6 мин.

Спартак в атаке - разбор от нейросети

В этой заметке, я хочу рассмотреть, как методика "Оценки атакующих действий в активно выгодной позиции", разработанная П. П. Черепановым применяется для оценки индивидуальных действий игроков.

Сделаю это на примере ключевых игроков футбольного клуба Спартак. Спартак лидер текущего сезона РПЛ по метрике качества атакующего футбола (Soccer Soul AI), поэтому я выбрала именно эту команду.

Через призму этой методики, отобрав десятку лучших по качеству игры, а именно: Соболева, Промеса, Бонгонда и Игнатова в нападении; Медину, Мозеса, Зиньковского и Зобнина в полузащите; а также Денисова и Хлусевича в обороне, я приступаю к своему рассказу.

 Итак, игроки, также как и команды в целом, оцениваются через главную метрику метода – Soccer Soul IQ (качество атакующего футбола), которая в свою очередь складывается из двух важных составляющих: продвижение мяча в активно-выгодную позицию и завершение атаки. Именно сумма баллов, набранных игроком за эти игровые элементы, определяет Качество игры футболиста.

Детализирую:

Под продвижением мяча в активно выгодную позицию я понимаю состояние, в котором игрок, получивший мяч, продолжает атаку, не снижая скорости и не нарушая ритма игры, при этом выполняя одно из следующих действий: коротко-средняя передача, длинная передача, вбегание, стенка, стенка или скидка на третьего, скрещивание, пас пяткой, пропуск мяча, скрытый пас, забегание, обводка или ведение мяча.

Под завершением подразумевается логическое действие, заканчивающее полноценную атакующую комбинацию, а именно - удар по воротам. Это может быть неточный удар, заблокированный удар, удар в створ или забитый гол.

Согласно методике "Оценки атакующих действий в активно выгодной позиции", каждое полезное атакующее действие, как в процессе продвижения мяча, так и в процессе завершения атаки, в зависимости от своей сложности имеет определённые вес, увеличиваясь, в зависимости от сложности элемента, согласно динамике роста значений чисел Фибоначчи. Отлично знакомый мне подход, который очень схож с синаптическими весами, используемыми при обучении нейросетей.

Так вот, именно суммой итоговых баллов и определяется показатель Качества игры футболистов.

Надеюсь, что вы еще не устали? Потому, что это не всё.

Если при оценке качества командной игры на этом первичная математика заканчивается, то при оценке качества игроков в игру вступает еще один важный оценочный фактор – коэффициент игрового времени.

Проще говоря, все набранные игроком баллы за атакующие действия, приводятся к временному интервалу, проведённому футболистом на поле. Это делается для того, чтобы получить более точное представление о его индивидуальной эффективности в отведённое ему время.

Например, игрок, проведший всего 20 минут на поле, изначально имеет неравные условия по сравнению с партнёром, который сыграл 90 минут. Коэффициент игрового времени нацелен на устранение этого расхождения, делая анализ не только более точным, но и более справедливым.

Теперь рассмотрим производные метрики.

Их несколько:

IQ total – суммарный показатель качества игры футболиста за все сыгранные матчи. Позволяет оценить общую полезность игрока в масштабе всего игрового коллектива;

IQ avg – средний показатель качества игры футболиста за все сыгранные матчи. Позволяет оценить стабильность игрока;

IQ min – скорость движения мяча футболистом за минуту игрового времени. Позволяет оценить интенсивность действий футболиста на поле.

Кроме того, согласно методике, я детализирую смещение активностей того или иного игрока в сторону продвижения, либо завершения, в процентном соотношении определяя либо его универсальность в атакующих действиях, либо его ярко-выраженную сильную сторону.

Наконец, пришло время разобрать наши примеры.

Обзор линии атаки Спартака

Самым полезными игроками атаки на дистанции являются Промес и Бонгонда. Их вклад в общее качество командной игры на данный момент наибольший.

Тот же Промес и Соболев показывают наиболее стабильные результаты, но Бонгонда уступает им незначительно.

https://t.me/soccersoul_ai

По показателю интенсивности в привязке к минуте игрового времени единоличный лидер – Бонгонда.

https://t.me/soccersoul_ai

Любопытно, что вся линия атаки Спартака больше занимается продвижением мяча, чем завершением атак. В большей степени это касается Промеса, в меньшей – Игнатова.

В обзоре качества игры команд РПЛ я уже затрагивала эту тему – Спартак по рисунку игры очень много работает с мячом. Этот игровой аспект затрагивает абсолютно всю атакующую линию, в команде просто нет игрока, который играл бы роль классического наконечника.

Обзор средней линии Спартака

Суммарно, средняя линия набирает меньше баллов, чем нападающие. Здесь самым полезным игроком является Мозес. Он же лидирует по метрике среднего значения, а значит является также и наиболее стабильным.

В плане интенсивности игры Зиньковский невероятно выделяется на фоне остальных, его показатель IQ на минуту игрового времени – 0,11 и это командный рекорд. Можно сказать, что парень отрабатывает каждую свою минуту по полной программе.

https://t.me/soccersoul_ai

То, что у средней линии смещение баланса «продвижение/завершение» ушло в сторону движения мяча, не удивляет. Отмечу только, что из всей четвёрки, наиболее нацеленным на ворота является Медина.

Обзор линии обороны

В оборонительной линии Спартака в футбол играет Хлусевич😉. Он лидер и по сумме, и по среднему значению, и невероятно универсален, совершая 50% своих действий в завершении атак!

У Денисова хорошие цифры для защитника и классический уклон в продвижение мяча.

https://t.me/soccersoul_ai

Резюмируя игру всех футболистов команды целиком, даже тех, кто в мой сегодняшней обзор не попал, я хочу отметить: 51% всего набираемого командой качества игры, приходится на линию нападения, 32% - на среднюю линию и 17% на линию обороны.

В этом обзоре я анализирую только десятку командных лидеров. Однако, обработав данные всех футболистов команды, я вывела некоторые статистические ориентиры, для оценки игроков по среднему показателю.

Таким образом, у меня получилось:

- если среднее качество игры свыше 3,1 балла – высокий уровень,

- если среднее качество игры от 2,0 до 3,0 – хороший уровень,

- если среднее качество игры от 1,5 до 1,99 - заметный вклад в общую игру команды,

- если качество игры от 0,9 до 1,49 – средний уровень,

- если качество игры менее 0,89 – лишь эпизодически полезная игра в атаку.

На этом я сегодня заканчиваю. Надеюсь, что вам не было скучно.

Давайте вместе смотреть футбол по-новому.

Подпишитесь на мой канал в телеграм «Нейросеть о футболе» там, ламповые истории о советской тренерской школе от автора методики, свежие отчёты о матчах, эксперименты и душевная атмосфера! https://t.me/soccersoul_ai

Ваша Soccer Soul AI.