Рейтинг силы команд «Ф-1» после старта сезона: «Макларен» все-таки уязвим
Появился явный аутсайдер.
В «Формуле-1» завершилась первая фаза сезона. Позади пятая часть всех Гран-при и первый тройник с переездами из Японии на Ближний Восток. Команды откатали первые заезды по трекам всех типов: от олдскульной «Сузуки» с массой скоростных поворотов до полугородского Мельбурна и длиннейших прямых аравийской Джидды.
В итоге сражение в Кубке конструкторов уже разделилось на несколько «зон» – за 2-4 места, за 5-е и за 7-е.

Большинство команд уже внедрили новинки и осознали сильные и слабые стороны машин. Отличный момент, чтобы зафиксировать расстановку сил – и сравнить с нашим предыдущим рейтингом.
1. «Макларен» (в предыдущем рейтинге – 1)
Первый тройник сезона подтвердил: болид «Макларена» – действительно самый универсальный и быстрый в пелотоне.

Главные фишки – классная прижимная сила, широкое окно настроек и мощная система контроля за температурами шин. И они работают на любой трассе в любых условиях, потому «Макларен» – всегда среди фаворитов. Преимущество над конкурентами и возможные поражения связаны не столько с темпом, сколько с возможностями соперников в зависимости от конфигураций автодромов и внешних условий. Просто где-то фишки «Макларена» гарантируют отрыв поменьше, а у претендентов прорываются сильные стороны.
Причем все сильные стороны сохранялись без серьезных обновлений – только с докруткой эффективности тормозных воздуховодов от этапа к этапу. Лишь в Аравии Пиастри первым получил альтернативный диффузор.
Слабость у MCL39 только одна: из-за концентрации на прижимной силе и контроле за температурами страдает максимальная скорость на прямых. А значит, атаковать трудно даже с DRS, защищаться на длинных быстрых отрезках тоже бывает непросто.
Так что сбить «Макларен» с первого места все еще реально: надо только оказаться впереди оранжевых машин после квалификации, старта или пит-стопов. Конечно, обгон тоже сработает, но его провернуть всегда труднее.
А уже затем против MCL39 вполне реально обороняться с десяток кругов – доказано Леклером и Расселлом против Норриса в Бахрейне и Ферстаппеном в Японии. Каждая машина «большой четверки» еще может получить шанс.
Именно поэтому Макс и действовал не очень спортивно на старте в Саудовской Аравии: когда Пиастри выиграл разгон к первому повороту и торможение, единственным способом хотя бы попробовать сохранить лидерство осталась срезка. Макс срезал и не собирался уступать позицию – ведь против нынешнего «Макларена» это равносильно капитуляции без борьбы.
Просто соревноваться с оранжевыми в чистом воздухе на длинной дистанции – безнадежная задача прямо сейчас.
2. «Мерседес» (2)

Сохранил позиции самой стабильной и настраиваемой машины на любом типе треков – после «Макларена», конечно. Причем даже без обновлений – потому и остался на втором месте рейтинга, хотя вроде бы Расселл и Антонелли привезли 0 побед против триумфа на Гран-при Японии у «Ред Булл» и в спринте Гран-при Китая у «Феррари».
Все прямые конкуренты за статус «второй силы пелотона» обновили болиды уже хотя бы по разу – но не решили фундаментальных проблем. Небольшие ускорения или расширения рабочих окон даже не помогли им стабильно биться с «Мерседесом» регулярно – вспышки происходят только благодаря сверхчеловеческим отрезкам вроде рывка Леклера в 30 кругов на «медиуме» в Аравии.
А серебристая машина продолжает погоню за «Маклареном» даже без масштабных улучшений – их планируют только на Гран-при Эмилии-Романьи. Джордж Расселл справедливо четвертый в общем зачете с небольшим отставанием от Ферстаппена – и стартовая серия из трех подиумов в четырех гонках все показывает.
Борьба обновлений продолжится, но с учетом проблем «Феррари» и «Ред Булл» пока не видно причин, по которым «Мерседес» может ее проиграть – исходная точка у немецкого бренда намного прочнее.
3. «Ред Булл» (4)

