Проблемы КХЛ. ТВ-Картинка. Часть II: Лед
Я не уверен, что многие обращают внимание на такие вещи как цвет льда, качество разметки и так далее. Многие просто смотрят хоккей. Но я убежден в том, что каждый человек легко определяет какой турнир он смотрит, причем едва включив телевизор, причем безотносительно того, формы каких команд видит этот человек по телевизору.
Сегодня мы поговорим о том, как на качество трансляции влияет лед и разметка на нем. Как известно, одна из проблем хоккея заключается в том, что шайба маленькая, а летает быстро. И не всегда за ней легко следить даже сидя на трибуне, не то, что по телевизору. Хотя в хоккее с мячом ситуация в этом вопросе еще хуже.
И если футбол можно смотреть даже с помехами, мяч все равно видно. То для хоккея нужна идеальная картинка. Плюс ко всему, для того, чтобы видеть шайбу, нужно чтобы она перемещалась по максимально контрастной поверхности, то бишь по белой. Не по серой как у нас часто бывает, и не по зеленой или розовой, как нам иной раз кажется, когда мы смотрим трансляции из некоторых городов.
Ну да ладно, к чему слова. Для начала надо проиллюстрировать свои слова.
Вот так выглядит лед в НХЛ:
Вот так в Европе. В данном случае в Чехии.
Ну или в Швеции.
Все заметили четкие линии разметки, цвет льда - белоснежный, а если есть какие-то элементы, то они прекрасно отрисованы и очень хорошо видны. Плюс - очень хороший контраст.
А теперь возвращаемся в Россию.
Омск
Уфа. Причем заметьте, это перед началом матча. То есть заливочная машина только что прошла.
Мытищи
Видите разницу? А знаете за счет чего она достигается?
К сожалению, подавляющее большинство наших клубов, в своих дворцах используют дедовский метод нанесения разметки и заливки льда. Именно поэтому у нас появляются белые квадраты по периметру логотипа спонсора, именно поэтому разметку у нас плохо видно, а лед непонятного цвета.
Метод такой. Перед тем как залить лед, вся разметка и логотипы наносятся прямо на бетонную плиту холодильной установки, которая сама по себе уже серая. И только потом наваривается лед. Соответственно, вся толщина льда ухудшает цветопередачу от того, что было нанесено. Чем больше расстояние от поверхности льда, до разметки - тем хуже ее видно. Соответственно, в тех местах где разметки нет, а просто должен быть белый лед, лед получается серым. По тем же причинам. Поэтому, для улучшения качества восприятия достаточно было бы наносить разметку между слоями льда. Это уже дало бы результат. Помимо всего прочего, такой метод снижает долговечность холодильной установки и повышает расход электроэнергии. Так как установке приходится "прикладывать больше усилий", чтобы сквозь краску поддерживать нужную температуру.
До конца 80-х годов, в НХЛ пользовались тем же методом. Но потом лига приняла решение обязать все клубы иметь чистые стекла, чистые борта, белые сетки на воротах, и прозрачные за ними, ну и красивый лед. Для этого (льда) используется следующая технология: все нанесения сдвигают выше к поверхности льда, и наносятся они специальная краской на специальной же поверхности, которая может быть как из полиэстера, так и из ткани (в зависимости от производителя). Холодильная плита при этом не страдает. Электроэнергия экономится, а для того, чтобы поменять разметку, не нужны разваривать весь лед, достаточно лишь снять верхний слой. Хотя из-за этого редко, но бывают небольшие накладки. В Ванкувере на ОИ как-то раз хоккеист вспорол лед, и кусок материала вылез наружу. Судьи срезали его и залили водой. К следующему матчу лед подлатали и вуаля.
Лидером по производству краски считается канадская компания Jet Ice, ее продукцию используют все известные мне подрядчики. Есть они и в России: как чисто наши компании, так и немецкое представительство. На их сайтах достаточно подробно описывается эта технология, есть множество фото- и видео- материалов как может производится данная работа. Вот ссылки: раз и два. Клубы, это ссылки для вас.
Сколько стоит это удовольствие? Я не поленился и позвонил по телефону, указанном по первой ссылке. На то, чтобы сделать идеально белый лед на стандартной коробке европейского размера, нужно 10 коробок материала, стоимость одной - 12 500 рублей. В общем, 125 000 рублей. Нанесение стандартной разметки - 30 000 рублей. Сама работа - 60 000 рублей. Итого: 215 000 рублей. Я подчеркиваю: рублей! Если речь идет не о Москве, смета возрастает на сумму транспортных расходов. Да пускай она будет хоть 300 тысяч, разве это деньги для наших клубов? Да даже если нужно убирать лед для проведения в арене других мероприятий, неужели у клубов не найдется пара миллионов рублей?
О сроках. Превращение старого желтого льда в новый белый занимает всего 2 дня. А держится хоть 10 лет. Даже подкрашивать не надо. Просто когда в новом сезоне надо будет поменять логотипы, процедуру даже не придется повторять полностью.
