9 мин.

Карлес Решак. Человек эпохи возрождения (часть 2)

Возрождение Эпохи

Сидеть на самом краю. Смотреть на свет.

Смотреть вперед до рези в глазах.

Вот оно. То, к чему стремились.

За спиной торчит флаг. Такой забавный, самодельный, но родной. И среди множества других, уже выцветших и истрепанных временем, яркий и свежий. Портреты уже висят где-то там, внизу. За стеклом и надписью «руками не трогать». Народ восхищен и счастлив. Дракон повержен, логово разрушено. Имена написаны на обломках.

Подвиги легли в основу новых сказок.

Цель достигнута и выше уже не подняться. Путь с вершины только один – вперед, а значит снова вниз. Выбора нет?

В том-то все и дело! Смотри, отсюда, с высоты видно: за вершиной открылись новые. И значит, новые драконы. И значит, выбор есть: остаться жить там, внизу, подарив себя пыльной истории. Или принять новый вызов и опять начать восхождение.

Выбор очевиден, направление известно. Все сначала.

Вместе с Карлесом Решаком проводили эпоху, но эпоха уходила безвозвратно, оставляя воспоминания и выученные уроки, а он оставался. Покидая в тот вечер газон «Камп Ноу» Чарли по легенде произнес слова, приходящие на ум любому завершающему карьеру футболисту. Что делать дальше? Звучали они немного грубее, соответствуя эмоциональности момента, но сути это не меняет. Решак провел здесь практически всю сознательную жизнь, более двадцати лет. Несмотря на выгодные предложения, которые ему поступали, несмотря на почти реальную возможность продолжить карьеру в мадридском «Атлетико» после скандала с Михелсом, он всю жизнь оставался в Барселоне. И даже в отпуск предпочитал ездить не дальше жиронской Коста Бравы. Он имел право на ту фразу, но ответ был очевиден. Решак был живой легендой, и клуб конечно же предоставил ему возможность продолжить работу, как уже сделал это в 1977-м, не пожалев при этом Марсиаля. Карлес начал тренировать младшие категории «Барсы». Важным начинанием было открытие 6 октября 1984 года совместно с бывшими партнерами по «Барсе» Торресом, Асенси и Рифе собственной футбольной школы. Здесь под руководством легендарных личностей начинали футбольное образование множество каталонских детей, одним из которых был Виктор Вальдес. Но, наверное, самым ярким событием этого периода его жизни стало завоевание Кубка Короля в категории хувениль. В 1986 году великолепная команда, за которую играли Тито Виланова, Гильермо Амор, Хели Роура, Серхи Лопес в финале разгромила «Реал» со счетом 6:3. Пройдет «через руки» Решака и Хосеп Гвардиола. И именно Решак спустя несколько лет будет представлять его Йохану Кройфу. А Кройф мгновенно переведет парня с фланга в центр поля.

В то время, как хувенили два года подряд выигрывали Копу, у главной команды дела шли плохо. Терри Венейблс, начавший за здравие, проваливал сезон за сезоном и в сентябре 1987-го вслед за серией ужасных результатов был уволен. Заменил его уже познавший тренерский успех Луис Арагонес, но в форс-мажорной ситуации будущему триумфатору Евро нужен был помощник, человек из системы клуба, знающий команду и молодежь. Лучшую кандидатуру, чем Карлес Решак, уже тренировавший тогда «Барсу Атлетик», придумать было сложно. Так Чарли оказался на тренерской скамейке «Барселоны». Сезон 1987/88 вышел, однако, одним из самых неоднозначных в истории клуба. В марте в Мадриде был завоеван очередной Кубок Короля, но в чемпионате дела продолжали идти из рук вон плохо. Арагонес не справлялся, страдая от депрессии. Еще в январе Луис из-за стресса не смог вывести команду на кубковый матч против «Кастельона», и Решак впервые руководил первой командой «Барсы». Ходили слухи, что он будет тренером до конца сезона, но Арагонес вернулся. Впрочем, проблемы со здоровьем периодически давали о себе знать, а 28 апреля главный тренер полностью поддержал футболистов во время «Мятежа в Эсперии», то есть открыто выступил против президента Нуньеса. После всего этого стало понятно, что будущего у Арагонеса в «Барсе» нет, и Чарли пришлось брать на себя завершение сезона в один из самых тяжелых и драматичных моментов истории «Барселоны».

