• Персональная лента контента и фильтры в комментариях
  • Собственный блог и сообщество
  • Игры: Фэнтези и Лига прогнозов
  • Рейтингование букмекеров
  • Участие в рейтингах экспертов в темах
Авторизация
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы на Sports.ru?
Зарегистрироваться
7 мин.

Мы снова пишем о связи искусства и спорта. Сегодня – текст о Баскии: он очень уважал бокс

Время неоэкспрессионизма на Sports.ru.

От редакции. Вы в блоге «Стилистические разногласия», куда мы приглашаем авторов, которые никогда не писали о футболе, хоккее или боксе, но разбираются в не менее интересных вещах. В этом блоге автор книг о стадионах рассказывал про особенности арены имени Кирова, а создатель интернет-площадки по продаже одежды themarket – о том, как в Японии строят культ и продают форму несуществующего футбольного клуба «Реал Бристоль». Сегодня Артпацан, автор одноименного телеграм-канала об искусстве, рассказывает об увлечении культового художника Жана-Мишеля Баскии боксом. Сначала он расскажет о самом художнике, а затем – о его связи с брутальным спортом.

Кстати, в прошлый раз вы очень интересно комментировали пост о картине Малевича «Спортсмены». Не стесняйтесь писать, что думаете, и под этим текстом.

***

«Когда я впервые увидел эту картину, то разволновался. Теперь я хочу поделиться этим ощущением с максимальным количеством людей». Это слова японского миллиардера Юсаки Маэдзава после аукциона Sotheby’s, на котором он купил картину Жана-Мишеля Баскии «Безымянная», заплатив 110 миллионов долларов (рекорд для американских художников). Люди, далекие от искусства, взглянув на эту работу, могут в недоумении лишь покрутить пальцем у виска.

Но так или иначе чернокожий художник-неоэкспрессионист с пуэроториканскими и гаитянскими корнями Жан-Мишель Баския, начавший  стремительную художественную карьеру со странных граффити на стенах нью-йоркских трущоб, еще при жизни впечатал свое имя в историю современного искусства.

Впрочем, ни миллионное состояние, ни дружба с богемной тусовкой (в том числе с великим Энди Уорхолом), ни статус самого молодого чернокожего художника, добившегося феноменальной известности, не уберегли его от затяжной депрессии, которая вылилась в передозировку героином и стала его пропускным билетом в «Клуб 27».

Граффити, громкая музыка, легкие (и не очень) наркотики, жизнь без правил и, зачастую, без крыши над головой — набор для жизни очень многих чернокожих парней в Америке 70-х и 80-х. В этом смысле Баския мало чем отличался от уличных товарищей. Но их никто не знает, а он – легенда, о которой говорят спустя более 30 лет после смерти.

Всемирную славу ему принес стрит-арт. При этом он был далеко не первым, кто добился известности в мире искусства, начав с нелегальной росписи городских стен. Но он стал самым ярким и значимым, выведя уличный художественный бунт на качественно новый уровень — галерейного искусства.

Искусство Баскии вдохновлено борьбой черного населения Америки за гражданские права

Родившись в Бруклине, Баския с детства был неразрывно связан с культурой злополучных районов большого города. Уже в семнадцать он вандалил стены, оставляя странные надписи, подписанные забавным никнеймом SAMO. Сам художник говорил, что придумал этот псевдоним под влиянием легких наркотиков, взяв за основу выражение «same old shit» («все то же дерьмо»). Когда проект изжил себя, Баския оповестил об этом легион невольных зрителей своего творчества — то есть обыкновенных прохожих — подведя незамысловатую черту-эпитафию в виде тега «SAMO IS DEAD».

Уже тогда, несмотря на то, что художник не использовал ничего, кроме слов, его стиль можно было смело охарактеризовать как неоэкспрессионизм. Это течение возникло в конце 1970-х как банальная реакция на заевший всех тренд минимализма (его классический пример – картина «Безымянный синий монохром» Ива Кляйна).

