19 мин.

Дюрэнт требует, чтобы его тоже считали величайшим в истории. Его логику легко понять

Шпаргалка для заблуждающихся.

Когда мы начинаем дебаты о величайшем баскетболисте всех времен, то редко задумываемся о том, что у диковинной аббревиатуры G.O.A.T. нет никаких конкретных критериев. При этом очевидна вся субъективность суждений, с помощью которых каждый и старается подчеркнуть верность исключительно собственного выбора. Так и должно быть: эмоциональный отклик, личные впечатления, искренний восторг, поиск близких нам по духу типажей – именно то немногое, что в эру продвинутой статистики заставляет нас смотреть матчи, а не следить за строчками с обновляющимися цифрами.

Но порой, руководствуясь все тем же субъективизмом, мы отказываем в предвзятой оценке тем спортсменам, которые, как минимум, имеют право на собственное мнение.

Кевин Дюрэнт – один из таких.

«Все из-за того, что я переходил в «Уорриорс»... Ведь почему меня не упоминают в разговорах о величайшем игроке всех времен? Это вопрос, которым вам следует задаться. Почему нет? Что я не сделал в своей карьере?» – эти слова форварда «Санс» не просто вызвали резонанс, а стали чуть ли не основной темой для юмористических фельетонов.

О том, почему Дюрэнт не G.O.A.T., игроку принялись разъяснять на средних пальцах обеих рук журналисты, болельщики и даже сами игроки (первым, разумеется, это сделал Дрэймонд Грин).

Меж тем никто не обратил внимания на саму формулировку. В ней нет и намека на утверждение.

Более того, вот что сказал Дюрэнт в 2018 году, когда узнал, что он – единственный игрок, помимо Майкла Джордана, у которого есть четыре титула лучшего снайпера чемпионата и два MVP финальной серии.

«Кто бы мог подумать, что я окажусь в одном предложении с инициалами Эм Джея. Не поймите меня неправильно, я без ума от побед. Я просто никогда не был одержим идеей выигрывать чемпионские титулы. Это никогда не было той единственной причиной, ради которой я играю. Я играю ради своего индивидуального роста», – пояснил в интервью ESPN Дюрэнт.

Довод в пользу величайшего #1: Дюрэнт – едва ли не самый очевидный претендент на звание лучшего игрока в истории. Резюме величайшего все же складывается из командных успехов, а в стороне от них форвард – просто идеальный баскетболист: мобильный семифутер, который хорош на своей половине и убийственен на чужой. За карьеру true shooting КейДи составляет 62%, именно он самый эффективный снайпер в истории баскетбола.

У всех величайших можно найти дефекты: Леброн и Мэджик не умели бросать, Абдул-Джаббар, Тим Данкан и Билл Расселл зависимы от партнеров, Уилт Чемберлен – эгоист, Майкл Джордан – вообще маленький, и его подозревают в том, что он мог проиграть доминирующим центровым своей эпохи. Баскетболист мечты выглядел бы ровно как Дюрэнт: быстрый и ловкий «большой», умеющий бросать трехочковые и попадающий со средней с таким же процентом, с каким самые великие игроки забивают из-под щита.

Казалось бы, этого высказывания в совокупности с небогатым количеством чемпионской ювелирки достаточно, чтобы вынести вердикт и больше никогда не упоминать имя «Тощего потрошителя» в разговорах о самых-самых. Так сделать проще всего.

Куда сложнее сосредоточиться и попытаться ответить на вопрос заданный Дюрэнтом: что я не сделал в своей карьере?

Принято считать, что Кей Ди не альфа-самец. Он куда лучше, Дюрэнт – лидер, готовый подстраиваться под любые обстоятельства

«Для меня секрет, что движет Кевином на протяжении всех этих лет. Сам он как-то сказал, что для него важно признание. Не от журналистов, крикунов в соцсетях и не от тех, кто раздает индивидуальные награды, а от собственных коллег, таких же выдающихся игроков, как и он сам», – слова отца Дюрэнта Уэйна Пратта.

