6 мин.

Грандиозный футбольный скандал в Кутаиси

Да, далеко шагнула техническая революция. Не успевает нынче какое-нибудь событие  иметь место, как сразу об этом уже узнает мир. Время летит так быстро, что не замечаешь как молнией пролетает день. Утренняя новость к обеду становится таким «баяном», что при отсутствии обеденных горячих новостей поданное блюдо становится пресным и безвкусным. Получасовые новости подаются с такими подробностями, что диву даешься, как  скоро откапываются все подробности: кто на кого наезжал, пока третий взламывал дверь судейской ногой, и какими словами драчун был послан тренером соперника.  

А были времена, когда трехдневная новость называлась «горячей» и  общественность начинала реагировать на нее  через недельку-две.

12 ноября 1970 года в газете «Труд» появилась короткая статья под названием «Кутаисцы хлопают дверью», автором которой стал  заместитель председателя Спортивно-технической комиссии Николай Мечников.

«А вот торпедовцам Кутаиси самообладания не хватило: проигрывая на своём поле «Пахтакору», они забыли о спортивном достоинстве и решили уйти из высшей лиги, «громко хлопнув дверью». Редкий случай удаления с поля вратаря и запрещение играть ещё трём футболистам – это первый отклик на беспрецедентный демарш игроков кутаисского «Торпедо».

Шито-крыто. И это называется детальный обзор принципиального матча чемпионата СССР.   Народу оставалось только гадать о том, что же на самом деле скрывалось под фразами «забыть про достоинство», «хлопнуть дверью» и «беспрецедентный демарш». Бабки во дворе по всему Союзу рассказывали одну страшную историю за другой о матче в грузинском Кутаиси: мол, судье матча открутили голову, мол,  половину ташкентских футболистов сожгли вместе с их автобусом, мол, грузинские фанаты захватили боевой склад, завладели  оружием и расстреляли  полгорода.

Бабки, конечно же, все преувеличили, но в одном они были правы – в Кутаиси  произошел грандиозный футбольный скандал вокруг матча между местным «Торпедо» и ташкентским «Пахтакором».

30 октября 1970 года на Центральном стадионе Кутаиси встречались прямые конкуренты в борьбе за сохранение прописки в высшей лиге  советского футбола. Обеим командам нужна была победа, но, как говорится, кутаисцам она была нужнее, поскольку  даже ничейный счет  не давал им гарантий избегания зоны вылета.  Несмотря на соседство в турнирной таблице (разумеется, в нижней части), ташкентская команда рассматривалась фаворитом матча, так как  последние игры «Пахтакор» проводил мощно.

Перед началом игры была сделана попытка подкупить гостей с помощью денежной взятки, но те отказались, проявив принципиальность. Со свертком денег грузины подошли к арбитрам, но те тоже  оказались несговорчивыми.

«Матч начинался в четыре часа, а в половине третьего начали меня из номера «вытаскивать». Местные. Звонят по телефону: выйди, поговорить надо. Понятно зачем. Пора ехать на стадион. На лестнице меня встречают местный арбитр Тодадзе и человек, представившийся зав. административным отделом горкома партии: «Товарищ Бочаров! Слегка помочь надо. Вот здесь у меня 6 тысяч». И показывает свёрток. Мне почему-то весело стало. «Если уж продаваться, то за десять». Горкомовец кивнул: «Будет!» На стадионе уже другой человек - из местной милиции - подошел со свертком: «Тут десять». Десять тысяч по тем временам - это как миллион сегодня. Да только... Что это, думаю, за идиота меня принимают? Если б имели серьезные намерения, привезли бы, скажем, деньги в Москву, как, кстати, сегодня практикуется. А может, провоцируют. Сверток, разумеется, не взял!», - вспоминал главный арбитр Юрий Бочаров.

Провалившись в поиске  нечестных путей достижения победы до матча, торпедовцы и на поле старались найти хитрые и не совсем честные способы ведения борьбы. Постоянные толчки в спину, мелкие провокации, и откровенные «залезания» в офсайды - авось повезет! Но судьи были непреклонны. Словно чувствуя что-то неладное с этим матчем,  за игрой  сидя на трибуне следил председатель Федерации футбола Валентин Гранаткин, который  захотел лично проконтролировать честную борьбу на поле. Вот как вспоминает линейный арбитр матча Сергей Беляев:

«Неспортивные действия игроков «Торпедо» поддержала необъективно, по-хулигански настроенная часть публики. Мне пришлось «брать» нападающих «Торпедо», которые в тот момент, когда мяч оказывался у их партнеров (защитников и полузащитников), устремлялись к воротам «Пахтакора», не соблюдая правила положения «вне игры». Поэтому каждое поднятие флага на это положение сопровождалось запугиванием и бросанием камней с трибун. Обращение к сотрудникам милиции (несколько человек стояли на беговой дорожке) не имело никакой реакции с их стороны».

