5 мин.

Футбол и Рождество просто созданы друг для друга

Барни Ронэй ждет не дождется наступления сумасшествия Боксинг Дэй, призывая вопреки навязываемым в последнее время стереотипам пойти не по магазинам, а на футбол. Он видит в таком времяпрепровождении огромное количество плюсов, о чем не замедляет нам сообщить. Приглашаем всех прочитать эту совершенно шикарную статью, не очень характерную даже для английской прессы.

Рождество – и это очевидно – просто ужасно. И, если принять эту позицию, самым волнующим вопросом для нас станет такой: как же оно стало прежде всего ужасным, а уж потом каким-то там еще? Я считаю, тут дело в борьбе между двумя главными фигурами Рождества – Санта-Клауса и Иисуса Христа. 

И в целом, Иисус в этом противостоянии будет бит.

Я сейчас говорю не о старом домодерновом Иисусе – Иисусе Викторианской эпохи -  который был слегка резковатым и воинствующим, таким, знаете ли, настоящим христианином и который, будем откровенны, имел в те времена огромный успех. Это тот прежний Иисус, Иисус 1970-х, с неотъемлемой красивой бородой, который играет на гитаре и верит, что  переработка отходов и бук-кроссинг в кофейных магазинах могут сделать мир лучше. Он и в Бога-то толком не верил, ну разве что как в некую расплывчатую, неопределенную силу наподобие Интернета или трансовой музыки.

И этот мягкий, привыкший играть по-честному, Иисус в последние годы полностью проиграл конкурентную борьбу альфа-самцу в красном халате, определенно сомнительного вида Санта-Клаусу, с его фундаментальной тяге к потребительству, оправданием тяжелого ручного труда и эксплуатацией жителей бедных стран, его огромным красным мешком за спиной, набитым всякими пластиковыми безделушками, наконец, его заразительным урчанием в животе, свидетельствующем о неплохом аппетите. Сейчас Санта явно доминирует, заставляя Иисуса держаться в стороне, а сам в это время раскидывает подарки направо и налево, потягивает Drambuie (Драмбуи, шотландский ликер), обрызгивая тонкую белую шею Иисуса слюной при каждом своем раскатистом «хо-хо-хо».    

К счастью, в Рождество можно видеть не только это соперничество. И, возможно, Рождественский праздник даже станет ближе, если учесть тот факт, что английский футбол совсем еще недавно страдал от тех же самых недугов - разоренный жадностью отдельных личностей, игнорируемый телевидением, раздираемый изнутри постоянной торговлей. 

И, тем не менее, эта яркая парочка остается неразлучной. Парадокс заключается в том, что когда, в это время года, мы соединяем эти два явления – футбол! Рождество! – опять появляется ощущение очищающей магии, чувство, что все невзгоды отходят на второй план, как при встрече двух закадычных друзей за пинтой пива хоть на мгновения забывается все тревожное и насущное и возвращаются старые-добрые времена.   

Футбол в праздники – вещь совершенно восхитительная. Найдутся даже те, кто скажет, что без футбола и Рождество не Рождество, а просто магазины, поедание мяса и застольные разговоры. А так, футбол на следующей неделе будет повсюду, он будет сливаться в единый поток, доноситься из сырых подвалов и окон порядочных семей во время ти-тайм («время для чая», обычно в 4-5 часов дня), из радиоприемников каждого автомобиля, стоящего в пробке. Часто спорят о целесообразности такого уплотнения расписания именно в это время. Я готов голосовать двумя руками именно за такой порядок на период праздников: накопилось, уплотнилось, пробито мощной струей и снова поток огромного интереса.  

Наверно, эта дикая плотность матчей и есть самая прекрасная черта расписания в эту пору. Футбол кажется более значительным и глубоким. И дело даже не в том, что с пьяных глаз или с похмелья все, в том числе и футбол, кажется более глубоким и значительным. Именно в этот короткий отрезок создаются заделы для выигрыша чемпионства, спасаются и проигрываются на последних минутах матчи в результате невероятных рикошетов – все это Боксинг Дэй. Обязательно будут и сумасшедшие результаты: адреналиновые ничьи 3-3, головокружительные камбэки и неповторимые исполнительские шедевры от отдельных игроков.  

Более того, футбол в праздники пьяняще сентиментален. Неожиданно самые привычные игроки выглядят героями, сильными и храбрыми, как солдаты или красавцы-пожарные. Это сродни колдовству: я ловлю себя на мысли, что после Матча дня, совершенно не заметив, как это произошло, я выхожу из студии совершенно охрипшим.  Стив Кин моментами вызывает у меня желание плакать от жалости к нему, во многом из-за того, что на бровке он напоминает неумелого детеныша панды с влажными глазами или новорожденного олененка, делающего первые несмелые шаги на апрельском морозце. Пытаться представить, что делает Стив Кин в Рождество – как он дрожит на холоде, распевая рождественские песенки – это уже почти за гранью представимого.   

И здесь нет ничего случайного. Между футболом и Рождеством гораздо больше общего, чем самые общие черты – хоральный тон, страстное проповедование, даже церковные корни многих клубов, которые изначально образовывались из людей, встречавшихся в приходах. В Британии футбол действительно стал ассоциироваться с праздником, поскольку столь широкое его распространение в сытые годы викторианской эпохи стало  результатом отмены половины рабочего дня на фабриках по субботам, поскольку огромные толпы рабочих проводили это свободное время, именно гоняя мяч. И до сих пор есть что-то трогательно родственное между теми получившими нежданную свободу в виде половины выходного работягами и их потомками - теми толпами людей, которые ставили рекорды посещаемости, как, например, 1 272 185 человек на матчах Футбольной Лиги 27 декабря 1949 года или 53 000, наблюдавших, как «Леди Керра» обыгрывают «Сент-Хеленс» в Боксинг Дэй 1921 года. Это базовая национальная черта, праздничная миграция из последних сил, оставшаяся от тех вечно странствующих, замерзших людей, изможденных бесплодными странствиями в поисках лучшей жизни.           

И, наконец, есть еще один довод в пользу того, что зимний перерыв был бы вреден для Лиги. Рождество – это 100% коммерчески выгодное время, в которое не принято экономить, а перерыв сказался бы на доходах негативно. Футбол в праздники – это прелюдия перед затмением в январе, месяце мрака и начала тяжелой работы, в котором футбол все так же будет с тобой, напоминая о только что закончившемся отрезке как о втором медовом месяце. Поэтому не ходите вы по этим магазинам, а идите лучше на футбол, и запаситесь хорошенько впечатлениями перед долгими месяцами зимней полуспячки. Иисус поступил бы именно так.

Barney Ronay, The Guardian

Еще больше интересных текстов на странице «Трибуна. Футбол/Англия»