16 мин.

«Крылья» – редкий новичок РПЛ, который играет в атаку. Их стиль напоминает «Краснодар», но в защите много индивидуальных ошибок

Илья Васильев – о симпатичной команде Игоря Осинькина.

«Крылья Советов» Игоря Осинькина – не самая типичная команда последних лет. После неудачного старта в ФНЛ самарцы переломили ситуацию: досрочно обеспечили выход в РПЛ, побив рекорд «Терека» и «Мордовии» по очкам (набрали 101 очко, забили 100 голов, из них 40 – у Ивана Сергеева, выдали беспроигрышную серию из 17 матчей), вышли в финал Кубка России (проиграли «Локомотиву» 1:3), а теперь держат уровень крепкого середняка РПЛ.

«Крылья» – яркая команда, в которой много индивидуально сильных футболистов:

• Иван Ломаев – среди самых перспективных вратарей лиги;

• из-за проблем с крайними защитниками рано или поздно до сборной может доехать Юрий Горшков;

• Антон Зиньковский и Роман Ежов – в десятке лучших дриблеров РПЛ;

• Валерий Карпин рассказал, что ему нравится игра Ивана Сергеева.

Осинькин считает, что нельзя разделять стиль и результаты – «Крылья» хотят играть в яркий футбол, но готовы к прагматизму

Практически сразу после выхода в РПЛ Игорь Осинькин дал объемное интервью «Чемпионату». В разговоре тренер обозначил важный тезис его философии: «В каких-то ситуациях важнее очки, в каких-то – игра. По большому счету, одного без другого не бывает. Если мы при хорошем футболе перестанем набирать очки, рано или поздно нам скажут: не все правильно. 

Баланс между игрой и результатом так же важен, как баланс между обороной и атакой на поле. Сказать, что важнее, можем только для определенного отрезка. Если мы начинаем с командой работать, для нас очень важно, чтобы была игра. Наверное, мы чуть больше будем говорить об этом. Однако если у нас не будет очков, возникнет давление, которое неминуемо повлияет на игру. Надо находить середину. Но есть какие-то принципы, от которых нельзя отказываться. Надеюсь, у нас они понятные и доступные. 

Мы должны ставить такой футбол, в котором контроль мяча не будет важнее голов и побед. Это очень тонкий момент в плане оценки, но есть хорошая поговорка: смотрите на табло. Про это забывать нельзя. Но и про зрителя забывать, до примитивизма упрощая игру – тоже нельзя», – объяснял Осинькин.

Состав «Крыльев» достаточно предсказуем. Самарцы по ходу матчей чередовали 4-2-3-1/4-4-2. Первый вариант – про атаку. Сарвели/Глушенков открывались между линиями в поисках мяча, а при обороне поднимались в пару к Сергееву для прессинга и позиционной обороны. 

Остальные сочетания стабильны: Ломаев – основной вратарь, пара защитников Солдатенков-Чернов (но Осинькин несколько раз их разбивал, предпочитая Бегича или Божина), Горшков-Зеффан – крайние защитники (Зеффан не играл только против «Локо» – тогда вышел Бейл), Иванисеня и Якуба – в опорной зоне (в некоторых матчах Якубу подменял Пруцев), Зиньковский и Ежов – вингеры, Сергеев – практически безальтернативный центрфорвард.

Единственный раз, когда Осинькин отказался от четверки – матч против «Сочи». В первых четырех турах «Крылья» набрали всего 1 очко. Тренеры самарцев поменяли схему на 3-4-3 при обороне, которая трансформировалась в 4-2-3-1 (в защите Зеффан был правым центральным защитником, в атаке – чистым крайним). «У нас была гибридная схема при атаке и обороне. Мы хотели как можно больше играть не меняя схему, но ситуация сложилась так, что чем дольше мы играли, тем больше нам нужно было играть в пятерке на удержание счета. У ребят не было задачи играть на удержание. Мы хотели играть через контроль мяча, но психологически это было непросто», – объяснял новую схему Игорь Осинькин.

Иван Ломаев дополнил картину: «Мы знали, что они играют в 5 защитников, потому мы в обороне старались отзеркалить их схему, чтобы они не сильно много подавали через фланги».

В остальных играх, даже против лидеров, «Крылья» не меняли схему и принципы. Самарская команда на предпоследнем месте в лиге по интенсивности прессинга. Но это не говорит, что «Крылья» – автобус. Как правило, команда Осинькина встречала соперника глубоко (нападающие находились на одной линии с опорниками соперника) и включалась во время фланговой обороны. Еще она пользовалась передачами назад или браком – тогда вся команда бросалась в прессинг.