Где бы ни играл Дюрэнт, он практически всегда делал то, что от него требовалось. «Суперсоникс» перевозили в Оклахому отнюдь не в качестве многообещающего проекта. У команды были Дюрэнт, Джефф Грин, Расселл Уэстбрук и кулек семечек. В таких условиях первое, что было необходимо «Тандер» – результативность. И Кей Ди стал тем, кто обеспечил набор очков в промышленных масштабах на постоянной основе. Уже во втором сезоне на новом месте благодаря Дюрэнту (30 очков в среднем за игру, вдвое больше, чем у второго человека в команде – Уэстбрука) команда выиграла 50 матчей и попала в плей-офф, где отлетела будущим чемпионам «Лейкерс».

Начиная с этого сезона «Тандер» стабильно брали 50 и более матчей в регулярке, за двумя исключениями: в чемпионате-2011/2012 (47-19) и в сезоне-2014/2015 (45-37). В последнем случае Дюрэнт провел всего 27 матчей, поскольку был вынужден вернуться к восстановлению после операции, сделанной в межсезонье (колдовали над травмой Джонса – повреждением боковой кости мизинца на правой ноге).

Стабильность на дистанции регулярки можно было бы легко списать на помощь со стороны Уэстбрука и Хардена, но вот весьма красноречивый пример. В сезоне-2013/2014 Харден уже подметал бородой стрип-клубы Хьюстона, а Уэстбрук пропустил 36 матчей из-за травмы. Несмотря на это, «Тандер» завершили чемпионат с показателями 59-23 благодаря Дюрэнту, который не только набирал по 32 очка за игру, но и отлично работал на раздаче (5,5 передачи в среднем). И все это без выдающихся снайперов и плеймейкеров под рукой. Пока Расти бюллетенил, в старте приходилось выпускать Реджи Джексона.

Но интереснее другое, за время отсутствия Уэстбрука результативность самого Джексона, а также Табо Сефолоши и Кендрика Перкинса увеличилась на 3 очка (в пересчете на 100 владений) благодаря передачам Дюрэнта, а также тому благодаря тому, что большинство защитников фокусировалось именно на нем. В момент, когда это было необходимо, КейДи взвалил на себя сразу две главные функции (ключевого снайпера и распасовщика), помог своей команде пережить тяжелый период, после чего уже вместе с Уэстбруком довел «Тандер» до финала конференции, где команда уступила будущим чемпионам «Сперс» (2-4). Вот в таком безумно сложном сезоне, побеждая практически в одиночку и при этом исполняя основные и вспомогательные обязанности, Дюрэнт и взял свой титул MVP регулярного чемпионата.

Именно уверенность КейДи в том, что каждый должен исполнять на площадке то, что у него лучше всего получается и стала причиной того, что он не претендовал на лавры лидера в «Голден Стэйт».

«Он мог бы отдавать по 8 результативных передач за матч», – уверен ассистент тренера «Уорриорс» Рон Адамс.

«Он мог быть вожаком, когда это требовалось, но его вполне устраивало, что он не являлся им на постоянной основе. Мы созванивались перед его переходом в «Голден Стэйт», и он говорил: «Дело не в чемпионских титулах. Речь о том, чтобы бросить вызов самому себе и научиться чему-то новому», – слова Стива Нэша, работавшего с Дюрэнтом в «Уорриорс» и «Нетс».

Довод в пользу величайшего #2: Дюрэнт – это баскетболист, для которого нет проблем встроиться в любую систему или самому стать системой. Стеф Карри существует только в контексте «Голден Стэйт», Леброн Джеймс немыслим без баскетбола, построенного вокруг Леброна Джеймса (смотри, например, «Хит»-2011), успехи всех величайших всегда основывались на командном фундаменте (Расселл, Джаббар, Чемберлен, Кобе, О’Нил). Дюрэнт же доказал, что ему вообще не важно, что происходит вокруг, чтобы быть сверхэффективным: он мог выходить рядом с Уэстбруком или Ирвингом, или Букером, он стал частью изощренного механизма «Уорриорс», он вышел один против всего чемпионского «Милуоки»…

Дюрэнт вполне мог остаться в «Тандер» и быть кем-то вроде нынешнего Эмбиида на максималках (даже круче, с учетом его истории в плей-офф), но вместо этого не стал тешить свое эго и поступил так, как рискнули бы поступить немногие.

