Забытая оговорка: почему сэр Джим Рэтклифф может лишиться «Манчестер Юнайтед»
В прошлую среду «Манчестер Юнайтед» снова «вышел на рынок». Возможно, событие прошло относительно незамеченным, но 13 августа стало технически значимой датой для гранда Премьер-лиги.
Почему? Потому что с наступлением полуночи вступила в силу оговорка, скрытая в мелком шрифте сделки, в рамках которой сэр Джим Рэтклифф заплатил 1,3 млрд фунтов за 25% акций клуба в феврале прошлого года.

Эта оговорка известна как «право принудительного соучастия» (drag-along right). В футболе такое выражение не используется, но в мире бизнеса «drag-along rights» настолько распространены, что имеют сразу три различных названия.
Суть проста. Drag-along (или come-along, bring-along) упрощают продажу компании, предотвращая ситуации, когда миноритарный акционер может заблокировать сделку, которую хотят провести держатели контрольного пакета.
В случае с «Юнайтед» это означает, что если Глейзеры захотят продать клуб, то теперь Рэтклифф и INEOS не смогут этому помешать.
По условиям сделки такая оговорка вступала в силу через 18 месяцев после завершения инвестиций Рэтклиффа. Более того, при желании Глейзеры могут не только продать свою долю, но и заставить миллиардера-химика сделать то же самое.
Daily Mail Sport поговорил с инсайдерами на «Олд Траффорд», в INEOS и в Катаре — на родине шейха Джасима бин Хамада аль-Тани, который не сумел выкупить клуб, — чтобы выяснить, ждет ли нас новая драма вокруг смены владельцев и захочет ли шейх вернуться в игру.
Хотя шума немного, Рэтклифф прекрасно осведомлен о ситуации. На пресс-конференции в лондонской штаб-квартире INEOS он даже намекнул на это, хотя в тот момент далеко не все поняли смысл.
«Я не думаю, что нам придется доставать юридические соглашения из нижнего ящика, — сказал 72-летний бизнесмен. — Надеюсь, они будут просто собирать пыль и мы никогда их не увидим. Так и должно быть. Все должно строиться на основе отношений».
Тем, кто знаком с деталями сделки, было очевидно, что Рэтклифф имел в виду именно эту оговорку. И он был абсолютно прав: в этой истории ключевым является не столько юридический документ, сколько отношения. И похоже, что с этим у Рэтклиффа и Глейзеров все в порядке.
Рэтклифф и Глейзеры ладят. Рискуя вызвать гнев фанатов «Юнайтед», стоит отметить: житель Фэйлсворта, всю жизнь болеющий за клуб, публично говорит об американских владельцах исключительно тепло. Но и за кулисами его отношение искренне. «Они прекрасно находят общий язык, — сообщил один источник. — Настолько, что Джим неоднократно летал в США, чтобы участвовать в заседаниях совета директоров у них дома. У них схожий склад ума».
Есть и мнение, что Глейзеры понимают: сейчас их положение выгодное. INEOS сделал всю «грязную работу» по реструктуризации, сократив сотни сотрудников. Были введены первые за долгое время повышения цен на билеты, неизбежно вызвавшие шквал критики и протестов фанатов. Но все это легло на плечи Рэтклиффа, а не на Глейзеров.
«INEOS пришли, увидели раздутый бизнес и сделали его стройным, — сказал инсайдер. — Они взяли на себя весь негатив. Впервые за долгое время мишенью фанатов стали не Глейзеры. Кроме того, они взяли под контроль все футбольные операции и фактически управляют этой частью бизнеса, избавив владельцев от еще одной головной боли. И, наконец, новый стадион — финансирование ищет INEOS, привлекая к проекту таких фигур, как лорд Ко. Есть политическая поддержка, работа идет».
К этому добавим: сэр Джим вложил 300 млн долларов собственных средств, что позволило профинансировать модернизацию базы в Каррингтоне на 50 млн фунтов. «Давно никто не вкладывал деньги в «Манчестер Юнайтед», а лишь забирал их, — подчеркнул источник. — Если вы Глейзеры, то что тут может не нравиться?»

Хотя Глейзеры никогда не комментируют подобные вопросы, внутри клуба уверены: им нравится происходящее. Известно, что Джоэл и Аврам больше других членов семьи вовлечены в дела клуба, но мало кто знает, что их брат Эд также активно участвует и регулярно посещает матчи, оставаясь в тени.
Сейчас в клубе царит воодушевление в преддверии сезона с Рубеном Аморимом, чему даже поражение в первом туре против «Арсенала» не помешало. Дебют трех игроков и яркая, слаженная игра команды вызвали аплодисменты трибун, на которых присутствовал Аврам Глейзер. Уверены, эта информация уже дошла за океан.

Тем не менее вопрос остается: если «ящик все же откроют», насколько велик будет интерес потенциальных покупателей?
В феврале 2023-го Daily Mail Sport первым сообщил, что катарская группа собирается участвовать в гонке за «Юнайтед». Но их предложение в 4,79 млрд фунтов за 100% акций отклонили в пользу 1,25 млрд фунтов за четверть от Рэтклиффа. Теперь, когда оговорка вступила в силу, многие спрашивают: вернется ли шейх Джасим?

Ответ прост: нет. По данным инсайдеров, в Катаре «нулевой интерес» к этому. В фокусе страны сейчас Олимпиада-2036, за которую идет борьба с Индией. Все силы сосредоточены там, и шансов на «побочные проекты» нет.
Кроме того, изменился контекст. Когда «Юнайтед» был выставлен на продажу, шейх хотел купить ведущий клуб Европы. Теперь это не так. Катар сосредоточен на других проектах, а опыт владения ПСЖ, где уже выиграли все, включая Лигу чемпионов, сделал инвестиции в другой европейский клуб менее привлекательными.
Остаются и психологические шрамы от прошлой сделки. Постоянные сомнения в существовании шейха или его финансовых возможностях сильно задели его окружение.
Но даже если бы он захотел, нужен еще и продавец. В Катаре уверены: Глейзеры продавать не собираются.
Для сторонних покупателей ситуация тоже непростая. Доля INEOS выросла до 29%, а «право drag-along» гарантирует Рэтклиффу ту же цену за акцию, что и любому другому акционеру. Если продажа произойдет в течение трех лет, это минимум 33 доллара за акцию — именно столько платил Рэтклифф 18 месяцев назад. Плюс у INEOS есть право первого выкупа. Все это делает клуб еще менее доступным.
Сам INEOS, разумеется, продавать не собирается. Да, цель — вернуть «Юнайтед» на вершину мирового футбола, но это долгий путь. Первые, самые тяжелые шаги уже сделаны, и команда верит, что результаты не за горами.
Кроме того, Рэтклифф не стал бы одним из богатейших людей Британии, если бы заключал сделки, способные провалиться за два года. Не исключено, что за закрытыми дверями оговорку рассматривали скорее как «страховку на случай апокалипсиса», а не реальный инструмент.
Один из источников подвел итог максимально ясно: «Джим берет на себя весь негатив, делает всю тяжелую работу и при этом не ругает их. Зачем, скажите, менять такую ситуацию?»
Статья от Майкла Кигана
Перевод подготовлен: Theatre of Dreams
Поддержать развитие канала: Donat
Менять сейчас ничего не надо. Сцепили зубы и продолжаем работать по всем намеченным направлениям