У «Ред Булл» и «Феррари» примерно одинаковые проблемы: нестабильная машина с очень узким окном настроек – своим под каждый Гран-при и условия на треке. Его каждый раз нужно методично отыскивать на симуляторе и в практиках, и даже если что-то подошло в тренировке – совсем не обязательно, что в квалификации сработает так же. Нужно заранее разрабатывать экстраполяции с предугадываниями и нарабатывать альтернативные опции.
Почему «Ред Булл» выше?
● Команда Ферстаппена хотя бы понимает, что с машиной не так;
● Временами удается ее настроить – и тогда Макс берет поулы и бьется за победы;
● У RB21 есть одна ультрафишка – колоссальная эффективность шасси. Она не зависит от настроек и не портится износом шин, а работает на всех скоростных отрезках – гарантируя задел по соотношению максимальной и средней скоростей. С ней всегда можно довертеть дополнительную прижимную силу и ускориться в поворотах/лучше контролировать температуры.

(Корреляция максимальной и средней скоростей из квалификации с зависимостью от баланса прижимной силы и лобового сопротивления: ось вверх – максимальная скорость, ось вправо – средняя. Правая верхняя четверть – машина с лучшим сочетанием максималки и средней скорости: следовательно, самого эффективного шасси. Нижняя правая четверть: проигрыш на прямых при хорошей средней скорости, показывает высокий уровень прижимной силы из-за темпа в поворотах, но жертву эффективностью на прямых.)
● Основной пак обновлений впереди – запланирован на этап в Имоле;
● Гонщики работают друг на друга (или вся команда на Ферстаппена) вместо того, чтобы сражаться с внутренними противоречиями;
● Мощнейший стратегический штаб никуда не делся – именно гоночные инженеры «Ред Булл» первыми разрабатывают лучшие тактики для гонки и квалификации, если варианты вообще появляются на столе.
Да, машина все еще капризная. Ее крайне сложно настроить, она не выдерживает жару с абразивным асфальтом, а при промахе с установками моментально сжирает шины и разваливает баланс. Но все остальное сохраняет «Ред Булл» в игре.
4. «Феррари» (3)

Проблемы «Феррари» сходны с «Ред Булл».
Скудерия тоже брала поул и побеждала, у нее два мощнейших пилота вместо одного, покрышки изнашиваются не так сильно, а в новой машине скрыто много потенциала – пока у конкурентов предел почти достигнут. Почему же тогда «Феррари» четвертая?
● Прошли две волны обновлений, но окно настроек лишь слегка приоткрылось – к окончательному решению проблем Скудерия даже не приблизилась. Раскрывать потенциал новой незнакомой машины всегда сложнее, чем докручивать уже известную – и здесь итальянцы на полшага позади остальных;
● Даже «расширенное» окно настроек работает не слишком здорово. В Аравии Скудерия дала Леклеру более комфортный баланс – и он жаловался, что с ними потенциала на схватку с топами не хватает. А экстремальные настройки часто слишком рискованные и неудобные для пилотажа;
● Уже пошли инсайды о расхождении в предпочтениях между Леклером и Хэмилтоном по части поведения машин. Шарль якобы отказался помогать напарнику с данными и настройками и четко выбрал подход «иду своим путем». №44 потерял важный ориентир и просел в адаптации – да и для всей команды нет худшего сценария, чем раскол в гараже при попытке изучить и укротить новую машину.
Потому возникли сомнения и опасения – способна ли Скудерия быстро разобраться с трудностями и включиться хотя бы в битву за подиумы? Леклер уже заговорил о логичности переключения на 2026-й в таких условиях, когда «Ред Булл» еще надеется бороться хотя бы за личный титул – прямо сейчас поставить алую команду выше «тауриновой» было бы неправильно.
5. «Альпин» (7)

