7 мин.

Проблемы КХЛ. ТВ-Картинка. Часть II: Лед

Я не уверен, что многие обращают внимание на такие вещи как цвет льда, качество разметки и так далее. Многие просто смотрят хоккей. Но я убежден в том, что каждый человек легко определяет какой турнир он смотрит, причем едва включив телевизор, причем безотносительно того, формы каких команд видит этот человек по телевизору.

Сегодня мы поговорим о том, как на качество трансляции влияет лед и разметка на нем. Как известно, одна из проблем хоккея заключается в том, что шайба маленькая, а летает быстро. И не всегда за ней легко следить даже сидя на трибуне, не то, что по телевизору. Хотя в хоккее с мячом ситуация в этом вопросе еще хуже.

И если футбол можно смотреть даже с помехами, мяч все равно видно. То для хоккея нужна идеальная картинка. Плюс ко всему, для того, чтобы видеть шайбу, нужно чтобы она перемещалась по максимально контрастной поверхности, то бишь по белой. Не по серой как у нас часто бывает, и не по зеленой или розовой, как нам иной раз кажется, когда мы смотрим трансляции из некоторых городов.

Ну да ладно, к чему слова. Для начала надо проиллюстрировать свои слова.

Вот так выглядит лед в НХЛ:

Вот так в Европе. В данном случае в Чехии.

Ну или в Швеции.

Все заметили четкие линии разметки, цвет льда - белоснежный, а если есть какие-то элементы, то они прекрасно отрисованы и очень хорошо видны. Плюс - очень хороший контраст.

А теперь возвращаемся в Россию.

Омск

Уфа. Причем заметьте, это перед началом матча. То есть заливочная машина только что прошла.

Мытищи

Видите разницу? А знаете за счет чего она достигается?

К сожалению, подавляющее большинство наших клубов, в своих дворцах используют дедовский метод нанесения разметки и заливки льда. Именно поэтому у нас появляются белые квадраты по периметру логотипа спонсора, именно поэтому разметку у нас плохо видно, а лед непонятного цвета.

Метод такой. Перед тем как залить лед, вся разметка и логотипы наносятся прямо на бетонную плиту холодильной установки, которая сама по себе уже серая. И только потом наваривается лед. Соответственно, вся толщина льда ухудшает цветопередачу от того, что было нанесено. Чем больше расстояние от поверхности льда, до разметки - тем хуже ее видно. Соответственно, в тех местах где разметки нет, а просто должен быть белый лед, лед получается серым. По тем же причинам. Поэтому, для улучшения качества восприятия достаточно было бы наносить разметку между слоями льда. Это уже дало бы результат. Помимо всего прочего, такой метод снижает долговечность холодильной установки и повышает расход электроэнергии. Так как установке приходится "прикладывать больше усилий", чтобы сквозь краску поддерживать нужную температуру.

До конца 80-х годов, в НХЛ пользовались тем же методом. Но потом лига приняла решение обязать все клубы иметь чистые стекла, чистые борта, белые сетки на воротах, и прозрачные за ними, ну и красивый лед. Для этого (льда) используется следующая технология: все нанесения сдвигают выше к поверхности льда, и наносятся они специальная краской на специальной же поверхности, которая может быть как из полиэстера, так и из ткани (в зависимости от производителя). Холодильная плита при этом не страдает. Электроэнергия экономится, а для того, чтобы поменять разметку, не нужны разваривать весь лед, достаточно лишь снять верхний слой. Хотя из-за этого редко, но бывают небольшие накладки. В Ванкувере на ОИ как-то раз хоккеист вспорол лед, и кусок материала вылез наружу. Судьи срезали его и залили водой. К следующему матчу лед подлатали и вуаля.

Лидером по производству краски считается канадская компания Jet Ice, ее продукцию используют все известные мне подрядчики. Есть они и в России: как чисто наши компании, так и немецкое представительство. На их сайтах достаточно подробно описывается эта технология, есть множество фото- и видео- материалов как может производится данная работа. Вот ссылки: раз и два. Клубы, это ссылки для вас.

Сколько стоит это удовольствие? Я не поленился и позвонил по телефону, указанном по первой ссылке. На то, чтобы сделать идеально белый лед на стандартной коробке европейского размера, нужно 10 коробок материала, стоимость одной - 12 500 рублей. В общем, 125 000 рублей. Нанесение стандартной разметки - 30 000 рублей. Сама работа - 60 000 рублей. Итого: 215 000 рублей. Я подчеркиваю: рублей! Если речь идет не о Москве, смета возрастает на сумму транспортных расходов. Да пускай она будет хоть 300 тысяч, разве это деньги для наших клубов? Да даже если нужно убирать лед для проведения в арене других мероприятий, неужели у клубов не найдется пара миллионов рублей?

О сроках. Превращение старого желтого льда в новый белый занимает всего 2 дня. А держится хоть 10 лет. Даже подкрашивать не надо. Просто когда в новом сезоне надо будет поменять логотипы, процедуру даже не придется повторять полностью.

На вопрос, обращались ли в эту компанию клубы КХЛ, бодрый голос директора немного снизился и он сказал что-то про Подольск, Чехов и ЛДС ЦСКА. Мол, для Подольска сделали, с Чеховым "что-то там", с ЦСКА - были контакты. Зато когда речь зашла про керлинг, он говорил куда более восторженно. И по фотографиям это заметно. Почему коммерческие ледовые площадки для керлинга понимают важность красивого льда, а профессиональные хоккейные клубы - нет?

Все бы ничего, но такая технология уже была опробована нашими клубами. Разумеется, силком. Я не зря запостил выше фотку именно из Уфы. Смотрим, Лига Чемпионов.

Как вам? Света над трибунами бы добавить и было бы супер! :) В Магнитогорске было тоже самое.

Еще Магнитогорск.

Уж насколько хилым была ЛЧ как турнир и правильно что от нее отказались. Но красивая форма от Рибока без рекламы и чистый лед - большое дело.

Только вот, что в Магнитогорске, что в Уфе после окончания турнира решили не тратиться опять на новую технологию, а просто по старинке - покрасили бетон холодильной установки.

Думается, без вмешательства лиги клубы так и будут не искать трудных путей.