У «Крыльев» есть проблемы в обороне (они на 11-м месте по ожидаемым пропущенным голам), но благодаря атаке команда выдала один из лучших стартов в лиге среди команд, которые вышли в РПЛ. «Крылья» стабильно в десятке по всем атакующим метрикам: по ударам, входам на чужую половину и в штрафную, ожидаемым голам. 

В последние 5 лет лучше «Крыльев» стартовали только «Оренбург» Владимира Федотова и «Нижний» Александра Кержакова. Но у обеих команд общая черта – уклон на оборону, а «Крылья» за счет класса и сыгранности некоторых игроков поставили на атаку.

Стилистически «Крылья» напоминают «Краснодар»: используют дриблинг, заполняют центр, распределяют удары в атаках в равных долях

В Самаре есть разделение на командные и индивидуальные действия (о них – ниже). 

По стилю «Крылья» отчасти напоминают «Краснодар». Интересный показатель – распределение атак по зонам и ударам из них. «Крылья», «Краснодар» и «Арсенал» – наиболее сбалансированные команды в лиге по ударам.

Ниже – распределение ударов команд РПЛ по зонам:

  • атаки «Крыльев» с ударами с левого фланга – 26, из центра – 30, с правого – 27;

  • «Краснодар» – слева – 38, из центра – 38, справа – 34;

  • «Зенит» – слева – 30, из центра – 43, справа – 37;

  • ЦСКА – слева – 36, из центра – 31, справа – 19;

  • «Сочи» – слева – 28, из центра – 38, справа – 43.

У «Крыльев» и «Краснодара» нет явного крена в определенную зону – примерно равное количество ударов из разных точек.

Другой момент – построение атак. «Крылья» стремятся к игре через короткий пас, проведению атак через фланги и заполнению центра.

4-4-2 «Ахмата» накладывались на 4-4-2 «Крыльев» – Уткин и Конате прессинговали Солдатенкова и Чернова, поэтому защитники играли длинными передачами, закидывая на Сергеева и фланги. В первые 20 минут грозненцы сделали матч – забили 2 гола, дважды перехватив мяч.

«Крылья» не самая контролирующая команда РПЛ (48% – 11-е место в лиге), но использует достаточно смелую структуру для продвижения. 

Первая деталь – низкие позиции крайних защитников. Ежов и Зеффан создавали ситуативные четверки с центральными защитниками. 

Вторая – под них открывался ближайший опорный полузащитник, плюс на это движение реагировали вингеры (забегали защитникам за спину или открывались в пространство между вингером и защитником).

Пара общих и эффективных примеров из матча с «Ростовом». Якуба открылся в глубину к Солдатенкову и Бегичу, Горшков и Зеффан создавали ширину.

Данные и графика – InStat

Ежов открылся в глубину через полуфланг, выманив на себя Пояркова – так освободился правый фланг для врывания Зеффана. Ежов продолжил движение: увидел свободную зону между Поярковым и Осипенко, поэтому забежал под передачу Зеффана (отдавал без давления), а потом Роман выкатил на открывшегося Глушенкова.

Здесь упрощенная версия: Зеффан получил мяч от Бегича и пустил в прорыв Ежова – его прострел привел к автоголу. «Крылья» в первой части чемпионата регулярно проводили такие несложные, но скоростные атаки (таймкод – 4:19).

Еще одна задумка – смещения опорников в тройку к центральным защитникам. Понятно, что это классическая фишка для каждой команды, но несколько раз Осинькин перестраивался с помощью этого хода. 

Например, в матче против «Спартака» один из пары Пруцев/Иванисеня опускался в тройку и разгонял атаки (похоже сыграли, когда «Крылья» догоняли «Арсенал»). Под вертикальное продвижение открывался Сарвели – он забегал за спину Умярову и Зобнину, а партнеры искали его между линиями.

Кроме фланговых механизмов «Крылья» использовали смещения из фланга в центр. Это совмещалось с рывками Глушенкова и Сарвели в глубину.

Для начала яркий пример – суперпас Зиньковского пяткой. Антон около 10 секунд открывался в этой зоне, а Абильгор разрывался между Зиньковским и Глушенковым – в итоге на Антона выбросился Уремович (таймкод – 4:01).

