12 мин.

Футбольные рынки зрительского интереса. В поисках монополистов

Блог "Одиннадцатый автобус" в своем исследовании посещаемости футбольных матчей уже обращался к вместимости арен и населению городов как к факторам, оказывающим существенное влияние на приток болельщиков на стадионы. В этом материале Вам предлагается еще одна альтернативная точка зрения, приправленная свежими данными заполняемости футбольных арен за сезон 2015/16.

Что же все-таки прилекает болельщиков на стадионы? И будут ли эти причины одинаковыми для всех стран и городов? И можно ли, всё-таки, называть абсолютно равными кажущиеся идентичными результаты в привлечении болельщиков команд, играющих в разных лигах. Например, за сезон 2014/15 в категории городов с населением от 100 до 500 тысяч человек практически одинаковыми посещаемостями и итоговыми показателями обладают "Аусбург" и "Сток Сити", "Зальцбург" и "Брага". Можно ли говорить об их полном равенстве? Думаю, нет. Почему? Потому что вышеуказанные команды играют в разных лигах и, соответственно, находятся в совершенно разной среде.

Cамый посещаемый клуб Европы 2014/15. Часть первая

C каждым годом футбол все чаще нарекают футбольным бизнесом. Спорт остаётся на втором месте, а про красоту игры часто вообще забывают. Всё-таки, бизнес. Примечательно, что бизнес не самый доходный, если взглянуть него в глобальном масштабе. В рейтинге Money League 2016, составленном консалтинговой компанией Deloitte, самым большим доходом за сезон 2014/15 мог похвастаться мадридский «Реал». За год королевский клуб заработал 577 млн евро. Это примерно в 841 раз (!) меньше, чем у самой доходной мировой компании – Wallmart ($ 485 млрд)  Сеньору Флорентино Пересу впору  начать называть себя малым предпринимателем и поинтересоваться, как там с поддержкой малого бизнеса в ЕС в общем и в Испании в частности.

Но, как сказал бы Перес: «Бромас Апартэ! (шутки в сторону! – исп.»). Всё-таки бизнес. Клубы – это просто компании, реализующий определенный продукт на конкретном рынке. Именно слова «продукт» и «рынок» помогут нам в очередной раз по-другому взглянуть на посещаемость футбольных матчей. Вы скажете «Такой клуб как «Реал» в качестве продукта может продавать все, что угодно: от футболок до футболистов». Да, но в нашем разговоре о посещаемости футбольных матчей нас интересует собственно футбол, точнее, билеты на футбол. В качестве рынка (для «Реала»)  – испанская Примера, в которой за сердца фанатов сражаются еще 19 компаний (клубов).

Предвосхищая реплики содержания «Как же это можно сравнивать чемпионат с рынком, ведь в каждом городе обычно болеют за «своих», а рынок, это среда конкурентная – покупаю, у кого хочу». Соглашусь, что в каждом конкретном городе обычно  поддерживают местную команду. Обычно, но не всегда. Чем слабее местная команда, чем меньше город, тем чаще футбольный люд смотрит в сторону больших клубов с более яркой игрой и лучшими результатами. Вспомните, когда Вы приходите в магазин, Вы не всегда выбираете хлеб местного производства, хотя практически в каждом городе есть  хлебозавод. Возможно, Вам не нравится, что местное предприятие изначально выпускает черствые буханки или ассортиментный ряд ограничивается изрядно приевшимся «кирпичиком». Вы подходите к полке и берете хлеб, привезенный из соседнего города, из столицы или (не дай Бог!) из-за рубежа. Вы скажете, что купить «неродной» хлеб легче, чем болеть за клуб из другого города или региона. С хлебом  все просто – отвел взгляд вправо или влево от «родного» кирпичика, увидел вожделенную соседскую буханку, протянул руку в направлении взгляда, и вот оно – счастье! А за «соседскую» команду болеть не будешь – до стадиона ехать далеко, дорого, да и в родной местности чувствуешь себя белой вороной.  И вправду, непросто.  Однако болельщики немногим отличаются от простых потребителей – да, они не перебегают на стадионы вновь полюбившейся команды, они просто не ходят на матчи своей (т.е. уходят из магазина без хлеба вообще), тем самым ухудшая её положение в рейтингах посещаемости.