На большее рассчитывать не приходилось: клуба, повергнутого в упадок и уныние, снова коснулся освежающий ветерок – предвестник удивительных и великих событий. Как и много лет назад, подул он со стороны Нидерландов. Еще в мае стало официально известно, что новым тренером будет Йохан Кройф. Сказать, что Кройф взялся за дело, засучив рукава, значит, ничего не сказать. Йохан сразу прибрал в свои руки всю систему подготовки. Он ходил на матчи нижних категорий и объяснял, как теперь должны играть команды «Барселоны» всех возрастов. В перерыве матча хувенилей он сам объяснил это тренеру Мартинесу Вильясеке, а на матч «Барсы Атлетик» послал с этой миссией Карлеса Решака. Вторую команду тренировал тогда Льюис Пужоль, тот самый, вместе с которым Решак восхищал когда-то зрителей «Камп Ноу» в играх за «Кондаль». Новую философию принимали тогда не многие, и не многие тренеры соглашались с вмешательством в их работу. Пужолю в конце концов пришлось покинуть «Барселону». Решак же проникся философией Кройфа, еще будучи игроком, готов был поддержать друга и продолжил работу в «Барселоне» вторым тренером.

Все последующие восемь лет помимо функций помощника Кройфа Чарли выполнял еще и специфическую функцию «примирителя» между тренером и президентом. За десять лет до этого последний сезон футболиста Кройфа в «Барселоне» завершился победой на выборах президента Нуньеса. Неприязнь возникла в то самое время: Кройф заявил, что «останусь, если захочу», а «Император» не пожелал продлевать контракт голландца. И даже в самые успешные годы в истории «Барсы», эпоху «Дрим Тим», эти два человека уживались с трудом, ограничиваясь чисто профессиональными отношениями. В первые два сезона, несмотря на мгновенные результаты обновленной команды в виде Кубка Кубков и Кубка Короля, Кройфа критиковали нещадно, и скамейка под ним шаталась. В Примере «Мадрид» властвовал безраздельно, и раны кулес были слишком глубоки. Бальзамом могла стать только победа в чемпионате, а ее все не было. Длинный список трофеев тренера Карлеса Решака, который начал было расти благодаря Кройфу, вполне мог оборваться в то время. Но как оказалось, победа в финале Кубка Кубков, как и десять лет назад добытая в Швейцарии, была знаковой и означала старт новой эпохи.

К долгожданной победе в чемпионате в сезоне 1990/91 Чарли приложил руку непосредственно. «Барса» начала великолепно, с шести побед подряд, а первое поражение потерпела лишь в 9 туре от «Атлетико», едва не на полгода потеряв при этом Рональда Кумана. Но главный удар случился в конце февраля, когда Йохана Кройфа госпитализоровали из-за проблем с сердцем. Как и три года назад, Чарли пришлось подменять главного тренера. В важный отрезок сезона, когда возобновился турнир Кубка Кубков, а в Примере требовалось не упустить добытое преимущество, их дуэт с Тони Брюинсом, другим помощником Кройфа, справился. Иногда Решак пугал врачей, подолгу советуясь с Кройфом в палате, но свой вклад в чемпионство, добытое-таки за пять туров до конца, он внес. Вообще, вклад Решака в успехи «Дрим Тим» – тема особая. Кройф недаром выбрал Чарли себе в помощники. Решак в годы тотального миссионерства Михелса в Испании проникся этой идеологией и, безусловно, был одним из ее пророков на «картофельных» полях испанских стадионов. Настоящего наставника, способного вести за собой команду, из него не получится, что покажет время. Но собственные идеи у него были, а Кройф, уважавший и обожавший своего помощника, к ним прислушивался. Какие-то из этих идей помогли «Барсе» в те славные времена.