Теперь пример с тройкой от Пруцева (заменил Якубу в матче против «Спартака»). Данил создал тройку с защитниками, к ним опустился и другой опорник – Иванисеня. Через пару перепасовок мяч вновь оказался у Пруцева.

Пруцев, Зеффан и Ежов создали ситуацию 3-в-3 на фланге + Сарвели грамотно отошел в полуфланг. Данил, Зеффан и Ежов разыграли треугольник – мяч вновь оказался у центрального полузащитника, а Зеффан и Сарвели рванули на фланг.

По сути, получился практически идеальный выход 2-в-1, но Сарвели плохо обработал мяч, поэтому Джикия выиграл эпизод. Спустя несколько минут была похожая ситуация, которая началась с розыгрыша Пруцева – Иванисеня увидел рывок Сарвели, после чего Ежов классно вбежал в штрафную и опасно прострелил.

Пример из матча с «Локо». Пятерка игроков «Крыльев» в одной зоне: Иванисеня – с мячом, Ежов и Сарвели – чуть ближе к нему, левее – Зиньковский, а Сергеев открывался на мяч, Бейл стянул на фланг вингера Петрова. Иванисеня сделал классную проникающую передачу: Сергеев эффективно открылся, Сарвели забегал под Ивана. Сразу пробить не удалось, но ситуацию дожал Зиньковский, когда забрал подбор (таймкод – 0:39).

Взаимодействия Горшкова и Зиньковского – топ, а Сергеев безболезненно переходит на новый уровень в четвертом сезоне подряд

У Ивана Сергеева есть удивительная особенность – до этого сезона нападающий 4 раза подряд стал лучшим бомбардиром лиги, где играл: в 2018-м и 2019-м – со «Строгино» и «Торпедо» в ПФЛ, в 2020-м – с «Торпедо» в ФНЛ, в 2021-м – с «Крыльями» в ФНЛ.

Сергеев эффективно переходил на новый уровень, не проседая по реализации: 17 голов в 17 матчах за «Строгино» (сезон-2017/18, нет данных по xG), 16 голов в 26 матчах за «Торпедо» в ПФЛ (при 14,77 xG), затем эффективно ворвался в ФНЛ с 17 голами в 31 игре (14,17 xG), а затем поставил поставил рекорд первой лиги за «Крылья» с 40 голами и 9 ассистами в 39 матчах (35,68 xG + 9,78 xA).

В этом сезоне Сергеев – один из лучших нападающих лиги. Иван занимает 4-е место по ожидаемым голам среди форвардов.

Первый скилл, которым Иван разрывал ФНЛ – забегания на дальнюю штангу. Второй – игра на одной линии с защитниками. Сергеев открывался по-разному: за спину защитникам, в глубину, чуть вбок. 

Переход в РПЛ пока не настолько безболезненный, но его умений все равно хватает для регулярной остроты. Например, он также неплохо открывался в глубину и за спину защитникам, тем самым создавая моменты для партнеров. Он в таком стиле забил «Рубину», классно забежал на дальнюю в матче с «Сочи».

Левый фланг – другая сильная сторона «Крыльев». С Зиньковским все ясно: Антон – один из лучших ассистентов лиги (3 голевые передачи), в топ-3 РПЛ по дриблингу (больше успешных обводок только у Эджуке и Хвичи), на 11-м месте по ожидаемым голевым передачам, на 9-м – по созданным голевым моментам.

У него классный партнер – Горшков. Юрий – на 4-м месте по ожидаемым голевым передачам в «Крыльях», на 6-м – по xGChain (вклад в атаки с ударами, включающий и промежуточный пас или касание, и передачу под удар, и сам удар) и на 2-м по xGBuildup (вклад в атаки без учета ударов и ключевых передач).

Зачастую Зиньковский создавал на левом фланге ширину, а Горшков подключался через середину или полуфланг (даже заполнял штрафную).

Например, так «Крылья» отыграли один гол в матче с Ахматом»: Горшков подключился через полуфланг, отыгрался с Якубой, а затем разрезал линию защиты пасом на Сергеева (таймкод – 2:42).

В этом эпизоде Юрий протащил мяч по левому флангу и вывел на удар Сарвели (таймкод – 1:36).

Эпизоды матчей против «Ахмата» и «Уфы» наглядно продемонстрировали, почему им удобно такое распределение ролей. Ежов действовал параллельно штрафной, Зиньковский – левее. Антон получил свободное пространство и возможность для подачи под удобную ногу.