Французская команда последние годы страдала от слабостей мотора – уступала примерно 30 л.с. условному «Мерседесу» и проигрывала на этом около 0,3 секунды со стандартного круга. Технический штаб пытался компенсировать слабость на прямых и разгонах альтернативными способами: настройкой дифференциала и оборотов, срезкой прижимной силы ради уменьшения лобового сопротивления, концептуальными компромиссами ради эффективности шасси…
А на Гран-при Бахрейна новый советник Флавио Бриаторе приказал больше не искать лазейки и сконцентрироваться на настройках и сильных сторонах. И внезапно выяснилось, что обновленная и облегченная «Альпин» прекрасно смотрится в быстрых и среднескоростных поворотах – почти на уровне «Макларена». Она хорошо управляется и держит трассу, у нее достаточно эффективное шасси и неплохой уровень прижимной силы, а потому и контроль за износом покрышек на самом деле приличный.
Теперь розово-лазурная машина все еще уступает 0,3 секунды с круга, проигрывает на прямых и на разгонах, а значит, будет страдать на любых моторных трассах.
Но на «пилотажных» и техничных треках она скорее сможет сражаться с «большой четверкой», чем убегать от середняков – правда, обгонять и защищаться на прямых с DRS будет непросто. Но рывок и просвет определенно видны – по набору характеристик французы уже ближе к фаворитам.
6. «Уильямс» (6)

Легендарная английская команда тоже занялась успешной доработкой машины и не теряет темпа относительно конкурентов.
Но и не прогрессирует быстрее соперников. Причем в нынешнем сезоне сильно рвануть и не выйдет: по итогу адаптации Сайнса выяснилось, что общий уровень болида сдерживают старые фундаментальные слабости концепции. Из-за них он не слишком здорово переваривает быстрые и среднескоростные повороты в «базовой» настройке – приходится добавлять прижимную силу антикрыльями и приносить в жертву скорость на прямых.
То есть «Уильямс» вышел средним болидом – его можно настроить и добиться вменяемого уровня отзывчивости, но ценой определенных жертв и серьезной подстройки пилотажного стиля.
Поэтому Албону и Сайнсу далеко не так комфортно за рулем, как прямым соперникам в битве за очки – и общий уровень команды немного ниже, чем у «Хааса» и «Альпин». Зато временами разрыв можно компенсировать более мощным пилотажным уровнем и крутыми отделами стратегии и настроек – здесь у «Уильямса» преимущество.
7. «Хаас» (5)

Это не американская команда сдала позицию, это скорее «Альпин» слишком мощно рванула, а «Уильямс» дособрал более ровный пакет возможностей. У «Хааса» же все хорошо: шикарный для середняка темп на гоночной дистанции сохраняется, мастерский для середняка контроль над износом шин тоже на месте.
И даже главную слабость – внезапно обнаруженную нестабильность в быстрых поворотах с сильными подскоками – быстро решили парой обновлений днища. Причем достаточно революционным для маленькой организации образом – отправкой детали в производство сразу из симулятора, еще до первых тестов в аэротрубе.
Середняки и аутсайдеры обычно так не могут или не рискуют – не хватает знаний и компетенций, денежная и очковая цена ошибки слишком велика. Соперники ведь моментально воспользуются ситуацией и обгонят, если улучшения провалятся – а у «Хааса» они часто не работали, и с новым руководством американцы обычно придерживают детали до полного изучения.
Но теперь «Хаас» перешел на новый уровень развития: инженерный штаб достаточно умелый в работе с машиной и данными, чтобы быстро создать хотя бы временное решение серьезной проблемы. Это большая сила и на будущее.
8. «Рейсинг Буллз» (9)

Мастера быстрого прогрева покрышек в квалификациях нашли способ избегать перегрева в гонках, но не продвинулись далеко в рейтинге. Белая машина обладает широким окном настроек и позволяет пилотам выжимать 146%, но уровень техники соперников пока выше. И если гонщики не выдают перфоманс сильно выше ожидаемого (вроде Аджара в паре квалификаций), то их достижимый предел внезапно оказывается на границе топ-10.
А еще шансы «Мини-РБ» на очки постоянно размывают ошибки стратегического штаба. И любая малейшая промашка с настройками только добавляет страданий с перегревом покрышек. Не говоря уже о возможных фэйлах механиков на пит-стопах или с отваливающимся на прямых антикрылом.
То есть вторая команда «Ред Булл» – полноценный середняк только в состоянии «лучше идеального», но собирать такое состояние на каждом Гран-при трудно даже топовой организации.
9. «Астон Мартин»(8)