А коль болельщик – простой потребитель, есть смысл в том, чтобы взглянуть на клубы, как на компании, продающие одинаковый товар (услугу) и сражающиеся за покупателя болельщика на определенном рынке. Мы выясним, кто на рынке является монополистом, сконцентрировавшим в руках всю рыночную власть, а кто только небольшой фирмой, довольствующейся отдельными рыночными сегментами.

Для этого рассчитаем два показателя

1) HHIFA (Herfindahl-Hirschman index applied to Football Attendances – Индекс Херфиндаля-Хиршмана в применении к посещаемости футбольных матчей). Под формулировкой, напоминающей каракатицу, скрывается часто  используемый в экономике индекс Херфиндаля-Хиршмана. Именно фото  Альберта Хиршмана, натолкнувшего меня своей работой на написание этого материала, красуется под заголовком поста. Индекс используется в экономике для определения степени монополизации рынка и рассчитывается путем сложения возведенных в квадрат долей, принадлежащих компаниям на рынке. Чем выше значение – тем более монополизирован рынок.

HHIFA

2) LTAS (Lower Than Average attendance teams Share) – совокупная доля посещаемости малых команд в общей посещаемости лиги. Под «малой» командой будем понимать клуб, чья среднесезонная посещаемость ниже среднесезонной посещаемости лиги. LTAS показывает уровень рыночной власти малых клубов и рассчитывается путем суммирования рыночных долей «малых» клубов  (по колонке Share in League Attendance).

Используя эти показатели, сравним 10 лучших европейских чемпионатов. Предварительно разделим их на группы, руководствуясь критерием количества команд. Зачем? Для большей наглядности и сопоставимости. Ведь в первенстве, состоящем из 16 команд, на каждую теоретически должна приходиться большая доля рынка, чем в чемпионате из 20 команд. Также, HHIFA для лиги из 16 клубов теоретически должен быть больше, а для лиги, в которой участвуют 20 команд – меньше

Получаем следующие группы:

А) 20 участников (Испания, Англия, Италия, Франция)

Б) 18 участников (Германия, Португалия, Нидерланды, Турция)

В) 16 участников (Россия и Бельгия)

Стартуем!

1. Ла Лига (Испания. 20 участников)

Ла Лига

Испанская Примера – лидер таблицы коэффициентов лиг УЕФА. Однако, как и можно было предположить, основываясь на исключительно футбольных показателях, Примера – островок разнообразия, и, точнее, неравенства. Также как и в финальной турнирной таблице, так и в рейтинге посещаемости триумвират «Барселоны», «Реала» и «Атлетико»  захватил тотальное лидерство. Треть зрителей, приходящих на испанские стадионы, посещают именно «Кам Ноу», «Сантьяго Бернабеу» и «Висенте Кальдерон». Поэтому и получаем относительно высокий показатель HHIFA и небольшой % рынка, занятый мелкими клубами.

2. Премьер-Лига (Англия. 20 участников)

АПЛ

Самое престижное первенство Туманного Альбиона выглядит куда более конкурентной средой, чем испанский чемпионат, что, собственно, и подтверждает значение HHIFA. Новоиспеченный чемпион имеет имеет чуть более четырех процентов в совокупном зрительском интересе лиги, «Тоттенхэм» приближается к отметке в 5 %. Стоит признаться, что показатель доли рынка (Share in League Attendance) для Англии и Германии более чем условен и предсказуем. Стадионы в этих странах заполняются на 95-99%, поэтому «долю рынка» можно посчитать уже на старте чемпионата, просто ориентируясь на размер арены. Рассматривая посещаемость под таким углом, становится очевидно, что клубам Премьер-Лиги и Бундеслиги совсем не обязательно воевать за сердца болельщиков, чтобы увеличить свою долю рынка. Достаточно просто расширить арену, и преданные сердца до краев заполнят чашу стадиона. Достаточно вспомнить пример с новой ареной «Вэст-Хэма».

