7 мин.

100-й финал. Федерер и все остальные

Джимми непотопляемый (163 финала – 67% побед, 100-й финал – 26 лет)

Джимми «Джимбо» Коннорс – настоящее теннисное чудо, равного которому в теннисе не было и, возможно, не будет никогда. Он начал карьеру в 1970-м, в течение 27 сезонов не покидал корт и пережил не одно поколение теннисистов. На счету американца огромное количество не побитых до сих пор рекордов: 31 полуфинал на турнирах «Большого шлема», 109 титулов, 12 лет в Топ-3 и многие другие, включая и рекорд по количеству сыгранных финалов – 163 (или 158, по другой системе подсчета).

Свой юбилейный сотый финал Коннорс сыграл в 1979 году в Филадельфии. На тот момент третий по престижности после US Open и «Уимблдона» этот чемпионат всегда собирал главных звезд тенниса, и 79 год не стал исключением – приехали 16 из 22 лучших, не хватало разве что Борга.

Коннорсу, №1 на тот момент, повезло с сеткой. По его же словам, в одном из матчей ему было так скучно, что он следил, как на соседнем корте играет Герулайтис. В полуфинале многие ждали встречи закадычных врагов Коннорса и Макинроя, и на то была своя причина. Пару недель назад они играли на групповом этапе итогового турнира, и Коннорс снялся из-за волдыря на ноге – уступая с сетом и брейком. Джонни тогда публично раскритиковал Джимми, и в Филадельфии не скрывал своего жгучего желания одержать полноценную победу – но неожиданно в четвертьфинале проиграл сам.

А в финале Джимбо играл с опытным Эшем. В тот период 35-летний Артур неожиданно для всех «зажигал» – сумел восстановиться после травмы двухлетней давности и вернулся в Топ-20. Никто не предполагал, что он дойдет до финала – насколько Коннорсу повезло с сеткой, настолько же Эшу с ней не повезло – и к предпоследнему в своей жизни финалу Артур, конечно, подошел выжатым, как лимон. Юбилейный финал Коннорс легко выиграл в трех сетах.

Иван Грозный убивает свою мечту (146 финалов – 64% побед, 100-й финал – 27 лет)

«Иван Грозный» тенниса 80-х, Иван Лендл мог сломить любого из тех, с кем сталкивался на корте, но в матчах «всей жизни» ему часто не везло. Он выиграл мэйджор только с пятой попытки на «Ролан Гаррос» в 84 году. Из рекордных 8 подряд финалов на US Open Иван выиграл только три. А «Уимблдон» так и не покорился ему – причем второй и последний уимблдонский финал 87 года оказался одновременно и сотым финалом в карьере Лендла.

Еще в 1982 году Иван шутил, что у него аллергия на траву. И правда – примерно по 30 титулов на прочих покрытиях и всего 2 на траве. А одним из главных соперников Лендла на траве и в частности на «Уимблдоне» был Беккер. Это юный Борис обыграл Ивана в финале 1986-го, а также в полуфиналах 1988 и 1989 годов. А в 87-м судьба дала Лендлу шанс – Беккер неожиданно уступил во втором круге. Иван начинал турнир тяжело, но разыгрался так, что в четвертьфинале отдал грозному на траве Эдбергу всего один сет.

Но, по иронии судьбы, именно этот турнир стал прорывом для Пэта Кэша. В первый карьерный финал мэйджора Пэт вышел в Австралии-1987 (в тот год австралийский чемпионат в последний раз проводился на траве) – в полуфинале он обыграл как раз Лендла. А на «Уимблдоне», опять же благодаря Лендлу, выиграл первый мэйджор. После окончания матча Иван с грустью взирал на Пэта, который в нарушение всех традиций и протоколов забирался на трибуну, где его ждали родители, тренер и девушка.

Джон «You cannot be serious!» (108 финалов – 71% побед, 100-й финал – 29 лет)

«Плохой парень» Джон Макинрой прославился на корте не только скандалами и знаменитым «You cannot be serious!». В начале 80-х этот дерзкий американец с фантастической подачей и уникальным чутьем сеточника стал большой головной болью для главных звезд того времени вроде Борга и Коннорса. Четыре года подряд, в период с 1979 по 1984, Макинрой завершал сезон первой ракеткой мира и выиграл семь турниров «Большого шлема».