Принято считать, что Дюрэнт бегает по клубам. На самом деле, он не позволяет большинству навязать себе то, что ему не нравится

Мы знаем примерный эффект от сопоставления фамилии Дюрэнта и названия «Голден Стэйт». Он сам знал, как это будет выглядеть и восприниматься еще до того, как об этом узнала общественность. Он понимал последствия и все равно поступил по-своему.

«Я до сих пор не могу взять в толк, почему люди называют решение Кевина выбором легкого пути. Разве не проще быть всеми любимым? Сидеть на одном месте, довольствовать тем, что у тебя есть, и не искать новые вызовы. В каждой статье о нем, на телевидении и в соцсетях, большая часть комментариев о том, что он змея-предатель или кексик. Действительно, что может быть проще и приятнее такого отношения?» – резонно подмечал деловой партнер Дюрэнта Рич Клейман.

И ладно бы все ограничилось травлей в медиа. Дюрэнт попал в новую для себя систему, четко отлаженную, непривычную, требующую быстрой адаптации.

«Мы дополняем друг друга, ведь мы играем совершено на разных позициях. Естественно, нам приходится много работать над взаимопониманием, над командной химией. Он играл определенным образом в течение девяти лет, и есть привычки, от которых ему нужно будет избавиться, чтобы играть в нашем стиле. Ему потребуется некоторое время, чтобы приспособиться», – слова Стефа Карри.

Лучше и не скажешь, Кей Ди хотел оказаться не просто в команде с переизбытком талантов, а в чемпионском коллективе, лучшей команде начала XXI-го века, исповедующей интеллектуальный баскетбол. Именно за этим опытом он шел.

Умение индивидуально набирать очки всегда было основной частью резюме Дюрэнта. Так его позиционировали на драфте, этого от него требовала игра «Оклахомы». В первом сезоне, когда команда еще базировалась в Сиэтле, выяснилось, что Дюрэнт не вполне ориентируется в том, когда и как наиболее эффективно использовать пик-н-ролл. Тренерскому штабу пришлось готовить его на тренировках с помощью упражнения 3х3, потому что при стандартном розыгрыше с пятерками Кей Ди терялся и не мог понять, что к чему.

«Ему было 19, и баскетбол на тот момент сводился к тому, чтобы просто забить мяч в кольцо. Ему потребовалось время, прежде чем он смог распознать другие стороны игры», – вспоминал партнер по «Сиэтлу» и «Оклахоме» Ник Коллисон.

Приобщение к культуре «Уорриорс» никак нельзя было назвать легким. Команда была под давлением после поражения от «Кливленда», приход Дюрэнта налагал дополнительную ответственность, а полномочия самого КейДи постоянно варьировались.

С одной стороны, его наличие не должно было ломать привычную систему.

«С Кевином Карри по-прежнему может чаще всех играть через пик-н-ролы. Дрэймонд Грин выступать на позиции плеймейкера, а Клэй Томпсон быть любой версией самого себя. Меня всегда учили, что лидеры – это те, кто делает партнеров лучше. Кевин как раз из таких», – нахваливал сына Уэйн Пратт.

С другой, от него требовали соответствия звездному статусу.

«Он никогда не должен был приходить сюда и вписываться. Он пришел сюда, чтобы выделяться. Он пришел сюда из-за того, как «Кливленд» играл с нами. Мы знали и ждали, что он начнет забивать помногу», – признавался в интервью ESPN Дрэймонд Грин.

Странно, но именно то, на что рассчитывали сами баскетболисты, впоследствии вызвало бурление известной субстанции. После того как Дюрэнт блистал в ключевых эпизодах финальных серий и получал награды MVP финала, ему в очередной раз приходилось читать обвинения в приспособленчестве и намытых чуждыми руками чемпионствах.