Неоэкспрессионисты топили за эмоциональность, живую манеру письма и яркие цвета. Если классические экспрессионисты ограничивались в творчестве только линией и формой, на манер старых мастеров, то новая школа использовала все, что попадется под руку: фактуру, сочетание разных красок в одной работе, разные материалы, в общем что угодно, лишь бы наиболее полно раскрыть задумку и образ. 

Неискушенный зритель, взглянув на рисунки Баскии, которые напоминают наивную наскальную живопись времен первых народов, перешедших от кочевого к оседлому образу жизни, скажет, что это мазня, не обремененная смыслом и талантом. Чтобы полно и беспристрастно говорить о творчестве художника, нужно сперва понять в каком контексте и условиях он жил. Слава и ценность Баскии в мире искусства – это во многом продукт историко-политических процессов, происходивших в США начиная с 1960-х.

Арроз кон Пойо, 1981

В апреле 1968 года белый ультраправый фанатик убил знаменитого чернокожего политика Мартина Лютера Кинга. Это привело к беспорядкам и массовому недовольству цветного населения США, что повлекло за собой серьезные изменения в общественной жизни и устройстве американских городов. Правительство Штатов приняло ряд законов, которые должны были смягчить ситуацию. Была проведена политика отмены разделения населения по расовому признаку — говоря научным языком, десегрегация. Неграм разрешили кататься с белыми на одних автобусах, пить из одних фонтанчиков в школе и вообще сделали равными во всем.

Это понравилось далеко не всем. Многие белые в знак протеста просто собрали свои шмотки и уехали из центров крупных городов на окраины. В таких неприветливых условиях Баския просто физически не мог писать ни о чем другом, кроме как о проблеме расизма и борьбе темнокожих в условиях белого большинства.

Без названия, 1981

Его интерес к боксу в такой реальности был вполне логичным.

Баския уважал боксеров. Но сегодня в его картинах о спорте многие видят боль и обреченность

Тема спорта, борьбы и соперничества стала для Баскии естественным продолжением его нью-йоркской жизни. Он всегда интересовался успехами чернокожих боксеров – Кассиуса Клея (впоследствии ставшего Муххамедом Али), Рэя Леонарда, Джо Луиса. Он сам был чернокожим и чувствовал с ними родство и солидарность, восхищался тем, как они прямо или косвенно выходили в поединок – с соперником, устоями, обществом, жизнью.

Картины Баскии с изображением боксеров исследователи относят к наиболее «лично и политически заряженным». Для Жана-Мишеля Баскии образ чернокожего боксера — это в первую очередь икона, символ единоличной власти героя современного мира, который вышел, победил, взял свое и стал абсолютным чемпионом.

Боксерский ринг, 1983

Самой известной и масштабной работой Баскии, связанной с боксом, стал портрет безымянного боксера 1982 года.

Картина была написана, когда художнику было 22 — в период творческого расцвета. Монументальная работа стала метафорическим автопортретом Баскии-бойца, вышедшего на поединок «один против всех». Вскинутые руки спортсмена интерпретируются по-разному. Кто-то обращает внимание на странный ореол вокруг головы, напоминающий терновый венец, и проводит параллели с распятием Иисуса Христа. Кто-то смотрит на позу и трактует ее как своеобразный салют движению за гражданские права чернокожих. Для кого-то самое интересное – черепообразный оскал и будто просвечивающие сквозь кожу внутренние органы. Это характерная черта большинства картин Баскии, он с детства увлекался изучением анатомии человека.

В 2008 году барабанщик группы Metallica Ларс Ульрих продал картину «Без названия (Боксер)» на аукционе. Покупателю, который пожелал остаться неизвестным, она обошлась в 13,5 миллионов долларов (включая комиссионные). Вскоре после громкой продажи искусствоведы стали серьезнее подходить к изучению темы спорта в работах художника – появились новые, более трагичные интерпретации.

Многие боксеры, которых так уважал Баския – например Джо Луис – закончили банкротами и ментально нездоровыми людьми. Сам художник не справился в борьбе со своими демонами и умер от передозировки. И все больше людей видят в картине «Без названия (Боксер)» не триумф победителя, а момент максимальной уязвимости. Или даже сдачи – с поднятыми руками.

