7 мин.

Имидж и репутация спортсмена как повод для прекращения трудовых отношений. На примере дел Рида Буше и Мэйсона Гринвуда

За прошедшие несколько дней хоккейный и футбольный миры пережили несколько информационных бомб, связанных с поступками игроков за пределами спортивных полей и площадок. Имидж, деловая репутация спортсменов, тренеров и спортивных клубов в наше время стали иметь гораздо большее значение, чем раньше. Огромные суммы контрактов игроков с клубами, спонсорами, акции клубов на бирже, все это связано не только с мастерством игрока и эффективностью менеджмента, но и с мнением общественности и поступками отдельных личностей. В случае возникновения чего-либо неординарного, клубам приходится предпринимать действия для исправления возникшей ситуации. Ведь спорт давно превратился в бизнес, в котором покупается и продается спортивно-зрелищный продукт. Репутационные и имиджевые потери становятся недопустимыми.

Не стоит считать спортсмена ограниченным и зацикленным на сфере спорта. Он может иметь обычные бытовые и личные проблемы, на которые не всегда хватает времени. Также обязан соблюдать законы и иные предписания. Спортсмены являются личностями публичными и постоянно обсуждаются общественностью по различным поводам. Из-за приличных спортивных результатов, личная жизнь спортсмена отходит на второй план и в меньшей степени представляет интерес для простого болельщика. Но бывают исключения, к ним и перейдем.

Первого февраля была опубликована следующая новость - Буше получил 1 год тюрьмы условно при 4 годах испытательного срока за сексуальное насилие в отношении 12-летней девочки в 2011 году. Заголовок, который действительно привлекает внимание и подводит к активной дискуссии. Но что скрывается за этим заголовком в правовом поле? С позиции уголовного закона, был оглашен приговор в отношении человека, преступление которого никак не связано с его профессиональной деятельностью. Спортсмен это или медик, значения не имеет. Роль играет возраст, давность совершения, признание вины и иные обстоятельства. Исходя из общих принципов уголовного права, по приговору суда Буше было назначено наказание, которое соответствует характеру и степени общественной опасности, совершенного деяния и является справедливым (даем характеристику по отечественному законодательству). Наказание условное и не мешает игроку продолжать играть, но так ли это на самом деле?

С позиции трудового законодательства РФ, для Буше после вынесения приговора ничего не изменилось. Лишение свободы ему не назначалось, в розыске он не находится и может перемещаться по миру без ограничений, а значит может выполнять свои трудовые обязанности в полном объеме. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке без последствий для себя «Локомотив» не имеет права, так как судимость не исключает продолжения прежней работы. Вывод: Рид Буше может продолжать играть без ограничений. Это подтверждает и юрист игрока.  

Какой позиции придерживается КХЛ? Лига не будет давать комментариев до тех пор, пока в официальном порядке не получит решение суда. При этом КХЛ заявила, что осуждает все формы насилия или жестокого обращения и приступила к проработке правовых механизмов, которые позволят оперативно реагировать в случае возникновения подобных ситуаций.

Как будет функционировать такой механизм совершенно не ясно. Остается лишь ждать официальных публикаций, конкретных идей и мер.

Какие заявления сделал работодатель игрока – ярославский «Локомотив»? Спустя несколько дней молчания, последовало официальное заявление, ознакомившись с его содержанием, можно сделать вывод о том, что клуб как и лига придерживается выжидательной тактики, согласно которой для начала необходимо провести глубокий анализ произошедшего и принять взвешенное решение. Оно будет являться для клуба ключевым, с позиции репутации. Правовых возможностей для расторжения контракта не имеется, а держать в клубе «насильника» не очень хочется из-за репутационных потерь. Можно сказать, что «Локомотив» попал в «вилку». «Надо было давно убирать его из команды» - именно такую точку зрения высказал двукратный олимпийский чемпион Александр Кожевников. Автор данной статьи категорически не согласен с данным высказыванием. Необходимо пояснить по какой причине.

Находясь на месте тренерского штаба и менеджмента клуба, в первую очередь, необходимо задать главный вопрос «Приносит ли игрок достаточно пользы на льду?» Если спортивные результаты устраивают клуб, то расторгать контракт с ним будет неверным решением почти на 100%. Ведь может пострадать уровень состава, а за этим последует ухудшение результатов.

