18 мин.

Бои на льду – новый спорт. Придумал подросток, пока готовился к ЕГЭ

Мы увидели их вживую.

Все же видели, как в хоккее дерутся? А из этого придумали целый вид спорта – с федерацией, промоушеном и регулярными турнирами.

Речь о боях на льду.

Что это вообще такое?

Промоушен Ice Fights основал Артем Игнатов, бывший хоккеист, у которого на одной руке набита татуировка «Не всем идти одним путем», а на другой – Militare Vivere Est, высказывание древнеримского философа Сенеки, «жить – значит бороться».

Сейчас Игнатову 22 года, а на момент создания промоушена было всего 16. Поэтому неудивительно, что один из учредителей Федерации боев на льду – его отец, о котором он, правда, почти не рассказывает: «Как отец помогал на старте? Никак, просто на момент регистрации мне было 16. Но первые перчатки и шлемы для боев, не поверите, купил на его кредитную карту».

Самый первый турнир прошел на арене в Мытищах и собрал около 500 зрителей, но покрыть затраты не получилось. «Мы делали все сами: свет, бои, съемка, режиссура, оформление – только наша маленькая на тот момент команда. Я же и сам делал красивые бои, дрался со взрослыми мужиками на льду, иногда ломали нос пару раз за бой, там не было весовых, снимал видео на телефон», – вспоминает Игнатов. 

Куда охотнее он рассказывает, как в целом появилась идея боев на льду:

– С четырех лет я занимался хоккеем. Лет 10 играл в «Спартаке». Вперемешку занимался боями: утром – хоккей, вечером – бои. Когда уже подходило время к сдаче ЕГЭ, лет в 15-16, я планировал сдавать историю и изучал Древнюю Русь. Там наткнулся на очень интересную вещь – кулачные бои на замерзших русских реках. Это было интереснее обычных, потому что людям нравятся падения, очень красиво. 

На хоккее меня часто называли фигуристом, потому что я любил катание и пользовался этим на льду. Подумал: а что, если совместить скорость, которые дают коньки, и ударную технику? У нас же удар – масса плюс скорость. То есть к скорости удара прибавляется скорость тела, которое двигается со скоростью 20-30 км/ч.

Изначально я предложил эту идею друзьям, когда начался коронавирус, а все большие катки в Москве закрылись. Мы купили два шлема, две пары перчаток. И дрались, снимая это на телефон. Думали, как лучше получится, разрабатывали правила. Даже есть ролик с той базы. Очень смешно: вот вход, а в двух метрах слева лежит картошка, справа – капуста. Ты проходишь между ними, заходишь в непонятное помещение, а там лед – одно из немногих мест, которое во время коронавируса принимало людей.

Потом заказали форму, начали снимать на профессиональную камеру, объявили об отборе. Получили где-то 10 тысяч заявок. Было много людей, которые, например, говорили: «Я не умею кататься, но научусь за неделю». К сожалению, так нельзя. Где-то тысячу-две заявок одобрили. А потом проходили большие первые отборочные соревнования.

– Из 10 тысяч – все бывшие бойцы MMA?

– Не все. Кто-то никогда не дрался именно профессионально но, к примеру, занимался айс-кроссом – скоростные спуски. Кто-то вообще был хоккейным вратарем. Кто-то, наоборот, как Никита Гомзяков, в детстве катался на открытом льду с друзьями во дворе, а так он профессиональный боец ММА. И он пришел и научился кататься.

В итоге Ice Fights доросли до турнира на «ВТБ Арене» через несколько часов после матча футбольных «Динамо» и «Зенита». А мы уже после интервью заметили, что за Игнатовым везде ходят два суровых охранника.

В целом организация стремится к официальному признанию видом спорта, но про бизнес-перспективы Ice Fights Игнатов говорит уклончиво. Теперь он планирует провести турниры в других городах – но деталей пока не раскрывает.

«Попасть в олимпийскую программу – почему бы нет? Это первый зимний вид единоборств. Первый. Хочется развиваться в разных странах, чтобы это охватывало как можно больше людей, как хоккей, футбол и многие другие виды спорта.

