7 мин.

«Яо и Трейси всегда демонстрировали, что в баскетболе нет места эгоизму». Джефф Ван Ганди - о Яо Мине

1

Яо всегда был веселым человеком, а самое главное - предугадать момент, когда он захочет пошутить, было практически невозможно.

Знаете, можно многое сказать о баскетболисте по его тренировкам. Яо был одним из наиболее усердных парней на моей памяти.

Многое можно сказать о баскетболисте и на основе его отношений с одноклубниками. Так вот, если бы существовала отдельная гора Рашмор для самых лучших товарищей по команде, лицо Яо обязательно фигурировало бы на ней.

С годами я понял, что не меньше можно сказать и исходя из чувства юмора баскетболиста. И под чувством юмора я подразумеваю не его шутки и не шутки, над которыми он смеется (хотя, без этого тоже не обойтись). Тяжело объяснить, что именно я имею в виду. Что-то такое, что улавливается сразу, как только вы познакомились с человеком. Эдакая аура. И проявляется она не только в диалоге, она проявляется в самом присутствии этого человека.

1

Яо постоянно шутил надо мной одинаково.

Одно его ухо слышало несколько хуже другого, что стало результатом потери слуха в детстве, и, если честно, я все никак не мог запомнить, каким именно ухом Яо слышит хуже. А самое главное - он знал, как мне было неловко от этого. Так что каждый раз, как мы прогоняли защиту против пик-н-роллов, где Яо должен был отходить за своим оппонентом (чего очень не любил), он указывал на ухо и вскидывал руки, как бы заявляя: "Не слышу, тренер... Это же мое больное ухо".

Тут я подбегаю к нему с другой стороны, вновь начинаю отдавать указания: "Опускайся ниже! В стойку!"

И каждый раз Яо, улыбаясь, говорил: "Нет, нет, тренер. Вы неправильно подошли, я с этой стороны как раз и не слышу".

Все это каждодневно заставляло меня вспоминать сцену из "Песни Брайана", фильма 1971-ого года о дружбе между раннинг-бэками Чикаго Брайаном Пикколо и Гейлом Сайерсом. Пикколо рассказывает новичку Сайерсу о том, что главный тренер команды, легендарный Джордж Халас, глухой на одно ухо, что не соответствовало действительности. Тем забавнее было наблюдать, как разыгранный Сайерс заходит в кабинет Халаса и начинает кричать и жестикулировать, думая, что тренер не слышит его.

1

Люди склонны судить об успешности карьеры того или иного игрока в НБА по количеству выигранных титулов. На самом деле, от числа перстней в конце концов зависит многое, но на порядок важнее вести себя, как настоящий чемпион. Впервые задумался об этом, когда стал тренировать Патрика Юинга в Нью-Йорке. И сразу же заметил это в Яо.

За время карьеры ему приходилось противостоять двум очень сильным центровым. При этом находились они на разных ступенях игры: Шак перешагнул порог 30 лет, но все еще оставался лучшим центровым лиги, тогда как Дуайт Ховард был лучшим молодым представителем своей позиции. И среди них был Яо. Младше, чем Шак, но старше, чем Дуайт. Так вот, Дуайт отставал от Яо сильнее, чем Яо - от Шакила.

У меня есть сотни историй о его игре. Считаю, что мы почему-то до сих пор недооцениваем его баскетбольный арсенал. Правда, как по мне, истинное величие Яо сформировалось не только на паркете. Его "баскетбольная характеристика" сложилась из моментов за пределами площадки.

Мне всегда нравились партнерские отношения между Яо и Трейси Макгрейди. Вместе они демонстрировали всему миру, что в баскетболе нет места эгоизму. В этом вопросе Яо и Трейси - родственные души. Они никогда не делили команду между собой. Вместо этого делили доверие, порицание и ответственность.

1

Яо всегда был лидером, способным сплотить людей вокруг себя. Как Тим Данкан или Стив Нэш. Верю, что если великий баскетболист остается еще и заботливым, сочувствующим, бескорыстным товарищем по команде, химия внутри коллектива будет исключительной. Яо был таким каждый день, во всех аспектах.