К 1985 году, несмотря на то, что ему едва перевалило за 25, Джон почувствовал усталость. Уходить как Борг он не стал, он взял перерыв – сезон 1986 года начал лишь в августе, проиграл в первом круге US Open, но следом взял три подряд титула и закончил год с неплохой перспективой на следующий сезон. Но триумфального возвращения не получилось. В 1987 году Макинрой не взял ни одного титула, уступив в пяти финалах, в начале 1988-го смог выиграть в Токио, но было очевидно, что это конец.

Сезон-1988 американец решил закончить в Детройте, не самом сильном по составу турнире. Там Макинрой добрался до финала, который и стал для него сотым в карьере. Ничего особенного. Кроме разве что одного эпизода. По пути к финалу Джон сыграл с будущим №1 и чемпионом мэйджоров Джимом Курье и в том матче был оштрафован за ругань в адрес соперника, который, впрочем, и сам не стеснялся в выражениях. Собственно в финале Джон без особых усилий обыграл молодого Крикштейна. Карьера Макинроя будет длиться еще несколько лет, но финалов ему останется только восемь.

Я поэт, зовусь Гильермо (104 финала – 60% побед, 100-й финал – 30 лет)

Расцвет карьеры Гильермо Виласа совпал с эпохой владычества Борга и Коннорса, однако скромный аргентинец, писавший стихи (печатавшиеся в Аргентине тысячными тиражами) и друживший с принцессой Монако Каролиной, не оказался в тени своих более именитых современников.

Несмотря на то, что Гильермо два раза подряд выигрывал на траве австралийский чемпионат, он был безусловным грунтовым специалистом. Именно благодаря грунту он поставил большинство своих рекордов, например, его знаменитая беспроигрышная серия из 53 матчей на грунте – этот рекорд смог побить только Надаль в 2006 году.

Вилас играл до начала 90-х, но в последние годы своей карьеры, в возрасте под сорок, никаких выдающихся результатов показать уже не мог. Сотый финал Гильермо пришелся на последний успешный год его карьеры, 1983-й, и состоялся на турнире в Роттердаме. Виласу, который защищал титул, досталась довольно простая сетка, но не довольно осталось сил, чтобы пройти ее до конца. В юбилейном финале против игрока Топ-10 Джина Майера Гильермо оказался бессилен – 1:6 6:7.

Роджер Пятый, явно не лишний (100 – 70% побед, 100-й финал – 30 лет)

Федерер – лучший теннисист всех времен и народов – впервые за 9 лет закончил сезон без единого титула «Большого шлема». Не складывалось у Роджера и на остальных турнирах – к октябрю в копилке швейцарца сиротливо лежал лишь один-единственный титул, выигранный в Дохе в январе. А тут еще Энди Маррей – как тот храбрый портняжка, убивший семь мух и возомнивший себя героем – во всеуслышание заявил, что намерен отобрать у Роджера третью строчку рейтинга и вскоре добился своего. Федерер пошел в наступление.

Домашний турнир в Базеле пришелся как нельзя кстати. Пусть и без блеска, но Федерер победил. За этим успехом последовало достижение покрупнее – швейцарец выиграл парижский «Мастерс», не отдав соперникам ни сета. И 98-й, и 99-й финалы завершились победами.

Добраться до сотого финала Роджеру предстояло на итоговом турнире. Задача эта была хоть и непростой, но выполнимой – и условия в Лондоне, и неважная форма остальных топ-игроков повышали шансы Федерера на защиту титула. Швейцарец выиграл все пять матчей, не позволив соперникам сломить себя, хотя некоторые, особенно Жо-Вильфред Тсонга, заставили Федерера понервничать.

Финалом под номером 100 Роджер поставил восклицательный знак в сезоне-2011 и в очередной раз доказал, что списывать его со счетов – дело безнадежное в принципе. Титул на итоговым стал семидесятым для Федерера и вряд ли кто-то скажет с определенностью, что он будет последним.

Все финалы Федерера