10 мин.

Флери, Ландескуг и Монахан претендуют на «Билл Мастертон», Овечкина прокатили. Почему и что это за награда?

Трофей с грустной историей. 

В начале мая НХЛ объявила финальную тройку в голосовании на «Билл Мастертон Трофи» – приз за спортивное мастерство и верность хоккею. Это редкая награда, где номинантов выдвигают сами клубы – потому их всегда ровно столько же, сколько и клубов. 

Чаще всего команды руководствуются локальными успехами игрока, но в этом году достойных претендентов – с точки зрения вклада в историю самой лиги – было в разы больше, чем мест в финальной тройке.

Как появилась эта награда и кого выдвинули в этот раз? 

Печальная история трофея: смерть из-за травмы

Приз учредила Ассоциация журналистов в 1968-м, но повод для этого был трагичный: 13 января того года «Миннесота Норт Старс» играла с «Окленд Силс», и центрфорвард хозяев Уильям Мастертон неудачно попал под двойной силовой от Ларри Кэхана и Рона Харриса. В результате он приземлился на голову, а из носа, ушей и рта хлынула кровь. Уильям потерял сознание, но, по некоторым источникам, на несколько секунд вернулся и сказал: «Больше никогда, больше никогда». 

Мастертона моментально отвезли в близлежащую клинику Фэйрвью-Саусдейл. Туда тотчас отправились его жена Кэрол, которая смотрела матч с трибуны, и родители, жившие в Виннипеге. В больнице два нейрохирурга, обследовавшие Уильяма, вынесли решение: травма слишком серьезная для хирургического вмешательства. Мастертон получил повреждения, несовместимые с жизнью, и скончался через 30 часов, так и не приходя в сознание. Билл – единственный хоккеист в истории НХЛ, который умер непосредственно от травм, полученных в ходе игры. 

Рон Харрис, который нанес тот злосчастный хит, признавался, что смерть Мастертона преследовала его долгие годы: «Это тревожит тебя до конца жизни. Грязи не было, и я не хотел, чтобы так вышло. Но мне очень тяжело, потому что это все же произошло. Это всегда сидит у меня в голове». 

Смерть Мастертона спровоцировала длительные споры относительно шлемов – некоторые игроки к тому времени их уже носили. После множества попыток продавить их ношение НХЛ наконец к этому пришла – 11 лет спустя. С сезона-1979/80 все новички лиги были обязаны носить шлемы, а полностью НХЛ «одевалась» еще почти 20 лет. 

Марк-Андре Флери: старейший в лиге и один из лучших в истории

Флери буквально только что закончил карьеру в НХЛ – его «Миннесота» вылетела из Кубка Стэнли, а канадец задолго до этого объявил, что уходит по окончании сезона. Марк-Андре – самый возрастной хоккеист в НХЛ: он родился 28 ноября 1984 года. Помимо него, в лиге осталось лишь четыре (хотя вряд ли Ши Уэбера, не игравшего с июля 2021-го, стоит считать) хоккеиста с драфта-2003 – одного из лучших и самых легендарных в истории.

Карьера Флери получилась насыщенной. Три Кубка Стэнли (все – с «Питтсбургом»), еще два финала (с теми же «Пингвинс» и с «Вегасом»), «Везина», «Дженнингс»… Но главное в его послужном списке – место в исторических рейтингах:

● второй по количеству матчей всего (1051) и в старте (1017);

● второй по количеству побед (575);

● третий по количеству сэйвов (27188);

● десятый (вместе с Эдом Белфором и Тони Эспозито) по количеству сухих матчей (76);

● первый по количеству сезонов с выходом в плей-офф (18).

Флери – неоднозначная фигура. С одной стороны, он железный член Зала славы, вероятно, уже в 2028-м, когда его можно будет впервые выдвинуть в число кандидатов. Плюс место одного из первых после бога (Мартина Бродера) по главным статистическим показателям как будто закрывает вопрос. 