У Малевича есть картина «Спортсмены». Объясняем на ее примере, в чем суть его метода

Фото: wikipedia.org/Andy Warhol, William Coupon, The Yorck Project; christies.com; artchive.ru; basquiat.com; instagram.com/yusaku2020; globallookpress.com/Luo Huanhuan/Xinhua

Лучшие тексты о стиле
20 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Ждём профессиональных искусствоведов, которые бы с высоты своего дивана нам пояснили за то, что их младший брат/сестра/племянник нарисует не хуже
+22
-2
+20
прикольные картины, я бы такую дома повесил бы.
странно что не слышал о нем раньше.

хорошая серия статей, продолжайте!
+8
-1
+7
прикольные картины, я бы такую дома повесил бы. странно что не слышал о нем раньше. хорошая серия статей, продолжайте!
Есть достаточно неплохой фильм Джулиана Шнабеля о нём.
Посмотрите, если интересуетесь данной тематикой.
+5
0
+5
Спасибо за материал. Очень познавательно .
+2
0
+2
Ага, то ли дело Никос Сафронов.
+2
0
+2
Рядом с картиной Баскиа, по моему, не очень уместно лепить Шиле. Одно из другого в данном случае не выходит, несмотря на похожие названия. Баския - это реакция на абстрактный экспрессионизм (Поллок, Ротко и т.д.), он попытался внести фигуративность в абстракцию.
+1
0
+1
Попробуй мыслить чуть шире тех пятнадцати сантиметров, которые составляет ширина мозга. В 20-21 веке от художника не требуется реалистично отображать действительность, это может сделать любой человек своим карманным гаджетом.
+1
0
+1
Сейчас в Пушкинском музее идет выставка Louis Vuitton Fondation, там есть несколько произведений Баския. Всем советую!
+1
0
+1
С большим уважением отношусь к таким увлечённым людям, как автор этого поста. Но...
Когда я читаю о том, за какие деньги люди покупают подобные картины, то сразу вспоминаю текст Михаила Жуховицкого - специалиста по мошенникам и мошенничествам. Удивительно, он и про Баския написал:

"Максим торгует картинами. Папа Максима торговал картинами. И папа папы Максима тоже торговал картинами. Максим делает это масштабно, по всему миру: Европа, США.
На днях он везет на гастроли в NY двух новых художников. Он показал мне их работы, да и самих художников — тоже. Обоим художникам на вид лет 80. Я пошутил, что когда они помрут, работы-то точно взлетят в цене.

И тут Максим задвинул речь. Коротко и очень доступно о том, как на самом деле зарабатывают бабки на искусстве. Цитирую:

1. Про смерть. Эта бизнес-модель не работает. Многие обесцениваются после смерти. Реальная модель другая: спекулятивная. Если у художника, какое бы дерьмище он не рисовал, появляются профессиональные коллекционеры, то через аукционы и галереи они делают фейковые продажи картин этого художника за огромные бабки, сами себе.

Или некий покупатель платит миллионы за какую-то дрянь. Или подставной коллекционер. Так формируется капитализация картин этого художника. Себестоимость раскрутки: комиссионные сборы торгов, публикации в каталогах.

Когда бренд имеет значительную раскрутку, в игру втягиваются и профи, которые начинают инвестировать в эти работы. И лохи при бабле, которые скупают, потому что это резко растёт.

Работают организованно: коллекционеры в сговоре собирают на руках у себя работы какого-то автора. Например, точно известно, что у Васи Пупкина, который умер в 17 веке, было ровно 142 работы. Картины скупают потихоньку, без шума. Большая их часть доступная к покупке, Вася-то никому не нужен. Далее один коллекционер выставляет на Кристи работу. И тут, не пойми с чего, за неё торгуются несколько галерей и коллекционеров. Покупают, в итоге, за миллионы. Через время выставляется ещё одна.И чудо, за десятки миллионов покупается! А потом ещё одна: вообще чек идёт на сотни! А так как рост цены на работы как у биткоина, на работы автора начинается охота. Шумиха жуткая вокруг. В игру вступают японцы, китайцы, наркобароны и прочие, которые не знают куда кеш впихнуть. И тут, на накале страстей, группа коллекционеров, что была в сговоре, впаривает эти работы за пару лет с икс 100 или больше. После чего частенько работы обесцениваются.

