Судейский абсурд в «Формуле-1»: простили напарника Квята и наказали Леклера за очень похожие аварии
Последовательность? Не, не слышали.
Гран-при Японии-2019 запомнился не только угрозой крупнейшего за 60 лет тайфуна: 13 октября на стюардов обрушилось настоящее цунами из мелких и крупных инцидентов, обязательных к расследованию. Феттель допустил фальстарт, гонщики сталкивались и выбивали друг друга, против «Рено» подали сложный технический протест, да еще и непостижимым образом финишный флаг вывесили на круг раньше, внеся суматоху в определение итоговых результатов.
Судьи с первых же минут заезда повели себя так, словно это им (а не европейским зрителям) пришлось вставать в четыре утра на квалификацию и гонку: сперва не стали разбирать стартовую аварию между Леклером и Ферстаппеном, но после нытья Макса по радио резко передумали. Пока шло следствие, официальные лица просмотрели еще более жесткий удар второго пилота «Ред Булл» Александра Албона в машину Ландо Норриса – таец остался без наказания, хотя вчистую уничтожил заезд гонщику «Макларена».
Безбашенная гонка Леклера в Японии: столкнулся с Ферстаппеном, разбрасывал обломки, опасно обгонял
Но главное веселье выдалось именно на финишный отрезок. На последнем круге Серхио Перес из «Рейсинг Пойнт» прорывался мимо напарника Квята по «Торо Россо» Пьера Гасли, и француз просто вынес конкурента во втором повороте.
Стюарды рассмотрели инцидент, но не стали наказывать №10. При этом мотивационная часть заключения выглядит просто замечательно.
«Машина №11 (Перес) была немного впереди, и входила в апекс, сужая траекторию. Машина №10 находилась на внутренней траектории, не была полностью видна пилоту в машине №11 и не выбрала достаточно узкую траекторию, которая была возможна для избежания контакта. Ни один гонщик не виновен полностью».
Давайте перефразируем: выходит, Перес уже выиграл позицию и закономерно заруливал на апекс, не обладая всей информацией насчет положения соперника. Гасли же не мог не видеть мексиканца, но все равно не изменил траекторию, хотя именно он по идее должен был уступить как оставшийся позади перед апексом.
Да, француз после гонки жаловался на барахлившую подвеску, описывая поведение машины как «болтало из стороны в сторону», но в вердикте стюардов об этом ни слова. Да и на видео не заметны какие-то артефакты в движении болида «Торо Россо».
Но решение судей выглядит вдвойне абсурдно еще и из-за последовательности расследований: прямо перед инцидентом Гасли и Переса работники ФИА разбирали столкновение Леклера и Ферстаппена на первом круге. Оно случилось ровно в том же месте с похожими обстоятельствами и итогом: Макс в итоге сошел из-за повреждений.
Шарль получил за него 5 секунд штрафа, а судьи объяснили наказание фразой «машина №16 не нарочно потеряла сцепление и ударила машину №33, однако пилот болида №16 должен был предусмотреть такое поведение машины».
Да, пилот «Феррари» ехал позади напарника и попал в «грязный воздух», снижающий прижимную силу, но в чем тогда принципиальные различия эпизодов? Разве по той же логике Гасли не должен был тогда предугадать поведение своей машины или возможность столкновения, выбрав более узкую траекторию? А если нет, то за что же тогда наказали №16?
Гоночный директор ФИА Майкл Маси ничего не сказал в пояснение данного вопроса. Однако есть теория, которая все может пояснить: стюарды руководствовались не реальной виной гонщика в столкновении, а вызванных им последствиях.
К примеру, после контакта Леклера и Ферстаппена первый продолжил гонку, а второй сошел из-за повреждений 15 кругов спустя. Инцидент разбирали после гонки, и потеря очков нидерландцем была очевидна – его напарник Александр Албон в итоге финишировал четвертым, и у №33 были все шансы приехать как минимум не ниже.
В аварии между Гасли и Пересом все еще запутаннее: после нее Серхио отправился в отбойники и вылетел из топ-10, а Пьер поехал дальше вообще без повреждений. В итоге француз по сути лишил мексиканца четырех очков и ничего не потерял сам ( в отличии от Леклера) – с учетом более явной вины это тянет даже на большее наказание, чем у Леклера.
И тут включается юридический казус: на Гран-при Японии автоматическая система подачи клетчатого флага, символизирующего о конце заезда, по ошибке включилась в конце 52-го круга прямо перед лидирующим болидом Валттери Боттаса.
По регламенту итоговые позиции заезда отсчитываются именно по результатам на момент конца круга, закрытого клетчатым флагом – вне зависимости от того, что им махнули раньше нужного. Недействительными становятся любые обгоны, установленные времена лучших кругов и так далее – в прошлом году этот факт очень бурно удивил Даниэля Риккардо.
Таким образом столкновение Переса и Гасли как бы формально произошло после финиша заезда и потому не может получить даже статуса «гоночного инцидента». Серхио получил обратно девятую позицию и два очка, хоть и закончил Гран-при в отбойниках и гравии, а Пьер удержал восьмое место. По-видимому, стюарды рассудили, что при отсутствии любого влияния на итоге заезда (Перес остался бы девятым, даже если бы улетел от Гасли на полкруга) с инцидентом можно особенно не заморачиваться.
Косвенно теорию зависимости решения от ущерба подтвердил сам Маси в комментариях насчет агрессивной обороны Леклера от Хэмилтона на Гран-при Италии.
Тогда Шарлю показали черно-белый флаг (аналог желтой карточки в футболе), но с оговоркой.
«Если бы они столкнулись или Льюис направился бы в стену, реакция стюардов была бы совсем другой», – объяснил гоночный директор после финиша.
Подобный абсурд с разной степенью наказания для похожих инцидентов просто подрывает доверие к судейству «Формулы-1», поскольку идет вразрез с принципом «дайте им сражаться». Зависящий от последствий подход размывает понятия допустимых и недопустимых маневров: по новой логике ФИА реально опасный пилотаж, не вызвавший последствий, останется без наказания, а жертва обстоятельств с разрушительным итогом получит штраф за двоих. То есть исход гонки определится не из-за мастерства конкретных пилотов, а по степени удачливости.
Если с установившейся системой ничего не сделать, то тогда не нужно удивляться, когда даже боссы команд называют стюардов «тупыми идиотами».
Феттель допустил фальстарт на Гран-при Японии, но его не наказали. Все решили несколько сантиметров
Звезда «Феррари» ведет болид одной левой по опаснейшему повороту на скорости 300 км/ч
Фото: formula1.com; globallookpress.com/HOCH ZWEI
Какую более узкую траекторию мог выбирать Гасли, если в момент столкновения между ним и краем трассы ~50 см?! Траекторию по траве?!
На какой апекс мог заходить Перес, если между ним и апексом была другая машина?!
Как это всё можно сравнивать с маневром Леклера, если тот раскрывался гораздо акцентированней и имел справа несколько метров до края трассы?!
Где-то здесь я видел материал с подробным разбором подетально, с красными и синими фламастерами.. очень объективный подход..
Хотя, действительно, Максу сейчас придется "отхлебнуть" того, что он сам спровоцировал своей биографией в Формуле-1 за эти 5 лет. Молодежь не будет ему уступать и шарахаться от его маневров, да и старики уже не очень-то будут избегать с ним контактов. И он должен это учесть. Сам открыл ящик Пондорры..
А вашу борьбу с внутренними демонами (зачеркнуто) Максом поддержать не смогу. Не моя война. )