Довод в пользу величайшего #3: Дюрэнт был лидером одной из лучших команд в истории баскетбола. Можно сколько угодно тыкать в «Уорриорс» 73-9, но почему-то Леброну не мешает позиционировать себя величайшим то, что он объединялся с Уэйдом и Бошем, Ирвингом и Лавом, Дэвисом и Карузо. Только, в отличие от Джеймса, КейДи не просто объединялся, чтобы со скрипом (ну, или с броском Рэя Аллена) побеждать, он объединялся, чтобы сделать то, что в истории редко кому удавалось.

Никто же не будет спорить с тем, что, если бы Дюрэнт не получил травму в 2019-м, то «Голден Стэйт» взял бы три титула подряд?! Такое за последние 50 лет удавалось только Шаку и Кобе, Джордану и Пиппену. А MVP финальных серий в той команде был Кевин Дюрэнт.

Принято считать, что Кей Ди опозорился в противостояниях с Карри и Леброном. При этом никто не вспоминает, что он затмил обоих

Мантра о том, что Дюрэнта прокляли не за то, что он присоединился к «Уорриорс», а за то, что присоединился к команде, которой проиграл, во многом справедлива. Вести в финале западной конференции 3-1, затем проиграть серию в семи матчах, а после, в межсезонье, присоединиться к команде, сотворившей с тобой такое. Это определенно не комильфо.

Только для начала не стоит забывать о том, что это желание было обоюдным. Согласно инсайдам CBSSports, Карри послал Дюрэнту текстовое сообщении, в котором написал, что его меньше всего волнует, кто станет лицом «Уорриорс», кто получит наибольшее признание или кто продаст больше всего кроссовок. Карри заверил бывшего конкурента, что если тот снова выиграет титул MVP, то на пресс-конференции он будет сидеть в первом ряду и аплодировать ему.

«Все что меня волнует – это титулы, и я бы хотел завоевать их в качестве твоего партнера по команде», – закончил Стеф.

Как после подобного не последовать старой английской поговорке: «Не можешь победить? Присоединяйся!».

И Дюрэнт не только присоединился и победил, но и буквально сделал то, что предвосхитил Карри в своем сообщении.

Несмотря на акклиматизацию в новых для себя условиях Дюрэнт закончил регулярку вторым по результативности игроком команды. Только вот разница между ним и Карри оказалась мизерной (25,3 очка у Стефа против 25,1 у Дюрэнта). А с учетом того, что Карри провел на 17 матчей больше, и вовсе несущественная.

Наученные горьким опытом «Уорриорс» больше не транжирили силы на дистанции регулярного чемпионата, зато решили отвести душу в плей-офф. Всю финишную прямую, начиная от первого раунда и до поднятия кубка Лэрри О’Брайена, команда прошла с результатом 16-1. Одно шальное поражение пришлось на финал с «Кливлендом». И вот тут уже Дюрэнт взял свое. Мало того что оказался результативнее Стефа (28,5 очка против 28,1, при том что сыграл на два матча меньше) и стал вторым после Грина по числу подборов (7,9 против 9,1), Кей Ди собственноручно урезонил Леброна в третьем матче, после которого «Уорриорс» повели в серии 3-0.

Год спустя ситуация повторилась с еще большим акцентом на пользу Дюрэнта для «Уорриорс». Карри провел в плей-офф всего 15 матчей из 21, и Кей Ди вынужден был восполнять недостачу результативности. За попадание в финал «Голден Стэйт» зарубились с «Рокетс» в семиматчевой серии. Решающую игру на выезде «Уорриорс» выволокли во многом благодаря 34 очкам Дюрэнта, ставшего самым результативным игроком в обеих командах.

В отличие от затяжной техасской резни, финальная пулька против «Кэвальерс» просвистела со скоростью звука. 4-0 и очередное попадание в третьем матче как под копирку определили исход серии, а заодно положили конец пребыванию Леброна в родной команде. После такой шоковой терапии Джеймсу потребовался длительный период калифорнийской реабилитации.