Скажу честно, к нам приходили бойцы поп-ММА. Говорят: «Мы можем вам развести что-нибудь очень крутое». Мы против этого. Да, должна быть агрессия. Спортивный интерес – согласен. Перед турниром на общих тренировках часто бывает, что у бойцов накаляются эмоции. Иногда они даже дерутся, но мы этого не показываем. Все-таки это спорт. Собрать просмотры на том, что кто-то кого-то послал или сломал – не очень. Мы за другую историю, за красоту».

Что творится на трибунах во время боев на льду?

Минут за 10-15 до официального начала турнира на трибунах было всего несколько десятков человек. Но постепенно люди подтянулись – тысяча человек набралась точно.

Мы подошли к нескольким из них, чтобы узнать, почему вечером в субботу они оказались на боях на льду:

– Потому что это круто, кроваво, ледовое побоище, – отвечает молодая пара Никита и Дарья.

– Как давно за этим следите?

– Около трех часов. Пришли в первый раз. Вон там есть знакомые ребята [показывают на противоположную трибуну], они нам об этом рассказали, болеют за какого-то северного человека. Еще утром мы ничего не знали о боях на льду. Если бы знали, пришли раньше.

– Насколько нравится?

– Супер. 10 из 10. Хотя за профессиональными боями не следим. Такой экспириенс. Думаю, придем еще. Нужно больше рекламы, тогда будет круто. Если бы не друзья, даже об этом бы не узнали.

Кажется, реклама сработала. Болельщик Ярослав узнал о турнире из рилса с обзором другого ивента и пришел с девушкой Елизаветой:

– Зацепило?

– 10 из 10. Я сам занимался боями, поэтому стало интересно на это посмотреть. На льду – необычно. Коньки делают свое дело, видно, что парни устают, много движений, защита, но интересно наблюдать.

В лобби мы вообще столкнулись с целой семьей, которая тоже впервые пришла на бои на льду. Папа Михаил и мама Наталья понадеялись, что их сын Ярослав (в подаренном мерче Ice Fights) после похода на стадион займется единоборствами:

– Хотели малому показать, будущий чемпион. Мы здесь первый раз.

– Следите ли за чем-то еще?

– Нет. Только вот сюда пришли. Планировали поход за неделю. Постараемся прийти еще раз.

При этом несколько человек обошлись простым ответом: пришли поболеть за друзей.

Вообще, зрители явно делились на группки, болевшие за своих. Например, мы заметили на трибунах несколько человек с четырьмя флагами националистической организации «Русская община» – и, когда боец Владимир Архангельский выехал на лед, завернувшись в такой же флаг, сразу стало понятно, за кого они болеют.

Потом он проиграл нокаутом – и «Русская община» ушла со стадиона. А Архангельский появился на трибунах с ссадинами на лице. Там он столкнулся с врачом скорой помощи, которому сказал, что все в порядке и осмотр не нужен.

В целом бойцы для людей были почти в открытом доступе – после поединков сидели на трибунах или спокойно гуляли в лобби. Очень популярным там оказался Никита Гомзяков из Новосибирска, который вышел к людям в серых кроксах и запачканном кровью джерси. Ему и во время боя кричали «Это наш, сибиряк», а потом все желающие около 10 минут с ним фотографировались. Рядом в это время стояли два омоновца в масках и с автоматами.

На стадионе мерч Ice Fights купить нельзя – только получить за ставку у титульного спонсора промоушена. Но казалось, что организаторы решили одеть всю арену. Потому что после каждого из 10 боев на лед выезжали девушки, которые из помповых пушек стреляли мерчем на трибуны.

За футболки и шарфы шла активная борьба. Один мужчина в порыве азарта так тянулся, что толкнул стоявшую рядом женщину. Она облилась чаем и сказала «да ##### [блин]». А потом встретила его в буфете и попросила компенсировать – он извинился, а она все простила.

Другой парень ради футболки спрыгнул со среднего яруса трибун на нижний. И невозможно забыть интеллигентного вида мужчину, который, увидев девушек с футболками на льду, закричал: «Стреляй сюда!»