Похожий пример из Уфы, когда самарцы разыгрывали штрафной – Горшков при розыгрыше увел потенциального опекуна Зиньковского, в результате чего Антон свободно подавал (таймкод – 1:00). Зиньковский делит первое место с Кулаковым по количеству навесов (правда, у Антона катастрофическая точность при подачах – всего 17%).

«Крылья» – предпоследняя команда в лиге по допущенным ударам. Много индивидуальных ошибок и ударов из середины

В этом сезоне «Крылья» занимают 11-е место по ожидаемым пропущенным голам (14,14 xGA), 9-е – по пропущенным (13). «Крылья» допускают 14,8 удара за матч (хуже только «Арсенал» – 15,6 удара), посередине по проценту допущенных ударов из штрафной (51%, столько же – у «Арсенала» и «Нижнего», больше – у «Уфы», «Химок», «Ростова», «Краснодара» и «Рубина»).

«Крылья» не используют интенсивный прессинг, поэтому находятся на предпоследнем месте в лиге по PPDA. Однако команда умеет наказывать за неудачные передачи назад плюс быстро вступает в отбор после собственных потерь – «Крылья» в топ-3 РПЛ по возвратам мяча после контрпрессинга.

Первые полчаса матча против «Спартака» – отличный пример удобных условий для «Крыльев». Нападающие ориентировались по опорникам москвичей, фланговые игроки разбирались персонально, опорные полузащитники страховали рывки форвардов, плюс подхватывали Умярова и Зобнина (организовали пару опасных контратаках).

Успешный пример прессинга из матча против «Ростова» – «Крылья» встретили высоко, начав прессинг с центральных защитников (таймкод – 7:13).

У «Крыльев» много индивидуальных ошибок. Успешная игра 1-в-1 против крайних защитников самарцев – практически гарантированная возможность для опасного момента. Плюс игроки сами ошибаются в несложных ситуациях (раз, два, три).

Вот еще один пример нестабильности: Солдатенков среагировал на рывок нападающего «Сочи» – в результате открылась большая зона для включения Юсупова.

Другая причина проблем – игра в 2 опорных полузащитника. Страхуя партнеров, они опускались к защитникам, из-за чего возникала возможность для ударов с линии штрафной (Сарвели или Глушенков не всегда дорабатывали, плюс могли численно проиграть сопернику в зоне подбора). В некоторых матчах, ведя в счете, «Крылья» старались закрываться. Ниже – карта ударов за этот сезон, где видно, что «Крылья» допустили много ударов около входа в штрафную (глубокая оборона помогала не всегда).

В последней игре против «Динамо» самарцы защищались более организованно – наметился прогресс (допустили всего 1,21 xG, от «Зенита» в таком же режиме – 2,20 xG). Но в некоторых эпизодах все равно теряли фланги или оголяли центр.

Против «Зенита» везло больше («Крылья» пропустили дважды при других обстоятельствах) – гости неоднократно садились слишком глубоко, теряя соперников. Ниже – эпизоды, когда Иванисеня и Якуба смещались на фланги, но оставались без подстраховки. В первом случае потеряли Малкома (плюс большая свободная зона в середине), во втором – Вендел и Клаудиньо оказались на ударной позиции.

Такое проскакивало и во время игр с командами уровня самарцев. Например, гол Глебова – банальный вынос Горшкова из штрафной, который без проблем подобрал Даниил.

Скрины из матча с «Уфой». Оголена центральная зона. Фищенко скинул назад, Мрзляк покатил на Кротова. Защита «Крыльев» сжалась – так освободилась зона справа. Спустя несколько минут произошел такой же эпизод, только на месте Фищенко был Агаларов.

***

«Крылья» – один из самых симпатичных новичков РПЛ за последние годы. Другие команды стартовали с оборонительных перфомансов, самарцы стараются играть сбалансированнее – откатываются в оборону и бодро атакуют благодаря хорошим исполнителям.

Перед стартом сезона Осинькин обозначил задачу – необходимо попасть в топ-10. Пока команда справляется с этой задачей и выглядит предпочтительнее некоторых конкурентов во второй половине таблицы.

Баланс «Крыльев» достаточно шаток – в ближайшее время топ-клубы могут заинтересоваться лидерами самарцев.

Очень хочется, чтобы «Крылья Советов» закрепились в статусе одной из самых симпатичных команд – в РПЛ не так много клубов-аутсайдеров, предпочитающих атакующий футбол.

Мой твиттер/телеграм 

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид; VK/fckssamara