Но бытует мнение, что кубки, награды и цифры Марка-Андре – заслуга не столько его, сколько партнеров. Две чашки он взял не стартовым вратарем, с победами отчасти повезло – сильный «Питтсбург» и отсутствие ничьих практически всю карьеру. «Везина» – якобы украденная у Андрея Василевского и выданная за выслугу лет (хотя на самом деле в том сезоне Флери действительно был лучше Василевского по всем основным показателям). 

Тем не менее, как к канадцу ни относись, он легенда. А 22 года в НХЛ и 18 плей-офф – что это, если не спортивное мастерство и верность хоккею? 

Габриэль Ландескуг: самое долгожданное и самое неожиданное возвращение

Простой факт: за всю столетнюю историю НХЛ лишь два капитана, не считая Ландескуга, возвращались в хоккей после отсутствия в 1000+ дней – Сид Эйбел и Сил Эппс. Оба выпадали из строя в хоккее, вставая в строй армейский – участвовали во Второй мировой. 

В качестве бонуса можно вспомнить и Марио Лемье, но он возвращался после окончания карьеры. Кстати, после такого камбэка СуперМарио получил «Мастертон». 

До третьего матча серии с «Далласом» в плей-офф-2025 Ландескуг последний раз играл в НХЛ еще в триумфальном плей-офф-2022. Затем – травма колена, длительное неудачное восстановление, еще одна операция – по пересадке хрящевой ткани на колено, второй подряд полностью пропущенный сезон. С каждым месяцем вера в то, что Ландескуг вообще когда-нибудь вернется на лед, таяла, и даже сам Габриэль говорил об этом скорее со сдержанной надеждой, чем с оптимизмом:

«Мне 32 года, и я очень хочу играть в хоккей. Хочу продолжить и посмотреть, как далеко смогу зайти. Понимаю, что, скорее всего, не смогу кататься без боли, но я хочу дойти до того момента, когда смогу хотя бы справляться с ней, а затем приму для себя решение. Я решил довести дело до конца, сколько бы времени это ни заняло. Я начал это и планирую успешно завершить». 

Довел. Ландескуг проверил себя в конце регулярки АХЛ и даже забил, а возвращение в НХЛ состоялось в первом домашнем матче плей-офф. Легко было подумать, что Габриэль возвращается лишь для того, чтобы завершить карьеру на льду, но швед оказался сильнее всех ожиданий. К концу карьеры, возможно, он станет самым долгоиграющим капитаном в истории НХЛ. А сейчас Ландескуг – точно один из самых целеустремленных и верных цели хоккеистов в лиге. 

Шон Монахан: как играть после гибели лучшего друга

Возможно, было бы более красиво, если бы «Коламбус» выдвинул на награду весь «Коламбус», а не одного Монахана. Но регламент такого не допускает – номинируется именно хоккеист. 

Причина выдвижения именно Шона – в гибели Джонни Годро. Еще со времен «Калгари» Монахан и Годро были лучшими друзьями – они вместе провели в команде девять лет. Летом 2022 года Джонни отправился в Коламбус, а 1 июля 2024-го в Огайо перебрался и Монахан – друзья должны были воссоединиться. 

Увы, 30 августа 2024 года Джонни и его брат Мэттью погибли под колесами пьяного водителя, и Монахан вновь остался без Годро – на этот раз навсегда. 

«Я какое-то время был в Коламбусе и не мог заставить себя пойти на каток», – признавался Шон. Когда смог – почитал память погибшего друга каждым действием: нанес его инициалы на все клюшки, указывал на его баннер после голов и часто говорил, что чувствует. 