Если исходить из того, что для достижения высокого результата хороши все средства, то можно играть в чемпионате хоть в 30 «уголовников», если они являются по уровню мастерства лучшими игроками на данный момент времени. Ни один документ этого делать не запрещает. После золотых медалей об отрицательных моментах могут и не вспомнить в будущем и судить победителей общественность не будет.

Какие пути решения? Однозначного ответа на этот вопрос нет. С одной стороны, можно попытаться закрепить причинение репутационного вреда как основание к прекращению трудового договора, но крайне сложно определить само понятие, критерии и иные конкретные показатели, с учетом того, что вред репутации может последовать с достаточной временной задержкой. Меры, которые хочет внедрить КХЛ не должны противоречить ТК РФ и иным документам.

Крайне странную мысль высказал депутат ГД РФ Дмитрий Свищев. Основным посылом, является то, что клубам надо внимательно относиться к тому, каких игроков они подписывают. По логике Свищева, потенциальный работодатель должен мониторить все вопросы личной жизни игрока, соблюдения законов и иные сферы жизни. Сделать это нереально, особенно мониторить эпизоды десятилетней давности и в другом государстве, которые не были преданы огласке.

Вероятным выходом из ситуации будет расторжение контракта по соглашению сторон. Огромную роль в этом может сыграть КХЛ, которая может «надавить» на «Локомотив» и подтолкнуть их к такому решению. В случае несогласия игрока, клубу придется выплатить денежную сумму и расторгнуть соглашение в одностороннем порядке.

Были ли еще прецеденты? Безусловно были, но проступки игроков не были такими серьезными. Можно вспомнить Михаила Анисина, который нарушил спортивный режим и устроил в нетрезвом состоянии дебош в ночном клубе в Уфе, после чего покинул ХК «Донбасс». Николай Жердев после подписания контракта с хоккейным клубом «Лев» (Чехия) разбил свой автомобиль, а затем как его коллега Анисин начал дебоширить.

В октябре 2014 года Вячеслав Войнов, находясь в Лос-Анджелесе, где играл за местную команду НХЛ, был обвинен в домашнем насилии. Дисквалифицирован лигой и летом 2015 года был приговорён к 90 суткам заключения и трём годам испытательного срока. Осенью этого же года вернулся в Россию и к концу октября заключил контракт со «СКА». Какие меры приняли руководители «СКА»? Ответ крайне прост – НИКАКИХ. Почти наверняка, никто не видел в этом ничего сверхъестественного, так как из-за океана к нам вернулся защитник, который продолжит играть в КХЛ. Почему об этом случае мало кто вспомнил, проводя аналогию в Ридом Буше? Ситуации очень схожи, за исключением одного – Войнов не легионер, а гражданин России.

Особый интерес представляет ситуация, возникшая в Англии, где игрок «Манчестер Юнайтед» Мэйсон Гринвуд попал в крайне скандальную ситуацию. Проводя аналогию с Буше, хочется обратить внимание на то, что в настоящий момент не имеется решения суда. Исходя из положений презумпции невиновности, Гринвуд пока формально не совершил преступления. С игроком приостановила сотрудничество спонсорская компания «Nike», клуб отстранил спортсмена от игр и тренировок, а правоохранительные органы и вовсе его задержали, чтобы установить все обстоятельства произошедшего.

Меры, принятые клубом, можно признать жесткими. Гринвуд, без решения суда не может считаться преступником, но все равно отстранен. «МЮ» делает это из-за необходимости сохранения репутации, хотя вполне мог, из-за неявок на тренировочный процесс, накладывать на Гринвуда дисциплинарные взыскания в виде штрафов.

Позиции клубов разных стран демонстрируют нам различия в подходах и в оценке своих имиджевых потерь. Что отражается в их действиях. История с Ридом Буше близка к завершению, а история Мэйсона Гринвуда только начинается. Давать оценку нужно в каждом конкретном случае. К счастью, их совсем немного. Иногда, больший вред команде может нанести игрок, который отрицательно влияет на атмосферу в раздевалке. Причиной этому может служить его характер. А внутренний разлад, безусловно влияет на репутацию коллектива в целом.

Подведем итоги. Действующие правовые нормы позволяют игрокам с судимостями продолжать выполнять свои трудовые функции. Клубы стоят перед выбором, либо нести имиджевые потери, либо расторгать контракты с выплатой компенсаций. Действия спортивных клубов в таких ситуациях серьезно отличаются в зависимости от страны и уровня лиги. Некоторые готовы оставить клуб без игрока высочайшего качества, но сохранить свое реноме, а некоторым более важна именно спортивная составляющая.