Здоровье
10 мин.

Он полгода пользовался женской косметикой: 136 уходовых средств – и вот результат!

В 70 лет Джон Котен – редактор авторитетных деловых изданий и яхтсмен со стажем – узнал, что «кожа у него на три с минусом». Такую оценку выдал аппаратный тест в косметическом салоне. 

Джон пристальнее вгляделся в отражение: кожа и правда пересушена, ее прорезали морщины, а на лице и руках россыпь пигментных пятен. Ситуация осложнялась базалиомой – это разновидность рака кожи с частыми рецидивами, из-за нее Котен перенес 20 малоинвазивных операций.

Так Джон решил, что пора позаботиться о себе. Не ради омоложения: «Я не стыжусь своего возраста и горжусь заработанными трудом, вбитыми в морду словно молотом морщинами. Но мне хочется, чтобы кожа была здоровой».

Поначалу он пытался разобраться самостоятельно. Читал рекомендации в Vogue, Allure, Glamour, но натыкался на описания вроде «ледниковые гликопротеины» и «жидкий кислород». Звучит красиво, но что это значит – непонятно. Где задокументированное подтверждение, что 98% пользователей действительно отметили улучшение через два дня? Ответов не было.

Когда окончательно стало ясно, что разобраться быстро и самому не получится, Джон отнесся к делу как к редакционному эксперименту:

● обратился к экспертам – дерматологу (и по совместительству жене) Марисе Гаршик и косметологу Саре Караолидес;

● определил срок – 6 месяцев;

● посетил лаборатории косметических компаний;

● проанализировал данные исследований;

● протестировал 136 средств из разной ценовой категории;

● выделил бюджет – не покупать средства дороже $400;

● а заодно – пересмотрел гендерные стереотипы и взгляды на уход.

Так Котен «отправился в путешествие по доселе непонятному и волшебному миру женского ухода за лицом». На косметическую «одиссею» он потратил полгода и $4500. 

Вот что он выяснил.

Режим ухода: что и как мазал на себя Джон в течение 6 месяцев

После консультаций с врачами Котен понял, что старение кожи можно сравнить с «замедленной автокатастрофой». С годами клетки теряют способность вырабатывать собственную гиалуроновую кислоту, коллаген, эластин и факторы роста – вещества, придающие коже свежий и здоровый вид. К этому добавляется воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, ультрафиолета и образа жизни. 

В результате связи между клетками разрушаются, чем пользуются стареющие, нефункциональные клетки: они активно множатся и выделяют провоспалительные вещества, разрушающие еще здоровые клетки вокруг. Итог налицо – морщины, пигментные пятна, дряблость.

Остановить этот процесс нельзя, но можно замедлить. В этом помогает в том числе уходовая косметика. С учетом возраста и состояния кожи специалисты подобрали Котену одну из самых простых схем ухода – утром и вечером. Никаких инъекций, аппаратных и других методик.

Кожа Джона до и после эксперимента

На что сделали упор в уходе:

● увлажнение; 

● борьба с пигментацией;

● защита от солнца (и профилактика рецидива рака кожи, так как ультрафиолетовые лучи – основной фактор риска); 

● запуск обновления клеток.

Врачи подсказали Котену примеры средств, но использовать именно их было необязательно. По словам экспертов, достойные косметические продукты есть у многих марок. Главное, на что стоит опираться при покупке, – не рекламные обещания, а наличие в составе веществ, эффективность которых доказана клиническими испытаниями. 

По этому принципу все «мужские» линейки сразу отпали. Вроде бы они должны подходить для ухода за более плотной кожей мужчин. Но оказалось, что в их составе в основном вода и сильные отдушки – маркетинг в чистом виде. 

Так Джон пришел к «женским» и аптечным продуктам, просто потому что они эффективнее по всем параметрам. Но психологически было непросто. «Пользоваться женскими кремами для лица – не то, к чему меня приучали с детства. Я рос в уверенности, что мужское лицо должно отражать суровую мужественность. В идеале на нем должна красоваться пара шрамов», – вспоминает Котен. 

Такое отношение мужчин к уходу за собой подтверждает исследование, на которое ссылается Джон. По данным опроса CeraVe, 47% мужчин в США предпочли бы стирать белье вручную целый месяц, чем ухаживать за лицом. Причина – в стереотипах: будто бы уход за кожей делает мужчину «менее мужественным». Хотя мужчины, как и женщины, тоже имеют кожу на лице и, следовательно, необходимость за ней ухаживать. 

Внимание! Дальше рассказываем о примере ухода Котена, но предупреждаем, что такая схема подходит не всем. Чтобы выбрать подходящую, стоит обратиться к дерматологу – за одну консультацию врач осмотрит кожу, подберет схему ухода, которой можно пользоваться 3-5 лет, и посоветует примеры средств. 

Утренний уход

Основная задача утренних процедур – подготовить кожу к встрече с внешними агрессивными факторами: солнцем, воздухом, водой. 

Первый этап – мягкое очищающее средство. Раньше Джон просто умывался водой, иногда с мылом. Дерматолог и косметолог объяснили, что вода не очищает кожу достаточно эффективно, а мыло может пересушить и вызвать раздражение.

Вместо этого они посоветовали использовать мягкое очищающее средство с нейтральным рН. Оно убирает отжившие клетки и не повреждает живые, удерживающие влагу. 

На втором этапе Джон использовал сыворотку с витамином С – наиболее изученным антиоксидантом в косметологии, который нейтрализует свободные радикалы и стимулирует выработку собственного коллагена. 

Эффективность таких сывороток зависит от формы витамина:

● L-аскорбиновая кислота – самая действенная, но нестабильная (быстро разрушается на свету и воздухе);

● аскорбилфосфат магния, аскорбилглюкозид и тетраизопальмитат аскорбиновой кислоты – стабильные, подходят для чувствительной кожи, но менее эффективные.

Оптимальный вариант – средства, в которых L-аскорбиновая кислота сочетается с витамином E и феруловой кислотой: они стабилизируют витамин C и усиливают действие.

Затем Джон наносил крем от пигментации с ниацинамидом – стабильной формой витамина B3, которая осветляет кожу и выравнивает тон. Котен выбрал корейский крем Dominus, в котором ниацинамид дополнен растительными экстрактами и увлажняющими компонентами. 

О корейской косметике у Джона в целом сложилось приятное впечатление: за относительно небольшие деньги можно получить новые эффективные формулы, которые у европейских и американских брендов будут стоить в несколько раз дороже.

После Котен закреплял активные средства увлажняющим кремом с глицерином и скваланом: глицерин притягивает влагу в верхний слой кожи, а сквалан удерживает ее.

Финальный этап – солнцезащитный крем с SPF 50. Защита от солнца необходима не только для профилактики фотостарения и рака кожи, но и для сохранения действия витамина C, который без SPF быстро теряет антиоксидантные свойства. По совету дерматолога Джон выбрал крем с оксидом цинка – минеральным солнцезащитным фильтром, устойчивым к солнцу и безопасным для чувствительной кожи.

По словам Котена, из-за своей медлительности на утренний уход он тратил около получаса, но на деле можно было уложиться в 5-10 минут. 

Очень женский разговор с фигуристкой-косметологом: об уходе за кожей, филлерах и ботоксе

Вечерний уход

Основные задачи вечернего ухода – смыть загрязнения, успокоить кожу и помочь ей восстановиться. Ночью активнее работают процессы регенерации, поэтому вечерние средства часто содержат более концентрированные компоненты: ретинол, кислоты, пептиды.

Первый этап – очищающее средство. За день на лице скапливаются кожное сало, пот, пыль, грязь, остатки косметических средств и другие загрязнения, которые провоцируют прыщи и воспаления, пересушивают кожу. Поэтому вечером лицо обязательно нужно умыть.

Джон использовал тот же нейтральный гель, каким умывался утром. Но иногда, например, когда возвращался из столярной мастерской, выбирал более мощное очищающее средство Elemis, чтобы удалить с лица слой опилок. 