Довод в пользу величайшего #4: Дюрэнт настолько хорош, что Стеф Карри уступил ему роль первой звезды, а Леброн Джеймс выиграл ровно один матч за две финальные серии. У КейДи очень заковыристый путь, связанный с преданностью «Оклахоме» и желанием получить признание вне «Голден Стэйт», но в условиях, где у не было Уэстбрука и Ирвинга и их противоречивого влияния на результат, он без малейшего напряга затмил двух лучших игроков своего поколения.

Показательно и то, что именно Дюрэнт – лучший игрок в истории сборной США.

Было бы наивно списывать два чемпионства «Уорриорс» сугубо на приход КейДи. Отнюдь. Скорее, результат этих сезонов и то, как эти чемпионства были завоеваны, подтверждают тезис о том, на что способен Дюрэнт в составе грамотной команды, с великолепным составом, сыгранными партнерами и опытным тренером.

Особенно отчетливо это просматривается в сравнении с другими заходами Дюрэнта в плей-офф.

Вспомните, кто еще, помимо Дюрэнта, смог вывести в финал команду с Расселом Уэстбруком.

Кто практически в одиночку рвал и метал в серии против будущих чемпионов «Бакс», покуда Кайри Ирвинг либо лечился, либо отстаивал свои права игнорировать вакцинацию и бунтовал против всех, включая губернатора штата Нью-Йорк?

В том самом седьмом матче Дюрэнт набрал 48 очков. От победного трехочкового его отделило несколько миллиметров, которые моментально стали  поводом для мемов, шуток и очередных упреков в нежизнеспособности Кей Ди за пределами «Голден Стэйт».

Он делал то, что должен был, а потом, когда Ирвинг все окончательно разрушил, отправился искать новую версию себя в другую команду и как обычно сосредоточился на работе.

Работу Дюрэнта не отмечают. А ведь это единственный великий, который ничего не потерял после травмы ахилла

«Он уязвим. Он не машина. Иногда его молчаливость вызывает смешанные чувства. Приходится спрашивать у него: «С тобой все в порядке? Я что-то сделал не так?» Он довольно бурно реагирует на свои неудачи, может метнуть мяч на трибуны, выругаться и уйти в уборную.

Но. Он никогда не бросает тренировки, он все время возвращается и продолжает работать над собой. Даже когда кажется, что он вышел из себя и больше ты его никогда не увидишь, Кевин появляется через несколько минут – молчаливый – и вновь с этим его сосредоточенным взглядом продолжает делать работу», – подтверждал репутацию интроверта Дюрэнта Стив Керр.

По словам Джастина Зормелло, индивидуально работавшего с Дюрэнтом в 2011-м, Дюрэнт как-то отрабатывал дриблинг, пытался освоить кроссовер. После нескольких неудачных попыток он пнул мяч на трибуны и заявил, что никогда не будет использовать этот прием в игре.

Странно, но именно такие вспышки – то, что мы знаем о тренировках Дюрэнта. Хотя его рабочая этика явно сопоставима с теми, о ком слагают легенды.

После того как «Суперсоникс» задрафтовали Дюрэнта в 2007 году, он присоединился к группе талантливых новичков, которые спарринговали со сборной США в Лас-Вегасе перед Олимпийскими играми. По хода сбора тренеры предоставили всем участникам выходной. Дюрэнт отмахнулся и потащил в зал сотрудника, чтобы тот помогал ему в ходе тренировки. Он пришел в зал около 10 часов утра. В зале не было никого, кроме одного человека. Человека звали Кобе Брайант.

«С каждым сезоном, он становился все менее зацикленным на результативности и все более универсальным игроком. Все вечно говорят о том, какой он талантливый, но взглянули бы они, как он бесится, когда у него что-то не получается. Когда у Кевина возникали проблемы на тренировках, он часто приходил в ярость и швырял мяч в стену. В конечном счете Скотт Брукс стал штрафовать его на 500 долларов за каждый такой бросок, а вырученные средства отдавал в качестве бонусов видеомонтажерам команды.

Думаю, что это отлично показывает, что талант – это нечто на что не стоит полагаться. То, о чем всегда легко говорить. А Кевин всегда был человеком дела. Он понимал, что, только работая над собой, можно добиться успеха в этой лиге», – вспоминал один из ассистентов «Тандер» Рекс Каламиан.

