8 мин.

Лучший 1 номер драфта (центровой): Хаким Оладжувон

Вот и подошёл к концу проект Кобеилимайкл, надеюсь, вам было интересно. Через неделю я подведу все итоги, а сегодня мы в последний раз будем выбирать лучшего среди конкретных номеров драфта. Как обычно, напоследок - самое сладкое.

Центровые, которые были выбраны под первым номером драфта

. Неделю назад у нас было голосование за игрока, ставшего лучшим среди не выходивших на драфт игроков, и

победил

великий центровой Моузес Мэлоун, причём победил он другого великого центрового - Джорджа Майкана.

А сегодня один великий центровой победит почти десяток других центровых. Первый номер вообще богат на таланты, но как же много гигантов с запредельными баскетбольными навыками и интеллектом было выбрано самыми первыми! Ради такого случая я всего лишь второй раз (первый был с 16 номером) изменю устоявшийся формат. Сегодня я выделю не пятерых кандитатов от себя, а вдвое больше (отобранную пятёрку и собственный выбор я объявлю, как обычно, по окончании голосования). Каждый из этих десяти входит в мой личный топ-100 игроков в истории НБА (да, даже Яо). Лучшим признан был Хаким Оладжувон [1984] - это тот парень, который безапеляционно считался первым номером перед драфтом, на который выходил некто по имени Майкл Джордан. Продолжая детские впечатления: фамилию "Оладжувон" я сначала услышал в "Симпсонах" (в одной из серий первого сезона она прозвучала на заднем фоне и не имела отношения к Хакиму). "Мечта" - самый универсальный центровой в истории игры. Нет такого элемента баскетбола, который бы не покорился ему. И вполне вероятно, что в итоге он станет единственным игроком, который принёс своей команде чемпионство без помощи другого члена Зала Славы.

 

С ним соперничали:

Карим Абдул-Джаббар [1969]. Впервые в жизни я увидел Карима играющим не в баскетбол, а в кино. И, стыдно признаться, это был не культовый "Аэроплан!", и даже не "Игра смерти" с Брюсом Ли. Это был "Эрнест, забрасывающий сверху", фильм, который заставляет взрослого человека стыдиться того, что он его смотрел. Но мне, тогда ещё девятилетнему ребёнку, эта дурацкая комедия понравилась. Увидев впоследствии Абдул-Джабарра на наклейках (помните, было такое популярное детское развлечение на стыке веков - стикеры?), я идентифицировал великого баскетболиста как "того дылду, что играл в "Эрнесте". Понадобилась ещё пара лет, чтобы я точно определил: Абдул-Джаббар - один из величайших спортсменов в истории - и с волосами, и без них, и в очках, и без очков, и в кино, и на паркете.

 

Уолт Беллами [1961]. Билл Симмонз считает, что Беллами - это игрок, который на бумаге кажется более великим, чем был на самом деле. Позволю себе усомниться в авторитете Билла в этом вопросе, поскольку он едва ли мог часто видеть Беллами в игре: он закончил карьеру, когда Симмонзу было 5 лет. А ведь Уолт ворвался в лигу не хуже, чем Уилт: 32+19 в среднем в дебютном сезоне выглядят впечатляюще. Беллами не повезло попутешествовать по НБА - он играл за 5 команд, и ни за одну не выступал более 4 сезонов. А в самые продуктивные годы ему пришлось играть обок с Уиллисом Ридом, отнимавшим значительную часть славы Уолта. Но 60-е были временем, когда любой центровой терялся на фоне противостояния Расселл-Чемберлен, потому о Беллами часто забывают, когда вспоминают великих баскетболистов.

 

Боб Ланир [1970], ещё один центровой, "опущенный" Симмонзом в популярной книжке. А ведь по сути, это был единственный здоровый центр, которому удавалось сдерживать Карима в годы его расцвета. При всём своём таланте (и самом большом размере ноги среди всех холл-оф-феймеров), Ланир был ещё и очень трудоспособным центровым. За это, а также за активную общественную работу, он добился признания в виде увековеченного номера не только от "родного" Детройта, но и от Милуоки Бакс, за которых провёл всего 4 с небольшим года, став таким образом одним из немногих, чей номер чтится в двух командах НБА.

 

Шакил О′Нил [1992]. Даже моя бабушка знает, кто это. Часто можно слышать упрёки, что лишь благодаря силе и массе Шак добился всех своих успехов, а мода на атлетичных центровых вытеснила технику из арсенала звёздных бигменов. Это яростная ложь - во-первых, в лиге было полно больших и тяжёлых игроков, но побед добивались единицы. А во-вторых, Шак доминировал не только потому, что был обладателем толстой попы, а потому что знал, как наиболее эффективно её перемещать. Этот парень, вдвое больше каждого из нас, умел крутиться вокруг своей оси быстрее, чем любой читающий эти строки. Так что величие (особенно центрового) не в том, чтобы уметь бросать джампшоты. Оно в том, чтобы использовать свои данные по максимуму. И Шак использовал.

