10 мин.

Расселл дожал «Мерседес»: $40 млн в год, №3 по гонорарам в «Ф-1». Заслужил?

Все о новом суперконтракте.

Перед Гран-при США «Мерседес» закрыл самую затянувшуюся мыльную оперу нынешнего трансферного периода «Формулы-1»: объявил о продлении обоих пилотов – Джорджа Расселла и Кими Антонелли на 2026-й.

Если по итальянскому 19-летнему дебютанту отпали сомнения летом, когда Ферстаппен подтвердил альянс с «Ред Булл», то переговоры с новым лидером под №63 затянулись до середины октября. Вплоть до блистательной победы Расселла на Гран-при Сингапура после серьезной болезни – Джордж вполне отчетливо и наглядно подтвердил любые притязания на условия настоящей суперзвезды.

И 10 дней спустя «Мерседес» все-таки закрыл сделку. Почему же так тянули?

По слухам и предположениям инсайдеров, №63 хотел зарплату полноценного лидера с суммой не менее $30 млн в год минимум на два сезона или на 2026-й с опцией автоматического продления за определенные успехи – чтобы застраховаться от потенциального трансфера Ферстаппена. И пытался значительно снизить маркетинговые и спонсорские внетрековые обязательства: меньше ходить по всевозможным мероприятиям для партнеров «Мерседеса» и концентрироваться на скорости.

Если верить инсайдерам и обеим сторонам переговоров, именно маркетинговые обязанности превратились в главный фактор: стороны активно спорили о количестве дней и их наполнении. Вариант отказа от сотрудничества не рассматривался, но обсуждения заходили в тупик. Джордж хотел сократить количество занятности с 60 дней, команда не могла пойти на уступки из-за новой лидерской роли Расселла и больших вложений в маркетинг и его раскрутку. Без деятельного участия №63 ломалась выстроенная годами бизнес-модель, унаследованная от эпохи Хэмилтона.

Кто же выиграл на финальной стадии переговоров?

Расселл теперь – №3 по сумме гонорара, но сделка всего на два года

«Мерседес» в пресс-релизе объявил только о закрытии вопроса на 2026-й – без традиционных для «Ф-1» уверений о «многолетнем» контракте. Профильная пресса сразу отметила эту странность: как если бы команда все-таки намекала на возможность смены состава в 2027-м и ожидание решения от Ферстаппена.

Иронично – инсайдеры как раз утверждают, будто любые уточнения убрали специально для уничтожения основ для спекуляций, слухов и обсуждений возможных вариантов для каждого из пилотов. Если «Мерседес» и правда на это рассчитывал – их PR-служба явно недоработала: именно призрак возможного прихода Ферстаппена моментально возник вокруг темы контракта. Все логично: если не давать вообще никакой информации, то пространство для фантазии и расчета вариантов становится совершенно безграничным.

Однако источники из «Мерседеса» поделились сроком: контракт Расселла якобы рассчитан до конца 2027-го. Относительно стандартный подход: немецкая команда всегда предпочитала работать по сделкам формата «1+1» (второй год – опция продления при достижении определенных условий либо на стороне команды), так что Джордж либо получил простые условия на возобновление, либо просто не вышел за пределы «обычного» цикла «Мерседеса». Более того, по информации Motorsport Italia, опция на второй год – в руках Расселла: если уровень болида окажется далеким от топового, Джордж получит право расторгнуть сделку и уйти куда угодно.

А вот с гонораром интереснее. Британские издания сообщают о значительном росте зарплаты – до 30 млн фунтов в год или 40 млн долларов по нынешнему курсу.

Впрочем, сам Джордж отрицает такую уж большую сумму.

«Цифры в контракте меньше, чем вы думаете. В большей степени все зависит от того, как ты выступаешь и какой даешь результат. Полагаю, каждый считает, что стоит больше, чем есть на самом деле, но в конечном счете все зависит от твоих выступлений на трассе, стабильности, результатов, работе с командой.

И Тото Вольфф определенно признал это – учитывая обстоятельства, он мог бы сделать гораздо более скромное предложение контракта, но он был весьма щедр. В том числе поэтому я доволен – потому что Тото тоже признает, что для победы тебе нужно, чтобы люди в команде были довольны, чувствовали свою ценность и в результате выкладывались на максимуме».

Понятно, почему ему хотелось бы немного сбить общее впечатление. Сумма по версии инсайдеров – более чем двукратная прибавка по сравнению с предыдущим контрактом, и Расселл становится №3 в рейтинге высокооплачиваемых пилотов после Хэмилтона и Ферстаппена.

● Макс Ферстаппен подписывал свой контракт в начале 2022-го сразу на 5 лет с постоянной индексацией по количеству гонок и титулов. На момент заключения нидерландец только-только завоевал первое чемпионство, и его условия тогда делали все соглашение вторым по щедрости за всю историю. В сделке нынешнего четырехкратного оговаривалось право на продление или расторжение после трех сезонов – затем боссы «Ред Булл» неоднократно подтверждали лазейку наружу.

● Льюис Хэмилтон подписался с «Феррари» по системе 2+1 в начале 2024-го и год ездил в «Мерседесе» с мыслями о Скудерии. Итальянская команда дала ему все те же условия, что и старая организация: $60 млн опцию пилота на продление, сохранение всех имиджевых и маркетинговых прав, а еще обещание фонда для инвестиций в бизнесы №44 объемом 200 млн от совладельца и босса марки Джона Элканна (кстати, слышали хоть об одной совместной сделке? Вот и мы нет). По-настоящему королевский контракт, единственный в своем роде.

● Шарль Леклер подписал суперконтракт с «Феррари» в начале 2024-го до известий о переходе Хэмилтона – и под слухи о требовании Сайнса первым продлить свой договор с притязаниями на №1. Тот сезон №16 доезжал на старых условиях, а с 2025-го получил 27 млн – но с последовательным ростом к 54 млн за сезон каждый сезон вплоть до 2029-го (без бонусов и доплат за спонсорство). В 2026-й Леклер войдет с индексацией до 35 -37 млн – а после 2026-го у него есть право досрочно расторгнуть сделку, если «Феррари» провалит новый болид. Опция работает в 2026-м и 2027-м – если Шарль ее не активирует, то ездит в алом до 2029-го с перспективой роста зарплаты до максимума.

● Оскар Пиастри заключил контракт совсем недавно – в начале этого сезона «Макларен» закрыл его сразу на 4 года: как минимум до конца 2028-го (а по некоторым инсайдам, и даже до 2030-го). Базовая сумма в $25,9 млн – рекордная для гонщика на третьем сезоне всего с парой побед, при общей стоимости свыше 100 млн. И это без бонусов! Понятно, почему более опытный и статусный Расселл целил выше.

● Но по-настоящему рынок зарплат взорвал другой пилот «Макларена» – Ландо Норрис: он получил как минимум $17-20 млн в год еще до первой победы в 2022-м – сразу до 2025-го с опциями продления. С тех пор Ландо продлевал контракт дважды – в 2023-м и 2024-м – и сейчас инсайдеры оценивают его сделку в $20-25 млн оклада при ориентировочном сроке до конца 2027-го (через опции продления и расторжения). Потенциальные бонусы – до 10 млн в год, и Норрису остались все права на образ и маркетинговые участия. Также команда и ее босс Зак Браун помогают Ландо в продвижении и раскрутке его медиаимперии Quadrant;

● Карлос Сайнс подписывался с «Уильямсом» в пожарном порядке после долгого-долгого обдумывания, ожидания предложений от «Ред Булл» с «Мерседесом» и оценки перспектив заводских «Альпин» с «Ауди». Там ему могли бы платить больше, чем в убыточном «Уильямсе», но испанец выбрал путь славы и построения наследия.

● Серхио Перес заключал контракт последним до Расселла – и получил стандартную для себя сделку на «несколько лет» и те же 10 млн, которое он получал и в «Ред Булл». Консервативно для «Кадиллака».

Сам Расселл же подписывал предыдущий контракт перед сезоном-2023 на два сезона – как победитель Льюиса Хэмилтона по очкам и победам. Тогда сумма выглядела очень значительным авансом – ведь по сути Джорджу некуда было бы уходить в случае срыва переговоров.