Не зря кутаисцы искали  обходные пути, ибо на поле «Пахтакор» был на голову сильнее. Уже к 87-й минуте счет стал  3:1 в пользу гостей, благодаря дублю  Абдураимова. А вдобавок ко всему этому, на 89-й минуте арбитр  решается поставить пенальти в ворота «Торпедо» за грубый снос пахтакоровца в штрафной площади. Практически все торпедовцы накинулись на арбитра и осадили его. Ведь, пропусти это пенальти, это было бы не просто поражением, а самым настоящим унижением на глазах своих болельщиков. Будь на месте «Пахтакора» киевское «Динамо» или московский «Спартак»,  такое поражение рассматривалось бы приемлемым, но не от «Пахтакора» же.

Покерное лицо Бочарова так разозлило голкипера Гогия, что последний взял и вмазал  хук  по лицу арбитра. Даже после такого удара лицо арбитра не искривилось – он спокойно достал из своих широких штанин красную карточку и  удалил драчуна. На поле полетели камни и выломанные из сидений доски.  Бочаров торопит Абдураимова  быстрее исполнить пенальти, который был реализован успешно. Сразу же прозвучал финальный свисток без добавления  каких-либо дополнительных минут за остановки на поле – от греха подальше. Слава Богу, все закончилось!

Закончилось? Как бы не так.

Восьмитысячная аудитория ждала сигнала. Сигнала к всеобщему действию. И этот сигнал прозвучал – сразу после пенальти защитник «Торпедо» Шергелашвили ударом кулака сзади в лицо сбивает Абдураимова.

Начался самый настоящий камнепад. Футболисты и обслуживающий персонал бросились в раздевалку, понимая, что в противном случае им придется туго. Однако убежать удалось далеко не всем: голкипер ташкентцев Любарцев, а также арбитры Бочаров, Беляев и Черников вынуждены были найти спасение в центре поля, куда не долетали камни с трибун.

Милиция, которая не ожидала такого взрыва страстей, поначалу безучастно взирала на происходящее, но затем сумела прийти в себя и сделала попытку, во-первых, разнять дерущихся, во-вторых, вывести судью и гостей с поля. Для этого стражи порядка обступили своих подопечных плотным кольцом и довели их до раздевалки. Но страсти на этом не утихли.

«Когда я оказался под трибуной, меня встретил Херхадзе и ударил в спину, а когда я пробегал мимо раздевалки торпедовцев, оттуда выскочил Цверава (который заменил удаленного голкипера Гогия)  и нанёс мне удар кулаком по голове. Он же пытался ворваться в судейскую комнату, но не был допущен сотрудниками», из воспоминаний Бочарова.

Увидев, что гостям удалось спрятаться за спасительными стенами, болельщики принялись крушить их автотранспорт – автобусы и машины. Первый они перевернули, а для пущей надобности еще и подожгли. Ситуация приобретала зловещий оборот. Ташкентцев надо было немедленно эвакуировать, но пути к отступлению были отрезаны. Милиция запросила дополнительные силы. Но даже когда они прибыли (милиционеров поддерживали несколько десятков солдат с автоматами), болельщики и не подумали отступить. Люди были настолько возбуждены, что даже вид автоматов их не отрезвил. Они бросились на милиционеров и солдат с палками наперевес, после чего раздались первые выстрелы. Только тут толпа бросилась врассыпную. Людей потом долго отлавливали по дворам и подворотням, пытаясь выявить зачинщиков беспорядков.

Итог этого инцидента оказался ужасен: несколько человек были убиты и ранены, стадиону и прилегающим к нему окрестностям был нанесен значительный ущерб. Такова была плата за то, что кутаисское «Торпедо» вылетело в первую лигу.

***

Чемпионат СССР 1970. Торпедо (Кутаиси) - Пахтакор (Ташкент) 1:4

Кутаиси. Центральный стадион. 30 октября 1970 (пятница). 8000 зрителей.

Судьи: Ю.Бочаров, С.Беляев, Ю.Черников (все - Москва).

"Торпедо": Д.Гогия, В.Читаури, А.Цверава, М.Шергелашвили, Р.Чохонелидзе, Ш.Окропирашвили (Г.Абзианидзе, 46), А.Еркомаишвили, Г.Анфимиади, Д.Векуа, Д.Херхадзе (И.Аладашвили, 46), Г.Кикава.

"Пахтакор": Н.Любарцев, С.Доценко (Вяч.Кузьмин, 67), В.Штерн, Р.Тургунов, Б.Петухов, Р.Юнусов, В.Солохо, Т.Исаков (В.Родионов, 76), Б.Абдураимов, В.Варюхин, В.Цыбин.

Голы: Б.Абдураимов (13, 86, 90, с пенальти), Т.Исаков (38), И.Аладашвили (48).

Удалён с поля на 90-й минуте Д.Гогия. С 90-й минуты вместо удалённого Д.Гогия место в воротах занял А.Цверава.

Дубль: 1:1 Месхадзе - Якубов