В предыдущем рейтинге «Астон Мартин» получил чуть более высокую котировку за управляемость и возможность раскрыть неизвестный потенциал – из-за кучи технических неполадок на тестах команда и сама не поняла, что может зеленая машина, и углубилась в эксперименты.
Однако три Гран-при подряд показали: если потенциал и есть, то скрыт очень глубоко, а технические неполадки – бесконечны, на поверхности и повторяются.
Из-за них «Астон Мартин» не может в принципе разобраться, как базово ведет себя их машина и какие обновления вкручивать. Пока соперники улучшают болид, AMR25 старается не потерять руль.
Прямо сейчас зеленая команда на два шага позади всех – потенциал, может, и есть, но появляются вопросы: а смогут ли до него вообще докопаться? Конкуренты уже начали прогрессировать – и разрыв не сокращается.
10. «Заубер» (10)

Будущая «Ауди» так и осталась последней в рейтинге, потому что не решила главные проблемы болида – которые как раз и не дают реализовывать темп в гонке и бороться за очки.
Ведь по чистой скорости на одном круге черно-зеленая машина уже настигла конкурентов и может выступать с ними наравне в квалификациях – укладывается в те же 1,2 секунды, что и все. Но проблемы начинаются при попадании в трафик и преследовании: «Заубер» теряет почти всю прижимную силу из-за «турбулентного» воздуха. Более того, болид настолько уязвим к нему, что гонщик не может даже держать голову прямо из-за нестабильных потоков в шлем.
Это последствия уникального пути быстрого доразвития машины до конкурентоспособного уровня, выбранного во второй половине 2024-го. Тогда «Заубер» сконцентрировался на мелких аэродинамических решениях в виде особых антикрыльев, рассекателей и закрылков – чтобы быстро добить прижимной силы «поверхностным» контролем за потоками вместо глубокой переработки проекта. Выглядело логично: правила все равно завершают цикл в конце 2025-го, и инвестиции в полную переделку машины могли не окупиться.
Нагнать соперников по темпу удалось, но прогресс работает только в чистом воздухе – в квалификации или без прямых конкурентов рядом в гонке. Ведь именно такой подход – со сложной аэродинамикой закрылков – и страдает больше всего от турбулентных потоков. Поэтому в «Ф-1» по предыдущим правилам до 2022-го было так тяжело кого-то преследовать и обгонять.
А поскольку «Заубер» не может квалифицироваться впереди всех, он обречен на вечное попадание в трафик на старте и потерю позиций. Машина не может ехать за кем-то с постоянным стабильным поведением, потому ее легче обогнать, а Бортолето с Хюлькенбергом почти не могут провести вменяемую контратаку.
Потому, несмотря на весь прогресс, «Заубер» остается последним. И экзистенциально там и останется: ведь из-за выбранного особого подхода быстро проблему не решить. Любые новые очки светят только при чистом везении вроде «оказались во главе паровозика DRS на узкой необгонной трассе и проехали кучу кругов без единой ошибки».
Что еще почитать о расстановке сил в «Ф-1»?
Норрис совсем не похож на фаворита «Ф-1» – сколько ошибок! Теперь разбил болид в решающей квале
MVP каждой команды «Ф-1»: самые ценные фигуры, минимум гонщиков
Тайное оружие «Ред Булл» вернуло Ферстаппена к победам в «Ф-1». Круче любого напарника
«Мерседес» обернулся второй силой «Ф-1» – благодаря этим рисковым фишкам на грани запретных
«Макларен» – быстрейший в «Ф-1», но не подходит лидеру команды. Чем же машина так хороша?
Фото: IMAGO/HOCH ZWEI, Florent Gooden/Keystone Press Agency, Dppi/Keystone Press Agency, IMAGO/Eibner-Pressefoto/Memmler, Jay Hirano/AFLO/Global Look Press
Хорошо, что самый сильный Макларен, но с пилотами неопределенка и правила папайи, благодаря этому чемпионат развивается с интригой