А ведь то были воистину времена триумфа идей и идеологии. На стороне великолепной «Барсы», верной выбранному курсу, была даже удача. Неудивительно, что очередь дошла и до последней непокоренной вершины. То, чего Решак так и не добился футболистом, то, к чему они с Кройфом были близки в сезоне 1974/75, стало реальностью 20 мая 1992 года. Но когда на трибуне «Уэмбли» вслед за его будущим помощником Рамоном Алесанко триумфаторы один за другим поднимали ушастый трофей, Чарли все же было что вспомнить. Ведь и у него когда-то был собственный Лондон, только остался он в Швейцарии.

Игра «Дрим Тим» поражала, завоевывались трофеи. Представить себе на скамейке Кройфа без неизменной фигуры с орлиным профилем рядом было уже невозможно. Будь то победный финал на «Уэмбли», очередной чемпионский спектакль на «Камп Ноу» или тяжелое афинское поражение, положившее конец эпохе «Дрим Тим». Когда та эпоха сменилась тяжелым похмельем, которое Кройф не сумел вылечить ни вливаниями из кантеры, ни новыми приобретениями вместо уходящих героев, неидеальные отношения тренера и президента разладились окончательно. Гром грянул в мае 96-го: до Кройфа дошли слухи о переговорах Нуньеса с Бобби Робсоном. Йохан был очень зол, сцена, вышедшая у него с вице-президентом Жоаном Гаспаром была бурной. Вплоть до того, что голландец пообещал Нуньесу и Гаспару божью кару. Кройф был уволен за два тура до конца, а сине-гранатовый мир раскололся на сторонников президента и опального тренера. Свой выбор должен был сделать и Карлес Решак. И выбирать ему пришлось между многолетней дружбой и клубом, которому он посвятил всю жизнь. Как и в 1988-м Чарли остался дорабатывать сезон на скамейке в качестве главного, чем положил конец своим отношениям с Йоханом Кройфом.

Впрочем, стоило ли оно того? Приглашение на пост главного тренера Бобби Робсона отодвинуло Карлеса Решака на менее заметные роли, чем он привык прежде. Робсону помогал Жозе Моуриньо, а Решаку, формально одному из тренеров, доверили скаутинг и изучение соперников. Когда отставание от «Мадрида» стало большим и руководство предъявило Робсону ультиматум, Решак снова назывался одним из кандидатов в тренеры. Но летом ушел Робсон, а пришел Луи ван Галь. В начале 1998-го, спустя все те же шестнадцать лет после завершения карьеры футболиста, Чарли снова понял, что стал чем-то вроде свадебного генерала. И снова принял решение уйти. По сути, решение это было авантюрой. Как говорили о нем, это был человек, чья жизнь прошла «в квадратном километре». И он, никогда не живший за пределами Барселоны и не работавший вне клуба, уехал тренировать на другой конец света. Японцы тогда готовились к Мундиалю, футбол там набирал популярность, и многие известные футболисты и тренеры снисходили до J-лиги учить азиатов игре. Решак, человек с отличным чувством юмора, всегда пользовался особой популярностью у журналистов за свои оригинальные заявления. Многие из них становились чуть ли не анекдотами, и вся эта история походила как раз на один из таких анекдотов. В Йокогаме Чарли не сумел прижиться и привыкнуть к местному быту и футболу. Он вернулся в Барселону, бесславно проработав в Японии неполный год. Но пока под руководством Луи ван Галя в родном клубе дела шли отлично, Чарли пришлось оставаться в тени.

Автор: Maxi

Оригинал на БарсаМании