Терять близких людей всегда тяжело, но еще тяжелее – продолжать после этого жить. Монахан продолжил – и выдал мощный сезон, второй раз в карьере выбив больше очка за игру: 57 (19+38) в 54 матчах. «Коламбус» с Шоном в первом звене до последнего сражался за плей-офф, и, кажется, не было людей, которые не желали бы «Блю Джекетс» успеха в этой борьбе. Не хватило совсем чуть-чуть – но игроки пережили потерю лидера, сплотились и почти все выдали лучшие сезоны в карьере. И одним из главных действующих лиц был именно Монахан. 

Кандидаты, которые не попали в финальную тройку:

Александр Овечкин, которого, кажется, нереально сломать. После самой длительной травмы в карьере он вернулся – и как будто не было перелома ноги, как будто ему не 39 лет и как будто в партнерах у него любимый Бэкстрем, а не Уилсон. 6 апреля 2025 года бросок Овечкина остановил матч против «Айлендерс» почти на полчаса. Кто-нибудь помнит итоговый счет игры? А вот то, что в тот момент Александр стал лучшим снайпером в истории хоккея, точно знают все, в том числе и максимально далекие от спорта люди. 

Иван Федотов – редкий «армеец», ставший армейцем. После подписанного в 2022-м контракта с «Филадельфией» неожиданно оказался в армии – в Североморске, занял место в воротах сборной Северного флота и дослужился до звания старшего матроса. Когда год в погонах истек, Федотов вернулся в ЦСКА, провел блеклый сезон и все же получил вольную. 

Иван выпал из профессионального хоккея, но не бросил мечту, добрался до НХЛ и стал одним из героев постоянной вратарской карусели «Флайерс». Первый полный сезон за океаном вышел неровным – но «Филадельфию» в принципе сильно штормило. А уж что-что, но верность хоккею Иван точно продемонстрировал.

● У Дакоты Джошуа из «Ванкувера» незадолго до старта сезона обнаружили онкологию. После операции он вернулся на лед и отыграл больше половины сезона. 7+7 за 57 матчей – скромно по сравнению с прошлогодними 0,51 очка за игру, но главную победу Джошуа уже одержал. 

● Имя Боконджи Имама вам вряд ли что-то скажет. Но «Мастертон» – не тот трофей, что предназначен исключительно для звезд. Имама прошел долгий путь, прежде чем попасть в НХЛ. Его родители – эмигранты из максимально нехоккейной страны, Демократической Республики Конго. Темнокожий Боконджи регулярно сталкивался с расизмом – в АХЛ за его проявления в адрес Имамы отстраняли Брэндона Мэннинга из «Бейкерсфилда» и Криштофа Грабика из «Сан-Хосе». Но игрок добрался до НХЛ – в сезоне-2021/22 дебютировал в составе «Аризоны» и даже однажды забил, а в прошедшей регулярке провел аж 16 матчей в составе «Питтсбурга». Великим игроком Имаме не стать, но его номинация – символ того, что хоккей предназначен не только для белых. 

Ник Бланкенбург из «Нэшвилла» тоже не выглядит ярким кандидатом. У него как будто нет какой-то громкой истории из прошлого, не было тяжелых травм, болезней или смертей близких. Но путь Бланкенбурга любопытен. Ник играет в защите, но до окончания старшей школы Ромео он играл форварда. Да как играл – 161 очко за 88 матчей, в том числе 35+32 в выпускном классе. В оборону Бланкенбурга перевели лишь в университете Мичигана. Помимо навыка игры в защите, Ник научился еще и управлять «Замбони» – он работал на катке! Бланкенбург был капитаном и школьной команды, и университетской, но на драфте его так никто и не выбрал. Тем не менее Ник попал в НХЛ и не выглядит там инородно.

За большинством номинантов каждый год стоит какая-нибудь красивая история. В этот раз их слишком много – жаль, что «Мастертон» нельзя разделить. 

Фото: Gettyimages.ru/Ellen Schmidt; AP/Gareth Patterson, Nick Wass

ФлериМарк-Андре Флери
ЛандескугГабриэль Ландескуг
МонаханШон Монахан
Кому-нибудь другомуАлександр Овечкин