На вопрос, обращались ли в эту компанию клубы КХЛ, бодрый голос директора немного снизился и он сказал что-то про Подольск, Чехов и ЛДС ЦСКА. Мол, для Подольска сделали, с Чеховым "что-то там", с ЦСКА - были контакты. Зато когда речь зашла про керлинг, он говорил куда более восторженно. И по фотографиям это заметно. Почему коммерческие ледовые площадки для керлинга понимают важность красивого льда, а профессиональные хоккейные клубы - нет?
Все бы ничего, но такая технология уже была опробована нашими клубами. Разумеется, силком. Я не зря запостил выше фотку именно из Уфы. Смотрим, Лига Чемпионов.
Как вам? Света над трибунами бы добавить и было бы супер! :) В Магнитогорске было тоже самое.
Еще Магнитогорск.
Уж насколько хилым была ЛЧ как турнир и правильно что от нее отказались. Но красивая форма от Рибока без рекламы и чистый лед - большое дело.
Только вот, что в Магнитогорске, что в Уфе после окончания турнира решили не тратиться опять на новую технологию, а просто по старинке - покрасили бетон холодильной установки.
Думается, без вмешательства лиги клубы так и будут не искать трудных путей.
Да, это так. Обклеивают. Это требование также было введено на рубеже 80-90-х. Потому что чтобы продавать качественный продукт потребителю, нужно обернуть его в приемлемую обертку. А приемлемая обертка, и грязный борт - это понятия несовместимые.
ИМХО, лучше смотреть матч с качественной картинкой из маленького дворца, чем убогий серый лёд(с бортом ФОТО=)) из старого сарая..
все вопросы к МегаУГфону, каким цветом быть нашивкам, решает тот кто платит..КХЛ, на сколько я знаю, пыталась вернуться к белым нашивкам в этом сезоне..
>Такими темпами лига ещё 100 лет будет развиваться, как НХЛ.
если послать МегаУГфон нах(как и других спонсоров с их стремными нашивками), на чем лига будет зарабатывать?
Другое дело, что в нашей стране иначе - вообще ничего не получилось бы.
К примеру, зависимость КХЛ от Газпрома (читай - от Путина) выливается в перерывы для Евродури, лимит на легов и прочего, что мешает развитию лиги.
Вот выше товарищ пишет о том, что не будь Мегафона, как бы лига зарабатывала, на чем?
На самом деле, даже лично у меня есть с десяток идей как можно заработать денег лиге (клубам - еще больше) при небольших вложениях. Но для этого нужно очень интенсивно работать. И иметь волю.
Но в хоккее я не работаю (хотя очень хотел бы) и едва ли меня взяли бы даже на должность пресс-атташе чеховского Витязя ))
Поэтому нам сейчас остается ждать только. Что чудом КХЛ станет таким продуктом, что сможет себе позволить отказаться от рекламы на форме, перенаправляя очередь из спонсоров в теле-рекламу, в рекламу на видео-кубах и т.д.
Хотел бы, правда, отметить, что я знаю ребят из КХЛ-Маркетинг, это реально отличные профессионалы, но им немного не хватает «побыть в шкуре обычного болельщика», а также возможности преодолеть несмелость верхов.
Появляется идея, но вышестоящий начальник ее бракует. Потому что надо обсудить с еще вышестоящим начальником и т.д.
Доходит до того, что многие вопросы доходят чуть ли не до Медведева. Естественно, это сказывается на скорости их решения.
Правда, картинка стала лучше. Но это связано с ВГТРК-ной ПТС-кой. Посмотрим как будут транслироваться из Казани матчи с Кузней и Амуром.
Насчет сетки не заметил. Так как в Татнефть-Арене не злоупотребляют освещением трибун.
ps на рутрекер.орг уже можно качнуть этот матч в HD. плюс лицезреть новую инфографику КХЛ-ТВ - которая по правде сказать получилась не хуже нхловской, даже лучше!)
Магнитогорск расстраивает конечно.
И даже сфотографировал. И даже выложил в этом блоге. :)
Да, согласна) Принципиально суть не меняется, цветовое качество льда и разметки, что так, что этак получается отстойное.
из этого ангара хоть картинка качественная идет, нежели из новосиба..
А вот почему в новых аренах мы имеем плохой лед и фиговое освещение - вот это загадка для меня.
Кстати, в древних Сокольниках освещение лучше чем как минимум в Казани, Омске, Магнитке, Ярике и т.д.
Тот эпизод я видел с трибуны, поэтому не разглядел :)
Хотя мне как-то довелось выйти на лед в Сокольниках. Он был ужасен. У меня во дворе примерно такой же ДЕЗ заливает. Только чуть менее ровный.
Про Лужники даже как-то стыдно вспоминать.
Нет, не нужно развивать турнир. Нужно развивать КХЛ. Зачем поддерживать детище этого усатого пройдохи-дантиста? Давить его надо.
За примерами далеко ходить не надо. Сравните картинку финала ЛЧ-2008 с картинкой матча ЦСКА - Сатурн, к примеру.
Ну представьте себе, что у вас есть автомобиль. Три года назад у вас была старая убитая кассетная магнитола. А сейчас... новая кассетная магнитола. Много ли изменится в нашем мире сд и мп3? :)
Впрочем, если у вас есть свежая фотография такого формата - не вопрос, присылайте ее мне, я с удовольствием размещу и ее. :)