Еще на трибуны регулярно выходил Артем Игнатов и раздавал джерси Ice Fights – с номером 57 и своей фамилией. Доставались они в основном детям и женщинам, а многие сразу же их надевали. Игнатов отметил, что турниры собирают по несколько тысяч человек, но наибольшая активность – в соцсетях, где организатором прилетало за риск порезать бойцам горло коньком:

«Очень много зрителей пишут из разных городов и стран. Безумно большая география. Люди пишут, например, из Мексики. Говорят: «Блин, очень круто, хочу посмотреть. А можно ваше джерси купить?» Кто-то [из зрителей] ходит постоянно. Недавно я гулял в Москве, встретил человека в нашем джерси. Говорит: «Был на прошлом этапе, очень понравилось, слежу за всеми бойцами, уже второй год хожу».

В целом на трибунах было оживленно, а атмосферу подогревали айс-герлз (ледовый аналог ринг-герлз) – явно бывшие фигуристки, которые сопровождали выходы на лед прыжками, дорожками и другими фигурными элементами. А потом уезжали и одевались в курточки, чтобы не мерзнуть, пока идут бои.

Как вообще выглядят бои на льду и в чем главные особенности?

Во время первого же боя с трибун кричали: «Хай-кик давай!» Но в боях на льду это невозможно. Хотя правила довольно простые.

– Круг диаметром 9 метров, дерутся один на один, – объяснил Артем Игнатов. – Естественно, в круге есть рефери, который, если что, разнимает бойцов. Разрешены удары руками, локтями, кроме колющих локтем или тычков пальцами в глаза. Ниже пояса мы, естественно, не бьем, ногами – тоже, коньками не добиваем; если человек упал на колено, два колена или просто упал, тоже не бьем. 

Все бои проходят в стойке и без захватов. Есть подхваты, когда мы подтянули и ударили, а есть захват, как это делают тафгаи – у нас такого нет, у нас именно динамика. Всего пять раундов, есть экстра-раунд, нет ничьих, каждый раунд – одна минута чистого времени, перерыв между ними – 30 секунд.

– Как разрабатывали правила?

​​– Методом проб и ошибок. Раньше, например, были броски через бедро. Блин, очень эффектно, очень красиво. Но, когда пару раз ребята столкнулись затылком о лед, мы поняли, что, конечно, здоровье спортсменов для нас дороже. Гораздо дороже. 

– Бойцы часто нарушают правила?

– По-разному. Даем штрафные очки. Например, боец взял, захватил: предупреждение раз, предупреждение два, на третий раз снимают очко. 

«Есть разные очки, – добавил Спортсу’’ боец Кирилл Круглов. – Допустим, идет раунд. Я нанес 15 ударов, а соперник пять или вообще ноль. У меня будет один балл по ударке, если брать чисто руки. Дальше идет выталкивание или прижимание – тоже по одному баллу. Локти – тоже один балл. Есть силовые, потеря равновесия, скидывание соперника. Или выезд за круг и потеря равновесия – тоже определенный балл. Все суммируется за каждый раунд и считается».

Сами бойцы дерутся в стандартной хоккейной экипировке, в четырехунцовых перчатках и боксерском шлеме для спаррингов. «Шлем особо не спасает: есть нокауты, сечки, носы ломают – все то же самое [как в классических MMA]. На шлеме сзади и по бокам есть вставки, чтобы, когда ты падал во время нокаута, ударялся о мягкую зону, а не лед. Иначе можно разбить череп», – отметил Круглов.

Бойцы на льду, как и в классическом варианте, тоже гоняют вес перед поединками (при этом не все), есть весовые категории, а лига три раза в неделю организует для спортсменов совместные тренировки на льду (по отдельности тренироваться просто невыгодно, потому что аренда льда очень дорогая). Круглов вообще занимается всю неделю, кроме воскресенья:

– В понедельник – земля-лед, во вторник – спарринги, в среду – земля-лед, в четверг – зал, в пятницу – лапы, в субботу вечером – лед. В воскресенье – баня, а в понедельник снова на тренировку.