По словам Джона, было неожиданно приятно вычерпывать густое, похожее на вазелин средство: в руках оно превращалось в масло, а при добавлении воды – в легкую очищающую пену

Затем Джон использовал средство с ретиноидами – производными витамина A, которые стимулируют обновление клеток кожи и синтез коллагена. Их лучше наносить именно вечером, так как ночью кожа активно восстанавливается, а отсутствие солнечных лучей снижает риск раздражения и повышает эффективность средства.

Косметологи и дерматологи считают ретиноиды наиболее эффективными веществами, самый результативный – третиноин, форма витамина А, которую разработали еще в 1943 году. Котен в эксперименте использовал крем именно с третиноином и иногда чередовал с более мягкими средствами на основе бакучиола – растительным компонентом с ретиноидоподобным действием.

Зимой в вечерний уход добавляли сыворотку с гиалуроновой кислотой. Этот активный компонент способен удерживать много влаги и помогает сохранить увлажненность кожи в условиях пересушенного воздуха.

На финальном этапе Джон использовал увлажняющий крем с улиточной слизью от корейского бренда Cosrx. Улиточный муцин богат гликопротеинами, гиалуроновой кислотой и антиоксидантами, поэтому глубоко увлажняет, снимает покраснения и стимулирует регенерацию кожи.

Через 3 месяца эксперимента у Котена спрашивали: «Куда делось старое лицо?»

«Это были серьезные перемены», – резюмировал Джон. – У меня была сухая, шелушащаяся кожа. Картина не из приятных. Большую часть жизни я занимался яхтингом и много времени проводил в океане и на озерах. То, как я выгляжу сейчас – результат масштабной реконструкции».

Поначалу веры в успех не было, все держалось на самодисциплине и исследовательском интересе. Но изменения были очевидны: «Трудно поверить, что в зеркале я вижу гладкую, увлажненную, ровную кожу. Не знаю, действительно ли она стала биологически моложе, но выглядит именно так», – пришел к выводу Джон.

По словам Котена, прошло несколько недель, прежде чем он смог понять, что внешний вид и качество кожи и правда меняются. Спустя три месяца субъективное ощущение подкрепилось. Коллеги, знакомые и друзья стали спрашивать: «Куда делось старое лицо?»

Причем эффект заметен не только на лице, но и на руках: «Крем с ниацинамидом так хорошо очистил кожу рук от пигментных пятен, что иногда я их не узнаю», – добавляет Котен. 

Что еще Джон Котен понял за время эксперимента:

● Не стоит искать в названии крема слово «антивозрастной» – по сути, любые уходовые средства замедляют старение. Они увлажняют кожу, восстанавливают защитный барьер, стимулируют обновление клеток и защищают от вредных факторов, а это и есть главные задачи антивозрастного ухода. 

● Важны не бренд и громкое слово на этикетке, а состав и эффективность. Обычно около 80% крема составляет вода. Если вам нужен конкретный активный компонент, он должен быть не в конце списка. Иначе его будет так мало (меньше 1%), что никакого эффекта ждать не стоит. 

● Один из секретов эффективного ухода – выбирать средства, которые хорошо пахнут, имеют привлекательный цвет и приятную текстуру. Так шанс, что вы не забудете нанести крем, увеличивается в разы. 

Самое главное, по мнению Джона: он понял, что «счастливая кожа посылает сигналы счастья в мозг». Со временем уход становится не неприятной обязанностью, а источником позитивных эмоций. Эти сигналы через нервные окончания стимулируют выработку эндорфинов – гормонов радости, которые улучшают настроение и помогают в целом чувствовать себя лучше. 

Как ухаживать за кожей? Вредно ли загорать? Как лечить прыщи, перхоть и псориаз?

Как ухаживать за руками осенью и зимой?

Больше о тренировках, питании, спортивной медицине и спорте как занятии – в разделе «Здоровье»

Подписывайтесь на телеграм-канало здоровье

Фото: wsj.com