Теперь все иначе. И нынешняя сумма вдвойне интересна внезапным повышением ставок: ведь раньше инсайдеры писали о желании Джорджа «получать на уровне Норриса» (то есть 20-25 млн) или о 30 млн в год. Финальный результат – намного выше утечек и даже смелых ожиданий. В чем же дело?

Расселл заслуживает таких денег? Почему так доплатили?

Его образ у широкой публики – сильного пилота с огромным самомнением и перебором мелких ошибок в прошлые сезоны. Насколько он справедлив?

● На самом деле Расселл действительно ошибался под давлением – но когда оказывался зажат в безвыходной ситуации. Например, если позади подпирал напарник-семикратный чемпион, а впереди быстрая машина, которую трудно обогнать. То есть, Джорджу оставалось либо сдаться самому, либо пойти на дополнительный риск – ведь давление «снизу» мостик не уберет. А любое повышение риска рано или поздно приводит к ошибкам.

● Однако без лишнего давления он способен кругами ехать без малейшей помарки и собирать быстрейшие квалификационные и гоночные отрезки. Годы в «Уильямсе», дебют в «Мерседесе» и 2025-й это показывают.

● И в целом готов сделать что угодно ради итоговой победы – причем не прямолинейно, а с хитрым стратегическим расчетом вроде «годами улыбаться на роли второго пилота».

● Чувствует, когда стоит прекратить эксперименты с настройками и остановиться на базовом более-менее удобном наборе.

Слабости все же есть.

● Именно трудности с пониманием, когда лучше не добавлять риска – и эта слабость действительно следует из самомнения и самоуверенности.

● Есть некоторое ощущение, что все взаимодействие в команде построено не как «работа единомышленников», а чтобы все шло ему на пользу. Не самая полезная черта для долговременного строительства.

● Пока так и не ясно, насколько ценны его вклад и обратная связь в техническом смысле – для развития болида.

Недостатки Расселла оценивают с легким перебором относительно его достоинств – в целом у него есть основания для самомнения, но оно же ему иногда и вредит.

С коммерческой точки зрения Джордж теперь однозначный №1. Все последние годы с 2022-го он не просто сидел за спиной Льюиса, а как раз активно участвовал в фотосессиях, рекламных кампаниях, медиаднях и все больше продвигался как новое лицо и новая звезда «Мерседеса». Теперь – после ухода №63 – команда предполагала, что основные активности бесшовно перейдут на Джорджа, и коммерческая махина продолжит печатать деньги. В 2025-м так вроде бы и произошло – на первый взгляд успех «Мерседеса» среди спонсоров не поблек, а Расселл превратился в лицо совместной кампании с новым экипировщиком adidas. Но, конечно, от Джорджа потребовалось намного больше усилий и времени для сторонних активностей.

Потому же запрос от команды на участие в маркетинговых событиях, по инсайду Racingnews365, так и завис на тех самых 60 днях – и в «Мерседесе» не соглашались на уступки и условия Расселла ради его сохранения, как поступили бы в случае с Хэмилтоном. 

Но №63 теперь – лидер самой прибыльной команды и за пределами трека. От него в принципе будут требовать больше. И ниже определенной планки запросы не могут ужаться. Требовался компромисс.

Похоже, за это и доплатили сверх запроса. После длительных переговоров стороны решили просто выкупить время Расселла за дополнительную очень серьезную сумму – похоже, пока напарник Антонелли не вырастет сам до уровня суперзвезды и не заберет часть нагрузки.

Обычно за маркетинговые мероприятия сверх контракта команда доплачивает, но и гонщику не обязательно на них являться – он просто не получит деньги, зато вместо него придется отрабатывать резервисту. «Мерседесу» такой вариант не подходил, и с Расселлом, скорее всего, просто договорились вписать все в контракт сразу по максимальному прайсу.

Так и выглядит компромисс.

Подписывайтесь на телеграм – там я рассказываю больше таких историй. Например, почему «Ред Булл» всегда повышает гонщиков как можно раньше – и новички потому обречены страдать.

Фото: IMAGO/imago-images.de, Jay Hirano/AFLO, Eric Alonso/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI, Dppi/Keystone Press Agency/Global Look Press