3. Серия А (Италия. 20 участников)

Серия А

Интер, лидер рынка серии А, имеет наименьшую долю среди клубов, возглавляющих рейтинги чемпионатов с 20-ю участниками. Возможно, 10% в сезоне 16/17 превратятся в 14-15%. Всё-таки денежные вливания китайских инвесторов должны усилить команду и, следовательно, привлечь новых болельщиков на «Джузеппе Меацца». Серия А не является сильно монополизированным рынком, о чем свидетельствует 2-ой наименьший HHIFA среди чемпионатов-двадцаток. Однако любители кальчио могут найти повод для огорчения: средняя посещаемость лиги находится в районе 22-х тысяч. Но, думается мне, поклонников итальянского футбола куда более расстраивают спортивные результаты команд. Не надо печалиться! Пока итальянские защитники могут отдать пас через полполя форварду в ноги, ни о каком серьезном кризисе не стоит даже заикаться (вы ведь помните матч с Бельгией на Евро 2016?)

4. Лига 1 (Франция. 20 участников)

Лига 1

Самая низкая средняя посещаемость среди крупных чемпионатов и полное отсутствие конкуренции в борьбе за чемпионство не мешает Лиге 1 претендовать на звание конкурентного рынка  (А что будет если ПСЖ построит арену тысяч на восемьдесят?). По показателю HHIFA 3-е место из четырех. Думается, что количество зрителей на матчах в сезоне 16/17 возрастет. Причиной станет повышение интереса к футболу из-за проведения Евро-2016 и вылет «Газелека» С его анекдотической посещаемостью, которая не дотянула и до четырех тысяч в среднем за сезон.

5. Бундеслига (Германия. 18 участников)

Бундеслига

Компанию из четырех чемпионатов с 18-ю командами открывает Бундеслига. Наличие аутсайдеров  (представители «Газелека» недоумевают) как «Дармштад» и «Ингольштад» в сезоне 15/16 сильно не ухудшило показателей посещаемости чемпионата в целом (-0,5 % общей посещаемости лиги). К слову, в розыгрыше первой Бундеслиги 14/15 меньше 20-ти тысяч собирал только «Падеборн». Однако, наличие таких гигантов как «Боруссия Дортмунд» и «Бавария» обеспечивают небольшой перекос власти в их сторону. Но не стоит сокрушаться: HHIFA ниже, чем у Лиги 1 и Серии А с их двадцатью командами. А показатель средней посещаемости лиги и вовсе толкает на пение хвалебных од немецкому футболу.

Посещаемость ТОП-21 футбольных лиг Европы. Сезон 2015/16

6. Примейра Лига ( Португалия. 18 команд)

Лига Нош

Это было предсказуемо? Вы ответите «да», а я соглашусь с Вами. Четверть болельщиков, пришедших на матчи чемпионата, пришли на «Эстадио да Луш». Более 63% посещаемости чемпионата обеспечили «Бенфика», «Спортинг» и «Порту» . Вот это власть! Испанской могучей троице с их 35 % и не снилось. Вы скажете, что остальные клубы португальского первенства гораздо слабее и не так интересны для боления как испанские. И тут я с Вами солидарен. А еще Португалия в разы меньше Испании. HHIFA Лиги NOS зашкаливает, малые клубы не привлекают и четверти всех футбольных болельщиков.

7.Эредивизи (Нидерланды. 18 команд)

Эредивизи

Голландский чемпионат в сезоне 15/16 немного подравнялся. Если в Эредивизие 14/15 пять клубов собирали в среднем меньше «десятки», то в розыгрыше 15/16 таковых осталось только два. «Эксельсиор» хоть и набивает под завязку свою небольшую арену, по-прежнему  остается наименее посещаемым клубом страны. «Аякс» и «Твенте» потеряли на двоих более трех тысяч постоянных посетителей домашних игр. «НЕК» и «Де Графсхап»  заменили в высшем дивизионе «Гоу Эхед Иглс» и «Дордрехт». Как результат, рост совокупной посещаемости чемпионата на 3,4 % и  775,47 в графе HHIFA, что ниже, чем в прошлом сезоне. Правильным путем идёте, товарищи!