Довод в пользу величайшего #5: Довольно очевидно, что Дюрэнт живет в зале с самого детства. Во многом благодаря этому самая страшная травма в баскетболе – разрыв ахилла – никак на нем не отразилась. Сравнения с Брайантом тут не случайны. Дюрэнт вышел на матч финала с повреждением и в итоге усугубил ее. Дюрэнт вылетел на год из игры, но вернулся столь же эффективным. Дюрэнт настолько помешан на тренировках, что мы ничего об этом не знаем, кроме того, что он часто бесится, а потом пробует все снова и снова.

Кей Ди тщательно оберегает свою приватную жизнь и, даже если приходится отвечать на язвительные комментарии журналистов и диванных экспертов, делает это не напрямую.

Принято считать Дюрэнта нытиком, но ведь он единственная суперзвезда, готовая доказывать свою правоту в медиапространстве

Майкл Джордан открыто сомневался в том, что сумел бы достичь таких же успехов времен 90-х в условиях соцсетей и тотальной доступности команд для журналистов.

Леброн, пытавшийся играть в пламенного оратора, мгновенно удалял любой более-менее провокационный пост, дабы не навлечь гнев спонсоров, а еще заполнил чуть ли не все медиа своими миньонами (от Ника Райта до Кендрика Перкинса).

Дюрэнта многие критикуют за его дискуссии в соцсетях, которые он ведет с «паленых» аккаунтов. Да, пожалуй, не самый джентльменский способ сказать «Иду на Вы», но, по мне, так это вполне укладывается в рамки издержек популярности.

Довод в пользу величайшего #6: Пункт «любовь к баскетболу». Очевидно, что Дюрэнт жаждет признания не меньше, чем остальные, и ему тяжело смириться с нелюбовью болельщиков (поэтому он и задает такие вот риторические вопросы). При этом он не создает это признание искусственно – не вкладывается в ферму ведущих-леброносексуалов, не продюсирует легенду о мамба-менталити, не снимает о себе прославляющие его документальные фильмы… Дюрэнт – суперзвезда, лишенная какого бы то ни было незаслуженного пиара, лишенная искусственно созданных нарративов. Он любит баскетбол настолько, что не хочет его обманывать – рассказывать, что во всем виноваты партнеры, тренеры, душная атмосфера на арене...  

Тут лучше обратить внимание на то, что не так уж много суперзвезд НБА готовы выходить в публичное пространство и отстаивать там свою точку зрения, чего бы она ни касалась. Будь то неудачный матч или приписываемый ему роман с актрисой фильмов для взрослых.

Гораздо легче вообще не пользоваться соцсетями и жить в окружении родственников и благоговеющих перед тобой (искренне или из-за денег) знакомых. КейДи же заинтересован в том, чтобы его слышали посторонние люди. Он поступает так, как и любой другой человек, живущий в эпоху соцсетей. Прячется за чужой никнейм и отстаивает свою точку зрения. Это скорее сближает его с подавляющим большинством обывателей, нежели делает его частью избранного пантеона знаменитостей, которые стараются отгородиться от обычных людей цифровой стеной и каждый пост согласовывают со спонсорами и медиа-кураторами.

Довод в пользу величайшего #7: Дюрэнт – новый уровень коммуникации с болельщиками. Никогда суперзвезда еще не обосновывала свое величие в соцсетях.

Дюрэнт все делает слегка иначе, чем мы привыкли.

То же касается и его притязаний на участие в дискуссии касательно звания G.O.A.T., даже то в какой форме он выражает свои претензии. То ли в форме претензии, то ли в форме вопроса, дескать, что я сделал не так.

Все так, Кей Ди, все так. Просто не в соответствии с шаблонами, к которым многие так привыкли.

Фото: Gettyimages.ru/Christian Petersen, Elsa, Ronald Martinez, Ethan Miller, Marc Serota, Ezra Shaw; East News/AP Photo/Ben Margot, AP Photo/Darryl Webb