Трибуна
8 мин.

Мегаразбор данных Гран-при Бельгии: «Феррари» недолила топлива Хэмилтону? Норрис выиграл бы без ошибок?

От редакции. Привет! Вы в блоге Paddock Poetry – здесь автор раскладывает Гран-при на молекулы. Сегодня вас ждет технический анализ этапа «Формулы-1» в Бельгии, приготовьтесь погрузиться в мир секунд, обгонов и отрезков. Такой разбор явно достоин ваших плюсов, эмоций, комментариев.

В Спа «Формула-1» решила избежать дождя, а шинники «Пирелли» снова ошиблись с подбором резины – кажется, не случись непогоды, один пит-стоп стал бы единственной актуальной стратегией. Но, несмотря на отсутствие зрелищности на протяжении трех четвертей дистанции, гонка предоставила ценнейшие данные для анализа.

Общий темп. Первый отрезок

По темпам первого отрезка мы видим достаточно занимательную картину. Во-первых, быстрейшим среди всех снова оказался пилот «Макларена»: MCL39 просто недосягаем в дождь. Огромную роль играет уровень прижимной силы, и, как следствие, более высокая скорость в поворотах.

Для подтверждения этого тезиса прибегнем к телеметрии и сравним седьмой круг Леклера и Пиастри, а для более широкой выборки взглянем и на круг Норриса.

Как мы видим, Шарль быстрее на всем отрезке от Ля Сурс до Ле Комб – в том числе потому, что не сбрасывает газ в связке О’Руж-Радийон. Там он быстрее Оскара на 11 километров в час. С Ландо ситуация отличается: он пытался догнать Пиастри, и поэтому сильнее налегал на резину; он отстает от Леклера лишь на пять километров в час.

К концу прямой Кеммель преимущество Шарля достигает пятнадцати километров в час, но с началом второго сектора он начинает проигрывать пилотам «Макларен» огромное количество времени. Ле Комб – пять километров в час Оскару и восемь километров в час Ландо по минимальной скорости, Мальмеди – четырнадцать и семнадцать километров в час, Брюссель – четыре и десять, Пуон – шесть и восемь. И только к обратной прямой Шарль снова мог реализовать свое преимущество по максимальной скорости.

Общий темп. Второй отрезок

Здесь выборка представлена меньшим количеством пилотов, так как я отвел отдельную таблицу под тех, кто совершил второй пит-стоп. При этом, по моему мнению, правильнее будет сравнивать пилотов не с Норрисом, так как он ехал на куда более жесткой резине (С1), а с Пиастри (такая же, как у остальных – С3). Тогда значения будут выглядеть следующим образом:

Примечательны отставания Леклера и Ферстаппена: они уступали Пиастри чуть больше десятой. Шарль при этом находился под давлением Ферстаппена и контролировал отрыв. Его темп наиболее репрезантативен, так как он находился в чистом воздухе. Напрашивается вывод – новая задняя подвеска SF-25 сработала.

Отставание Хэмилтона

Вместо привычных двух-трех десятых с круга Льюис уступал напарнику более половины секунды. Но это объясняется требованием команды к лифт-энд-коусту, который легко увидеть в телеметрии.

При этом, получить адекватные данные по временам, которые Хэмилтон мог бы ставить без лифт-энд-коуста, невозможно: он поднимал ногу с газа до торможения на каждом круге, который мне удалось найти. И даже на своем быстрейшем круге он ехал накатом в конце прямых.

Быстрейшие круги Хэмилтона и Леклера.

Мог ли Норрис догнать Пиастри, если бы не совершал ошибок?

Посмотрим на вопрос с чисто математической стороны: после своего круга выезда, на пятнадцатом круге, Ландо отставал от напарника на 9,1 секунды. Оставалось двадцать девять кругов дистанции. Возвращаясь к покруговке и среднему темпу, взглянем на различие времен Ландо и Оскара:

Разница в среднем составляет три десятые с круга. То есть, если бы Ландо стабильно ехал 1:46.4, а Оскар – 1:46.75, то Норрис бы приблизился к напарнику на дистанцию атаки в районе сорок первого круга. Однако здесь встает вопрос стабильности времен: судя по двум предпоследним кругам, Оскар учитывал вероятность того, что напарник догонит его, и имел темп в запасе.

А если бы Ландо ехал без ошибок? Вычтем двадцать шестой, тридцать четвертый и сорок третий круги Норриса. На двадцать шестом и сорок третьем он заблокировал резину в Ля Сурс, а на тридцать четвертом широко выехал в Пуоне.

В таком случае, отставание Оскара стремится к половине секунды с круга. И, вероятно, если бы Ландо не допустил вышеописанных ошибок, он смог бы и догнать, и обойти Оскара.

Важную роль в победе Пиастри сыграла не только скорость на сухой трассе, но и темп на подсыхающем асфальте. Несмотря на равенство по резине и то, что Ландо во всеобщем представлении является одним из лучших пилотов в дождевых условиях, Оскар был быстрее почти на три десятые с круга.

Первый круг важнее остальных: Пиастри проехал его на полторы секунды быстрее Норриса, чтобы у Ландо не возникло даже возможности вернуть лидерство.

Ключевые повороты этого круга – первый, где Ландо допустил ошибку и забуксовал, связка О’Руж-Радийон, где он потерял настолько много времени, что Оскар почти уперся в него, и прямая Кеммель, где преимущество Пиастри в скорости составило около десяти километров в час.

Остальное – дело техники. Оскар намного лучше прошел весь второй сектор, в некоторых местах (Мальмеди, связка Ле Фань) будучи быстрее напарника на десять-пятнадцать километров в час.

Темп Цуноды

Юки в целом стал одним из главных героев субботы и одним из главных разочарований воскресенья. Все мы уже видели, что его гонка была испорчена поздним пит-стопом, но и после него он не прорвался в очковую зону. Посмотрим на его темп на втором отрезке и сравним его с темпом Макса.

В среднем Цунода отставал от Макса более, чем на секунду с круга. Но если мы вспомним о темпе Гасли, за которым Юки ехал всю гонку, то поймем, что дело, главным образом, в двух вещах: обгонной дельте и настройках болида.

Юки был в среднем на две десятые быстрее Пьера, и не смог пройти его даже при постоянном наличии DRS. В начале отрезка, до 22-го круга, Юки был намного быстрее Гасли и сокращал отрыв. Но стоило ему подобраться вплотную – как темп сразу испарился.

Прямая Кеммель хоть и может давать возможности для обгона, но из-за более низкой прижимной силы на машине Пьера, Юки так и не смог пройти его.

Итоги

Пусть Гран-при Бельгии и был, скажем честно, редкостной колыбельной, но предоставил много интересных данных для подробного технического анализа.

Главные выводы:

  • Новая задняя подвеска SF-25 работает, по сухой трассе отрыв Леклера от Пиастри был крайне мал;

  • Льюис Хэмилтон мог приехать прямо позади напарника, но, учитывая отставание в гоночном темпе в предыдущих гран-при – он скорее приехал бы позади Ферстаппена;

  • Ландо Норрис проиграл очередную гонку из-за собственных ошибок. Если бы он не допустил блокировок и широкого выезда на втором отрезке, то, скорее всего, к концу гонки догнал бы Оскара.

  • Темп Юки Цуноды мог быть намного лучше, если бы он не застрял в трафике, что случилось из-за слишком позднего пит-стопа.

Фото: Gettyimages.ru/Ryan Pierse