8. Суперлига (Турция. 18 команд)

Суперлига

В болельщицких кругах бытует мнение о том, что стадионы во время матчей турецкого чемпионата забиты под завязку. Это небольшое преувеличение . Редкий турецкий клуб заполняет свой стадион хотя бы на 50 % в среднем за сезон. Но, безусловно, выделяются показатели «Фенербахче», «Галатасарая» и «Бешикташа». Они, вместе с «Коньяспором» и «Бурсаспором», обеспечили лиге достаточно высокий HHIFA. До Португалии далеко, но средняя посещаемость лиги ставит турецкое первенство еще ниже португальского. Есть над чем работать. Учитывая население страны и наличие крупных футбольных арен, потенциал для роста у Суперлиги колоссальный.   

9. Премьер-Лига (Россия. 16 участников)

РФПЛ

Российский высший дивизион прибавил 7,6 % в посещаемости за год, а тройка лидеров осталась без изменений: «Спартак», «Зенит» и «Терек привлекают 32,8 % всех болельщиков чемпионата. В сравнении с предыдущим годом существенно хуже стало только «Уралу», который потерял более двух тысяч постоянных посетителей стадиона. Премьер-Лига – один из самых ровных чемпионатов по критерию посещаемости. HHIFA невысок, а малые клубы собирают более 46 % зрителей.

10. Лига Жюпиле (Белигия. 16 команд)

Лига Жюпиле

16 команд-участниц позволяют сравнивать  бельгийский высший дивизион только с российской Премьер-Лигой. Результаты противоречивые. В общем, регулярный сезон Лиги Жюпиле собрал на 100 тысяч болельщиков больше, чем турнир, спонсируемый Росгосстрахом. Однако и расслоение в Бельгии выше, чем в России (если  не добавлять в предложение слово «социальное», то звучит вполне справедливо). Даже не ударяясь в математику, можно заметить, что все клубы делятся на две группы: первая, включающая в себя «Брюгге», «Стандарт», «Андерлехт», «Гент» и «Генк» отвечает за более чем 56 % аудитории чемпионата;  вторая, скомпонованная из 11 клубов, берет на себя все остальное. HHIFA для Лиги Жюпиле – 839,47, почти на 100 пунктов больше, чем у РФПЛ.

Сравнение внутри групп - дело замечеательное своей логичностью. Но соблазн узнать, какой же чемпионат (из всех 10) является наболее "ровным" и конкурентным, взял верх. Ну как тут устоишь перед желаением узнать, кто круче: РФПЛ или АПЛ, Бундеслига или Серия А!? 

И это возможно. Нам понадобится еще один (уверяю Вас, последний) показатель:

3) STAP (Small Teams Attendance Power/ Сила рыночной власти "малых" команд в применении к посещаемости футбольных матчей). Благодаря выражению количества малых команд через процент к общему числу команд в лиге (LTA in agregate league membership, %) избавимся от проблемы несопоставимости чемпионатов разной размерности. После этого разделим долю "малых" команд в общей посещаемости лиги (LTAS) на полученный процент. Чем ближе показатель к единице, тем более "ровным" и конкурентным является чемпионат. Мы, конечно, говорим о посещаемости.

Stap

Например, имея чемпионат из 20 команд, в котором 14 "малых" клубов привлекают 40 % зрителей получим STAP равный 0,57  [0,4 / (14/20)]. А в чемпионате с 16 клубами, в котором 9 "малышей" привелекают 40 % зритлей STAP равен уже 0,71. Вторая лига куда более конкурентна. 

Вот, собственно, что получаем для ТОП-10 европейских чемпионатов:

STAP

Пусть и средняя посещаемость стадионов РФПЛ далека от желаемой, лучшая футбольная лига России является самой "ровной" в отношении распределения болельщиков между аренами клубов. Серебро и бронза у АПЛ и Серии А соответственно. Хваленая Бундеслига довольствутся "деревянной" медалью. 

Выводы каждый каждый может сделать сам.

Спасибо за внимание!

При подготовке материала использованы данные European Football Statistics