– Есть какая-нибудь специализированная подготовка, чтобы драться на льду?

– Самое тяжелое – совместить ноги с руками. И под это есть специальные упражнения. Могу сказать, что это точно отличается от хоккейного катания.

– Что важнее – хорошо стоять на коньках или махаться?

– Вот обычный человек пришел на лед, ему нужно встать на коньки. Если человек талантливый, базово он научится стоять, делать какие-то шаги, наверное, за полгода. Полноценно научиться кататься – год.

А если мы берем ударную технику, то, думаю, если у человека опять же есть талант, то можно научиться за три месяца. Это не совсем высокий уровень, а стандартные удары. Если брать неталантливого человека, то, думаю, за 6-7 месяцев.

– Насколько бои энергозатратны? И что тяжелее – минутный раунд в бою на льду или смена в хоккее?

– В хоккее смена длится 40 секунд, потом ты две минуты сидишь-отдыхаешь, потом опять смена в 40 секунд и снова минут пять сидишь. В боях на льду же ты проводишь полноценную работу в том плане, что нужно удержаться на ногах и пробить. Все это необходимо совместить, еще и сохранить скорость, взрыв, удар.

Допустим, я готовлюсь к боям на льду на пять раундов. Мы спаррингуем на льду и в зале. В зале мне нужно проспарринговать около 80 раундов по три минуты с минутой отдыха между ними, чтобы выйти на лед и спокойно простоять всю дистанцию.

По словам Круглова, в боях на льду он ни разу не получал сотрясений мозга или пропускал тяжелых ударов в голову. Хоккейная амуниция и шлем действительно спасают бойцов от серьезных повреждений, но у этого есть обратный эффект для зрителей – со стороны кажется, что нанести серьезный и более заметный урон сложнее, чем в классических MMA.

Наверное, бои на льду не такое кровавое зрелище, как мы привыкли, но довольно динамичное. Бойцы крутят бэкфисты, выбрасывают супермен-панчи, тот же Круглов плотно попадал по корпусу согнувшегося соперника чем-то вроде апперкота, хотя больше опасений вызывают глухие удары головой о лед.

Круглов – главная звезда Ice Fights. Бывший хоккеист, работавший в «Вайлдберриз», танцует между раундами

Главная звезда боев на льду – Кирилл Круглов, за которого персонально болели островки на стадионе, а на трибунах даже вывешивали плакаты.

Перед боем и во время пауз он танцевал и заводил фанатов, когда передавал приветы, удерживая соперника за плечи. Круглов – бывший хоккеист, который до 15 лет играл в «Атланте», не пробился в МХЛ, а потом ушел работать в «Вайлдберриз»:

– Месяцев 4-5 проработал, устал, подумал, что это все не мое. Пошел искать другую работу. Приехал домой после собеседования и увидел рекламу [боев на льду] в запрещенной соцсети. Подал заявку – честно, думал, что не ответят. Но на следующий день ответили. Приехал, прошел отбор и все.

– То есть у вас нет никакого бойцовского бэкграунда?

– Совершенно. Больше скажу: в Ice Fights я еще, наверное, около года вообще ничем не занимался. Мне один раз сказали перед боем: подседаешь и кидаешь колотуху. Вот так я год и дрался. Через год понял, что так не пойдет, и занялся ударкой в боксе. Занимаюсь боксом всего два года.

Сейчас тренируюсь в Global Fight Gym у легендарного, как считаю, Владимира Турченко. Сильнейший ударный тренер. И с тренером на льду, которого нам предоставляет Ice Fights. Еще есть тренеры по ударной технике Никита Громзяков и по катанию Иван Нистер.

– Когда в хоккей играли, много дрались?

– Честно, я такой игрок – нападающий, более забивной, распасующий. Но когда нужно было команду вытаскивать из ямы, то дрались, конечно. Однажды человек оскорбил маму на вбрасывании. На тот момент ее уже не было – из-за этого крыша поехала, пришлось с одним подраться, со вторым. И так дошло, что я всю пятерку избил.

– Теперь деретесь на льду. Как мы поняли, вы здесь главная звезда.

– Я боец, который делает шоу для болельщиков. Я ценю их, они ценят меня, я ценю Ice Fights, Ice Fights ценит меня. Я жил в достаточно небогатой семье. Были моменты, когда мы ели хлеб с сахаром, просто смачивая его водой. Честно сказать, бегал, воровал, потому что хотелось есть. Лига сделала из меня человека в плане мышления, смотрения на мир, целеустремленности.

– А сейчас в финансовом плане насколько проще? Можно ли боями на льду себя прокормить?

– Федерация выдает всю экипировку. Помимо этого, дополнительно есть перчатки, шлемы, защита, бандаж, тренер, которому я дважды плачу каждый месяц, катмен, которому тоже плачу, восстановление, а еще есть жена.

– И это все за счет боев на льду? Параллельно ничем не занимаетесь?

– Ничем не занимаюсь.

– Во время интервью на льду вы сказали, что вы единственный боец с медийным контрактом. Это как?

– Тот, кто получает деньги, помимо боев. В лиге было семь контрактников. Их сняли, потому что, видимо, не выполнили должное, сколько от них хотелось. Ice Fights дают менеджеров, которые помогают вести соцсети. Кто-то этим пользуется, кто-то – нет, кто-то пользуется, а потом говорит: «Спасибо, мне не нужно». Я пользуюсь. У меня получилось стрельнуть в соцсетях. Там ролики по 6 млн, по 13 млн. Конечно, бывает и по тысяче, и по пять. Как уж залетит.

Плюс вы видели, как публика меня встречает. Каждый турнир раздаю карточки. Сегодня [турнир прошел 26 апреля] тоже раздавал. Подготовил специальные майки. Публика поэтому и любит. Им нравятся мои танцы во время перерыва. Я не отдыхаю, а танцую. Для этого тоже нужно усердно готовиться. Больше тренируешь дыхалку, чтобы хватало и на бой, и на танцы без отдыха. Потом – яркие бои, быстрые и сильные руки. Никто по мне не попадает. Неуловимый Джо.

– У вас есть цель зайти в профессиональные ММА? Насколько это реально?

– Для людей, у кого не получается кататься на коньках или кто просто не хочет учиться, есть стритфайты. Это ринг 4 на 4, [дерешься] в кроссовках, в боксерках, в чем хочешь. Руки, локти – такие же правила, только на земле. И там, кто хочет, может со льда выступить, кто хочет, может просто залететь и подраться. За гонорары, конечно. Я тоже выходил, дрался, выигрывал. Спаррингую с ребятами, которые мастера спорта и кто выступает в Hardcore или Top Dog. Не скажу, что они меня перебивают.

– Не хотите попасть в тот же Hardcore?

– Честно говоря, нацелен стать лучшим бойцом в Ice Fights. Лига меня воспитала, не хочу куда-то уходить. Если Ice Fights скажет «давай вперед, покоряй дальше, ты здесь всего достиг», я пойду дальше покорять. Они меня развивают, а я вместе с ними. Это крутое шоу, крутой профессиональный спорт, который первый такой в мире.

***

Создатели Ice Fights уже считают, что их концепцию украл Конор Макгрегор.

– Когда у нас только началась активная деятельность, спустя полгода-год открылся Ice Force в Америке, которые сказали, что они вообще очень крутые. Если посмотреть на их правила, то там все взято у нас. BKFC [Конор совладелец этой лиги кулачных боев] взяли Ice Force к себе и летом хотят провести первый турнир.  

– Вас это задевает? 

– Если бы мы делали плохо, то у нас бы не воровали, – заявил Игнатов. 

Мнение, конечно, спорное, но в целом бои на льду – история интересная. Как минимум делать шоу и включать пришедших зрителей там умеют.

Видели «средневековые ММА» с рыцарями в клетке? 10 лет назад их придумал менеджер Емельяненко

Фото: Ice Fights; Николай Живоглядов и Павел Ниткин