Слабых обижать нельзя
Евгению Кафельникову на чемпионатах "Большого шлема" традиционно везет с турнирной сеткой. На счету 27-летней второй ракетки России уже две победы на нынешнем "Ролан Гаррос" -- и обе над безвестными игроками. В первом раунде за 107 минут Кафельников справился с корейцем Хьюн Тайк Ли, во втором -- с американцем Сесилом Мэмийтом. И даже в третьем круге, где компанию Кафельникову уже составили Густаво Куэртен и Хуан Карлос Ферреро, Евгений не должен столкнуться с мощным сопротивлением. К счастью для него, бельгиец Оливье Рохус обыграл вчера Доминика Хрбаты (наверное, нет смысла напоминать, что этот теннисист с фамилией, которая своим звучанием напоминает хруст ломающихся костей, считается самым неудобным для Кафельникова соперником). Теперь Кафельников сыграет с Рохусом.
Наш олимпийский чемпион знает, кого бояться. Уже после стартовой победы в Париже он бодро заявил: "Если я войду в ритм, выиграю один-другой матч, то меня уже никто не сможет остановить -- даже Куэртен". Однако цена кафельниковского оптимизма, как известно, не так уж высока. Вспомнить хотя бы его самонадеянные слова времен брисбенской встречи на Кубке Дэвиса с австралийцами, когда Кафельников сравнивал подготовленный хозяевами корт с картофельной грядкой и обещал нашей команде уверенную победу, а вышло аккурат наоборот. Раз Кафельников говорит, что Куэртена, являющегося первым номером мировой табели, он не боится, значит, он все же предполагает, что именно бразилец наиболее для него опасен. Именно ему Кафельников уступил в 1/8 финала на "Ролан Гаррос" 12 месяцев назад. На сей раз встреча с Гугой может состояться в четвертьфинале. А пока что Кафельников, справившись с Мэмийтом, вышел только в третий круг.
Нельзя сказать, что победа над американцем, чей статус на турнире определяется термином "лаки-лузер" (это означает, что игрок не прошел квалификацию, однако по милости организаторов все-таки оказался в основной сетке), далась Кафельникову легко. Напротив, Евгений всячески норовил последовать одному из своих давних ритуалов, согласно которому заведомо слабому сопернику отдается первый сет. В противном случае монотонное перебрасывание мячика через сетку, в ходе которого счет неуклонно растет в пользу российского мастера, успевает ему наскучить, и в конечном итоге он проигрывает матч. Однако Мэмийт, одолевший в первом круге своего соотечественника Тодда Мартина, был не так уж слаб, как того мог ожидать россиянин. И не слишком хитер: он не знал психологических особенностей Кафельникова и не позволил ему спокойно взять первый сет, чтобы потом, усыпив бдительность соперника, обескуражить его. Возможно, именно в этом и заключалась главная тактическая ошибка американца.
Характерна концовка поединка: при счете 5:5 Кафельников взял подачу соперника, и до победы оставался лишь шаг. Однако вместо того, чтобы добить фактически уже лежащего у ног противника, Евгений вдруг проиграл свою подачу. Зато разозлившись на себя за эту оплошность, он сразу взялся за дело на тай-брейке, выиграв пять первых мячей. На сей раз Мэмийт отыграться уже не смог.
То, что для победы над парнем, которого по идее он должен был буквально снести с корта, Кафельникову потребовалось выиграть два тай-брейка -- в первой и четвертой партиях, кого-то насторожит. Однако поклонникам россиянина не стоит беспокоиться о его физических и моральных кондициях. В матче с опасным Куэртеном (если он таки состоится) Кафельников непременно предстанет вполне энергичным и готовым к серьезной борьбе. Уж таково его свойство: играть сильно с сильными и слабо со слабыми.