Крутят обычно старых художников, кто уже крякнул или совсем скоро. Работы художника, их количество, уже чётко фиксированы, тут как с эмиссией акций. Все знают, что работ 10, что художник в приступе плодовитости потом не нарисует ещё 100500 штук и не обрушит стоимость первых работ. То есть, можно смело спекулировать.

Рисуй ты хоть лучше Да Винчи, нафиг ни кому твоя мазня не нужна. Вопрос только в том, кто будет владеть твоими работами и разыгрывать спекулятивный сценарий.
Б. — классический пример. Такого уровня граффити на стенах тебе любой малолетка из Бутово нарисует. Вопрос , что никто не будет проворачивать спекулятивный сценарий с его мазнёй. Будут только ссать только на его граффити в подворотнях.

На выставку копий Б. в ЦДХ очередь была, как в Мавзолей в СССР. Тупая толпа ломилась за бабки позырить на хрен знает что. На такие же граффити, какими обрисованы все подворотнях. Но в там они не смотрят. А тут — гениально и круто.

В том, что рассказал Максим, я услышал что-то родное, и знакомое. Ба, да это же 1 в 1 про криптовалюты. И немножко рассказал об этом Максиму.

2. Ответ Максима:
Во всей этой лабуде с криптовалютами и токенами — ничего нового нет. Объём инвесторов в арт в сотни раз выше, чем в криптофигню. А рынок гораздо старше, на многие века. Лохотрон в искусстве существует очень давно. Эти ваши криптаны — дети какие-то.

Картины — тема, которая реже всего раскручивается спекулями. Сложно и дорого. Проще всего идут исталляции.
Возьми жену Абрамовича. Она активно в этой теме. Делает стартап за 60 млн баксов по оценке художественных ценностей, по всему миру.

Пример. В галерее Абрамовича в Москве — кто-то собрал из мусора инсталляцию. И она стоит сто тыщ баксов плюс разборка, доставка и сборка заново. Цена обоснована: столько, типа, «рынок» платит за его работы. Он во всех каталогах в топе. Всё, инсталляция из пивных банок продана за сто тыщ.
Многие богатые люди сами попали как лохи сначала. Им впарили на ярды. Опыта и понимания нет: они вчера заводы приватизировали, а сегодня их арт-дилеры разводят, как детей. Потерпевшие потом и решили: надо отбить расходы. И начали сами мутить схемы так же, строить свою собственную инфраструктуру.

Бизнес хороший: берёшь мусор со свалки. И любых фриков, которые лепят из него не пойми что. Устраиваешь выставку в своей же солидной галерее. Оплачиваешь пиар и каталоги. Потом впариваешь новым лошкам , которые пока не в теме.

Сейчас уже вообще не парятся рисовать или чего-то серьёзное ваять. Рынок инсталляций: сиськами на холст баба набрызгала красок. Всё, несколько сот тыщ долларов стоит работа эта. Есть такие, что членом рисуют. И тоже немерено денег стоит. И считается круто, настоящее
+1
0
+1
Мне стыдно( Подумал причем здесь Атлетик..
+1
-1
0
Все товарищи, которые рисовали нечто подобное на чем то сидели. Дело понятное, когда у тебя токсикоз сложно писать что то более детальное и скрупулёзно проработанное.
+1
-1
0
Мне понятно когда такой "продукт" стоит адекватные деньги, но когда банда кокаинистов нетрадиционной ориентации начинает залечивать людей на астрономические суммы, это уже мошенничество
+3
-3
0
К счастью о нем ничего не знаю. Знаю, что занюханная мазня миллионы баксов стоить не может
+2
-2
0
Главное вовремя подсмотреть технику рисунка у детей и Ти звизда искусства
0
0
0
Слушай, ну если твои брат/сестра нарисуют хуже, то у меня для тебя очень плохие новости
0
0
0
Ответ Dr. Heisenberg
Ага, то ли дело Никос Сафронов.
Да кто такой Сафронов! Да он Баскии и в Подмётки не годится! По чём у Никоса самая дорогая картина?
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий