5 мин.

Госдума приняла в 1-м чтении закон, которого боятся букмекеры. Насколько ближе новые налоги?

Почему (пока) это мало что значит.

Госдума в первом чтении приняла проект бюджета на 2026-2028 годы и законопроект о поправках в Налоговый кодекс – с повышением налогов для букмекеров. 

Вот главное, что нужно понимать.

Что изменится?

По сути, для букмекеров четыре нововведения. 

● Вводят налог 5% от общего оборота (депозитов);

● Вводят налог 25% от прибыли;

● Ликвидируют минимальную планку для уплаты букмекерами НДФЛ с выигрышей;

● Отменяют налог в 10 млн рублей на процессинговые центры букмекерских компаний.

Ключевой – первый пункт, в версии Минфина эта мера принесет федеральному бюджету 75 млрд рублей в год. Налог на прибыль – в разы меньше.

Что это значит?

Мы подробно разбирали, как новые налоги повлияют на букмекерский бизнес – негативно.

Общий оборот – это сумма, которую букмекер получил от пользователей (выручка). Прибыль – деньги, которые остаются у компании после всех-всех трат.

Сейчас букмекеры платят 2% от оборота в виде целевых отчислений: например, 35,3 млрд рублей за 2024-й. Ставки на Спортсе’’ подсчитывали по данным прошлого года: с новыми налогами компании выплатили бы в бюджет дополнительно более 90 млрд рублей.

Разумеется, индустрия недовольна: больше половины букмекеров ушли бы в минус и рисковали бы закрытием. Пугали даже расторжением спонсорских контрактов (но это будет непросто). В итоге, конечно, компании урежут расходы, а основная нагрузка ляжет на конечного пользователя – в виде маржи.

А это еще может измениться?

Коротко напомним схему: каждый законопроект проходит восемь этапов. Первые четыре уже позади: его зарегистрировали, профильные комитеты Госдумы одобрили и отправили в Совет Госдумы, там тоже рассмотрели, одобрили и вернули, Госдума приняла в первом чтении – теперь на поправки минимум 15 дней. Их ждут до шести вечера 10 ноября.

А что дальше?

1. Второе чтение. Часто его называют самым важным – по сути, окончательный вид законопроект обретает именно на этом этапе. Между первым и вторым чтениями депутаты разных фракций, правительство, регионы могут внести предложения о поправках. В течение этих 15 дней, если законопроект особо значимый, могут собирать отдельные круглые столы или парламентские слушания.

Первая СРО Букмекеров уже выдвинула свои предложения (и мы их тоже разбирали) – с изменением формулировок, чтобы оборотом считались не все деньги, которые получает компания, а разница между полученными и выплаченными в качестве выигрышей (так называемый GGR).

Косвенно вопрос отметил глава Комитета по бюджету Госдумы Андрей Макаров. «Период времени, предусмотренный для вступления в силу предлагаемых законопроектом мер может оказаться недостаточным для подготовки и адаптации бизнеса к новым правилам налогообложения, эти опасения высказывались и в поступивших в Комитет многочисленных обращениях», – говорил он. Правда, в первую очередь, про повышение НДС, это одно из ключевых изменений: собираются ввести этот налог для дохода выше 10 млн рублей (сейчас – 60).

Примерно то же самое озвучили и на пленарном заседании: и тот же Макаров, и глава Министерства финансов (инициатор поправок) Антон Силуанов. Букмекерский вопрос практически не затронули, в основном речь шла про НДС и упрощенную систему налогообложения. Единственный из депутатов, кто затронул этот вопрос – Каплан Панеш из ЛДПР: «Введение налога на игорный бизнес в размере 5% и введение налога на прибыль букмекерских контор в размере 25% обеспечит прозрачность игорного бизнеса, который имеет высокую доходность и низкую налоговую нагрузку».

Ни в одном из отзывов по бюджету комитетов Госдумы (а их аж 21 – это очень много) не упоминаются отдельным пунктом налоги для букмекеров. А все отчеты – положительные. Власти рассчитывают на 74 млрд налогов в 2026-м, 101 млрд – в 2027-м, 104 млрд – в 2028-м. По риторике заседания создается впечатление, что вопрос с букмекерами для чиновников решен.

2. Третье чтение. Финальный доклад, возможны незначительные поправки, после – голосование, по его итогам законопроект либо уходит на рассмотрение Совета Федерации, либо возвращается на стадию второго чтения, если нужны серьезные поправки. Часто второе и третье чтения проходят в один день.

3. Рассмотрение Совета Федерации. Совет в течение двух недель проверяет, все ли документы на месте, затем все изучает профильный комитет Совфеда и правовое управление. Если все в порядке, простое голосование: большинство за – законопроект уходит на подписание президенту, большинство против – возвращается в Госдуму. 

4. Подпись президента. Президент должен в течение 14 дней поставить подпись и финально одобрить законопроект – либо отклонить его. Когда законопроект одобрен, текст публикуют – он вступает в силу через 10 дней после публикации, если в самом законе отдельно не указан другой срок. Если президент отклоняет или никак не отреагирует за две недели, законопроект снова нужно провести через обе палаты парламента.

Главная интрига – какие поправки добавят 18 ноября, это предварительная дата второго чтения. 

Мучительное ожидание для букмекеров продлилось на две недели.

Телеграм-канал Алфимова

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Максим Блинов