 

Дэвид Робинсон [1987]. Нет у Оладжувона в наградах ничего такого особенно, чего не было бы у Адмирала, кроме разве что MVP Финала. Регулярный MVP, DPoY, RoY, два перстня - у Робинсона разнообразие наград НБА больше, чем у любого игрока в истории. Преданность - вот что характеризует Дэвида. Он мог попасть в НБА сразу с драфта, но отслужил два года во флоте. В 1989 году он имел право подписаться с любой командой, но выбрал задрафтовавших его САС. Вплоть до конца карьеры у него были предложения от других команд, но он все 14 лет отыграл в монохромных цветах Спёрз. А какую смену себе он воспитал... Правду говорят, рядом с истинно великими спортсменами каждый становится сильнее.

 

Билл Уолтон [1974], единственный игрок, кто смог стать чемпионом в двух таких разных ролях - звезды всей НБА и ценного ролевого игрока скамейки. Если бы не травмы (и если бы не медперсонал Портленда), Уолтон добился бы лучшего достижения, чем звание игрока, проведшего самое малое число встреч в НБА перед попаднием в Зал Славы (не считая трагически погибших или игроков ранних лет существования лиги). Он лишь 1 раз выступал на Матче Всех Звёзд - хотя по своему таланту достоин был минимум десятка. А ещё забавно, что один из моих самых любимых игроков выступал в роли комментатора обеих моих любимых команд.

 

Дуайт Ховард [2004], безусловно, авансовое включение. Но игрок-то хороший, кто станет с этим спорить? При всех сравнениях и параллелях с Шаком, они разные. Шак пришёл в лигу уже доминирующим. Ховард учился доминировать постепенно. Именно в этой способности "развития" есть предпосылки к становлению Дуайта в один ряд с другими центровыми в этом списке. Он ещё может расти как игрок, может научиться тем навыкам, которые скроют его недостатки. Не знаю, как вам, а мне жаль видеть его в такой умирающей команде, как Орландо. Посмотрим, с кем он будет играть в следующем году. Один раз он дотащил свою команду до Финала, и будет справедливо, если он ещё получит шанс взять чемпионство, а не станет вторым... ну вы поняли, кем. Ассистентом тренера своей нынешней команды. Тем, о ком пойдёт речь дальше.

 

Патрик Юинг [1985]. История с охлаждённым конвертом фатально аукнулась Никс и Юингу. Команда из Нью-Йорка не смогла взять чемпионство, а Юинг не смог выйти на уровень MVP. Несмотря на этот небольшой шажок, которого Юингу не хватило до статуса "божества", он был великим игроком и остаётся легендой. Ему не везло на промахи, на травмы, на игру в эпоху Джордана-Оладжувона, на отсутствие звёздных партнёров. Зато ему повезло стать одним из лучших бросающих центров поколения с длинной и яркой карьерой, за которую он успел стать настоящим символом на все времена для такой старой и богатой на легенд франшизы, как Никс.

 

Яо Мин [2002]. Он закончил играть слишком рано, поэтому вряд ли попадёт в Зал Славы по категории игрока НБА - по крайней мере, в скором времени. Но он точно когда-нибудь там будет. Я бы предложил ввести его по категории "contributor", потому что переоценить заслуги Яо в популяризации баскетбола в Азии невозможно. На площадке же он ломал стереотипы: что самый высокий игрок должен играть только у кольца, что центровые не могут бросать штрафные точнее 70%, что игрок из Азии не может выиграть дуэль у атлетичного афроамериканца. В лиге, где можно проголосовать за Джоэля Энтони на МВЗ, уже не хватает игрока, про которого говорили: "Да он выходит в старте команды Запада только благодаря голосам с китайских IP", но всё равно не могли найти хотя бы трёх центровых в НБА, кто был бы лучше Яо.

 

Остальные центровые, выбранные под 1 номером драфта (в алфавитном порядке): Кент Бенсон, Эндрю Богут, Кваме Браун, Марк Воркман, Брэд Догерти, Джо Бэрри Кэрролл, ЛаРю Мартин, Грег Оден, Майкл Оловоканди, Ральф Сэмпсон, Рэй Феликс, Чак Шэр, Первис Эллисон.

Голосование продолжается: Ф ЗТ 2 3Н