рыбчинского совершенно не свойственна та восторженная сентиментальность по отношению к размытому «рабочему», которой грешила советская фотография семидесятых . У Рыбчинского нет интеллигентской дистанции по отношению к «народу», а значит, нет и иллюзий по отношению к нему. Уйдя из журнала «Советский Союз», он работал в котельной. Мир кочегаров ему был близок и слишком понятен.

р

Возле цеха. Металлургический завод. Днепродзержинск, 1977

Декаденты тут не в жилу. Туманы Серебряного века предельно далеки от снимков этого автора. Даже поэзия авангарда здесь не проходит как сравнение. Хотя у Рыбчинского полным-полно непростых визуальных решений, но он вовсе не искатель формы ради формы, и даже не автор, исследующий функции формы. Непростые решения нужны ему только для того, чтобы выразить новое содержание. Это новое содержание – советская повседневность. Та ежедневная жизнь, которая ускользала от репортеров.

р

Вытрезвитель в Череповце. Начало 80-х

Снимки Рыбчинского – это поэзия повседневности и абсурда. При этом абсурд разрывает предметную ткань реальности, а повседневность прорастает цветами безумия. Это неустойчивое равновесие между повседневным и абсурдным – то, что и задевает, и тревожит в его снимках. Если это поэзия, то поэзия Сапгира и Кропивницкого.

Для фотографа очень важно иметь глаза на затылке. Видеть иначе."

р

Две девочки. Кириллов (1975)

р

«Какая песня без баяна?» Диптих (1). Парк культуры и отдыха «Сокольники». Москва (1970-е)

р

Мостки. Кириллов (1975)

р

Галина Брежнева. Домашний праздник. Москва, 1992

р

Напутствие к исправлению. Священник Николай Попов в СИЗО. Волоколамск, 1990

р
р

На фоне Брежнева. Ростов-на-Дону (Начало 1980-х)

р

Ветер. Московская область (1980)

р

Сама по себе. Старый Оскол (1985)

р

Прием по случаю интронизации Патриарха Пимена. Банкетный зал гостиницы «Россия». Москва (1971)

р

Девочка в переулке. Печатников переулок, Москва (1985)

р

Пьяные упали. Ул. Кирова (Мясницкая), Москва (1984)

р

Участник праздничной демонстрации. Ул. Большая Лубянка, Москва (1980-е)

р

Два солдата. День Победы. Сквер у Большого театра, Москва (9 мая 1981)

р

Двое из литейного цеха. ИТК. Поселок Икша Московской области (1978)

р

Офимья Быстрова, исполнительница роли матери в кинофильме «Калина красная». Вологодская область (1975)

р

Девочка у киоска. Городской пляж, Ялта (1985)

р

Двое. Пляж Никитского ботанического сада, Ялта (1985)

р

Свидание. ИТК. Поселок Икша Московской области (1978)

р

Лето. Губкин (1985)

р

Зона. ИТК. Поселок Икша Московской области (1978)

р

Перспектива. Череповец (1975)

Источник