Если вспомните матчи Рокетс той эпохи, не вспоминайте игру Яо на площадке. Вместо этого обратите внимание на те 15 минут, что он проводил на скамейке. За каждое успешное владение он аплодировал своим товарищам так, будто бы находился в фанатском секторе. Таймаут? Яо всегда будет первым, кто поприветствует партнеров. Любой тренер хочет, чтобы одни его баскетболисты радовались успехам других. На самом деле, в профессиональном спорте такое происходит достаточно редко. С самого первого дня Яо радовался успехам товарищей не меньше, чем собственным.

А если же команде что-то не удавалось, он воспринимал это так же серьезно, как и все окружающие. По-настоящему удивила меня его реакция на разочарования. Яо никогда не умел переносить поражения с легкостью, будь то поражение в регулярке или ключевая неудача в плей-офф. Но в то же время никогда не делал поблажек. Не винил собственное тело. Просто продолжал усердно работать. Если спросите меня, о чем из тренерской карьеры в Хьюстоне сожалею больше всего, отвечу так: о том, что моя команда никогда не проходила первый раунд. Сожалею о двух сериях плей-офф, завершившихся поражениями несмотря на победы в стартовых матчах. Таким образом, любители НБА ни разу не увидели все величие Яо в самую ответственную минуту.

Мне всю жизнь нравилась фраза "поступки говорят больше, чем слова". Для Яо она всегда была постулатом. Расскажу в общих чертах о том, чем он занимался перед тренировками. Для начала работал один-на-один с Энтони Фальсоне, тренером по физподготовке, в тренажерном зале, чтобы максимально улучшить собственное тело. Затем поднимался к Тому Тибодо, работавшему тогда в моем штабе, где занимался просмотром видеоматериала. После Яо с Томом шли на площадку, где работали в индивидуальном порядке. К моменту, когда начиналась тренировка для всей команды, Яо уже несколько часов как находился на базе. Стабильность - вот что делало его рабочую этику лучшей из тех, что я когда-либо видел.

И вместе с тем Яо всегда находил время для веселья. Очень любил при каждом удобном случае веселить своих партнеров. Думаю, громче всего он смеялся рядом с Дикембе Мутомбо. Были они абсолютно разными, что не отменяло наличие между ними особой связи. Оба любили находиться в компании. Частенько садились рядом в клубном автобусе.

Как-то однажды в автобусе Дикембе рассказывал о своей ручной обезьяне, Кики. Слушали его абсолютно все. Дикембе был в огне со своим глубоким баритоном. Мало кто вспомнит сюжет рассказанной им истории, но само то, как он ее рассказывал, заставляло рыдать от смеха. Тут я взглянул на Яо: смеялся он как минимум наравне со всеми, излучал радость.

Вот чего мне теперь не хватает. Игры, сезоны - все это проходит. А такие воспоминания я буду ценить всегда.

1

В истории Хьюстона осталось много легендарных больших, таких как Мозес Мэлоун или Хаким Оладжувон. И я считаю, что Яо отлично вписывается в эту компанию. Его игра - честь для организации, для баскетбола в целом. Теперь его игровой номер будет висеть под сводами Тойота-центра рядом с номерами других легенд. Думаю, любой из знавших Яо лично в день выведения игрового номера из обращения вспомнит, насколько потрясающим человеком он был.

Но сегодняшний день этим днем не является. Ему лишь предстоит через него пройти*. Величие Яо Мина распространяется далеко за рамки его карьеры в НБА: распространяется на все, что случилось с ним в жизни, на возвращение в школу, на китайскую команду, которой он владеет. Абсолютно уверен, что следующие 36 лет Яо будут на порядок более продуктивными и важными, чем уже прожитые 36. Потому что великим баскетболистом его сделали не только игровые умения.

Я мог бы продолжать и продолжать. Если что, Яо уже давно бы меня остановил. Но хочу сказать лишь одно: для меня было огромной честью тренировать такого человека, как Яо Мин. Удивительный человек, удивительный игрок, удивительный партнер по команде и удивительный гуманист.

Поздравляю и благодарю тебя, Яо, за все, что ты сделал для игры, и за все, что несомненно сделаешь в будущем.

*текст написан до выведения Хьюстоном из обращения игрового номера Яо Мина.

Джефф Ван Ганди 

Навигация по всем материалам блога 

Кое-что еще о Яо Мине: 

1