5 мин.

Футбольный «Оскар»

Неделя – достаточный срок для того, чтобы начать поздравлять людей на улице и по телефону «с наступающим». А следовательно, и «с отступающим». Ещё один год остаётся позади, и все подводят какие-то итоги – лучшие музыкальные альбомы, герои года, лучшие фильмы. Кинематографические достижения 2009-го подсчитает ежегодная церемония «Оскар». А что бы мы увидели, если бы «Оскар» выдавался за футбольные успехи?

Представить это несложно, на самом деле. Практически все традиционные оскаровские номинации можно перенести на футбольную почву и пофантазировать, кто бы в них одержал победу. Учитывая мой небольшой футбольный кругозор года, я бы увидел вот такое.

Борьбы за главную награду – «Лучший фильм» не вышло. Победу в этой номинации отдали очередной серии детского фэнтезийного фильма, основанного на книгах Йохана Кройффа. «Пеп Гвардиола и шесть кубков» собрал восторженные отзывы по всему миру, собрал внушительную кассу и конкурентов не имел.

Куда интереснее положение дел обстояло в номинации «Режиссёр года». Часть жюри попыталось протолкнуть неформатное кино, в частности, скандальное продолжение знаменитого «Духа времени» от Леонида Слуцкого под названием «Как играть в Грозном». Последняя киноработа голландского режиссёра Дика Адвоката «Арифметика для дошкольников» с экранов убеждала маленького зрителя в необходимости умения правильно складывать и вычитать, особенно если дело касается легионеров. Но публика не приняла бы столь экстравагантный выбор, и здесь тоже выиграл блокбастер. Долгожданный фильм «Галактикос: месть падших» от Флорентино Переса отбила вбуханный бюджет и заставила говорить о себе всё лето.

«Лучший актёр» - интрига до самого конца. Но российская школа и здесь потерпела поражение, хотя и была близка к успеху. Трагическая роль Владимира Быстрова в бытовом триллере «Возвращение» затронула сердца многих. Злые языки поговаривают, что исключительно международная раскрученность его конкурента помогла тому выиграть награду. Лионель Месси в психологической драме «Свой среди чужих, чужой среди своих» не раскрыл весь свой талант и должен быть благодарен за то, что фильм получился отличным. Кстати, его запретили к показу в Аргентине.

Удивительная схожесть тематики прослеживается в картинах, которые делегировали на церемонию двух актёров второго плана, которые оспаривали звание лучшего среди них. Ветеран французского кино Тьерри Анри в облике злодея в картине «Ловкость рук, и никакого волшебства» проиграл дебютанту из России Сослану Джанаеву, мастерски сыгравшему противоречивую роль жертвы в кинофильме «Всё в моих руках».

Актриса нового поколения, представившая миру новый типаж футболистки – агрессивный и вызывающий. Конечно же, я говорю об американке Элизабет Ламберт. Римейк фильма «Солдат Джейн» для многих открыл артхаусный жанр женского футбола. «Лучшей актрисой второго плана» стала Виктория Лопырёва. Формально за появления в шоу «Футбольная ночь», но вообще за все появления в кадре, коих за год набралось немало.

Прошедший год стал битвой сценаристов. Единственным зарубежным для нас автором был испанец Рафаэль Бенитес, поставивший специально для половины жителей Ливерпуля фильм-катастрофу «2012 в 2009». Трое других претендентов представляют родное отечество. Героический эпос Курбана Бердыева «Враг у ворот» превосходил по масштабности трагизм ситуации «Болели два товарища» от Евгения Гинера, но уступал в искренности и харизме персонажей картины. Но победителем, и как поговаривают, во многом из-за административного ресурса, стал новичок в жанре – Дмитрий Медведев. Его социальная, почти классическая советская сатира про чиновников Мудко и Фурсенко под названием «Шило на мыло» нашла понимание и одобрение у зрителя.

Лучшим фильмом на иностранном языке впервые в истории «Оскара» стала кинокартина из Северной Кореи. О своих взаимоотношениях со странами Бразилии, Португалии и Кот д’Ивуара коллектив авторов из этой экзотической страны рассказывает под общим названием «Каникулы строгого режима». Впрочем, у нас этот фильм не поняли – проблемы такого рода в России не кажутся актуальными.

Бесспорным хедлайнером и фаворитом в номинации «Документальный фильм» был и остаётся проект передачи «Человек и закон», названный «Футболист и закусон». Все рекорды бьют продажи режиссёрской версии документальной ленты на DVD с комментариями Алексея Пиманова, Василия Уткина и братьев Березуцких. Правда из-за комментариев последних изданию был присвоен рейтинг PG-13.

Если позапрошлый год прошёл под саундтрек группы White Stripes, то нынешний останется в памяти благодаря композиции «Viva la Vida» от ВИА Coldplay. Именно эта композиция звучала во всех фильмах про мальчика-волшебника Пепа Гвардиолу.

Заключительный сюрприз преподнесла номинация «Лучшие спецэффекты». Кто-то ставил на короткометражку Александра Рязанцева «Казанский нежданчик», кто-то спорил, что вложенные средства обеспечат победу Ринату Ахметову и его «Мальчишнику в Донецке». Но здесь мейнстрим не прошёл. Бразилец Графите со своим видеоруководством «Как обыграть «Баварию» на уровне very easy» обскакал конкурентов и вырвал последнюю награду конкурса.

Не обошлось и без традиционной премии «За вклад в развитие футбола», в которой нет претендентов, а есть только один победитель. И в этом году им снова стал Анатолий Бышовец. Речь многолетнего лауреата была содержательной и страстной, но её, кроме уборщика зала никто не слушал – официальная часть подошла к концу, и частная награда, учреждённая фондом им. Анатолия Бышевца никого не интересовала.

Конечно, многих достойных претендентов я не упомянул. Но у меня на то есть объективнейшая из причин. Посчастливилось сидеть через два кресла от Сильвии ван дер Варт. Я и слушал-то в полуха, а смотрел так и вовсе не на сцену. Так что, запомнил уж, что смог. Извините.