17 мин.

Основы «научного Титеизма». Когда Каземиро важнее Неймара

Перед ЧМ-2014 главный специалист по научпоп-текстам о тактике Майкл Кокс в колонке для Guardian сравнил стереотипы об игре национальных сборных с их современным стилем. Стереотипная Бразилия – Joga Bonito, финты Роналдиньо, передачи пятками, красивые комбинации, пушки Роберто Карлоса, вот это всё – осталась в вашем детстве. Тогда Кокс предположил, что реклама Nike засела в массовом сознании намного сильнее, чем стиль сборной Бразилии, а главными тактическими особенностями назвал организацию в центре полузащиты и свободу для атакующей тройки.

На фоне Сколари и Дунги Тите выглядит волшебником – сейчас сборная Бразилии не ищет в двадцать глаз одного Неймара (привет всем тренерам сборной Аргентины) и не пуляет беспорядочные лонг-боллы в сторону Фреда или Жо. При Тите Бразилия значительно увеличила процент владения мячом – 60,7% против 52% при Сколари, значительно прокачала контроль мяча – 587 передач в среднем за игру против 463 на ЧМ-2014. Но главные стилистические особенности сборной Бразилии остались теми же. Тройной кулак в центре поля динамичен и готов к постоянному прессингу, только грязных прыжков в ноги, одобряемых Фелипе Мело, стало намного меньше. А атакующая тройка играет в своё удовольствие, с большой свободой действий, в том числе без мяча. Тем не менее, сейчас Бразилия выглядит намного сильнее, чем команда четырёхлетней давности. Да, с тех пор вырос Габи Жезус, спрогрессировали Неймар, Коутиньо и Фирмино, но дело не в этом.

Тите и его идеи

Тите очень быстро обозначил тактический план сборной Бразилии, от которого не отступал. Чёткая линия прослеживается с первых матчей: Бразилия использует схему 4-1-4-1 как вариация 4-3-3, которая при обороне может перестраиваться на линейные 4-4-2, а при атаке – на 4-2-3-1, высоко подняты оба крайних защитника, в полузащите существует чёткое разделение на «творца» (в отборе это был Аугусто, на ЧМ и сейчас Коутиньо,в перспективе Пакета, против Хорватии перед Мундиалем пробовался Фернандиньо), «теневого снайпера» (в отборе Паулиньо,сейчас место вакантно) и «страхующего» (Каземиро), а центральный нападающий вовлечён в продвижение мяча не меньше полузащиты. Инсайды получают большую свободу и серьёзно разгружаются от оборонительной работы.

Тактическая система Тите близка к «механическому футболу». Как и другие двигатели такого футбола, Тите ставит на отработанные микроэпизоды, даёт игрокам жёсткие задачи и сильно ограничивает ротацию состава (привет всем любителям плана В от Аденора). Бразилия пробовала различные варианты по ходу контрольных матчей, но похоже, что адекватная ротация с сохранением функций на позиции без потери качества возможна только на острие атаки. Габи Жезус играл «ложную девятку» у Тите ещё до трансфера в «Манчестер Сити». А "самый атакующий опорник в мире" Роберто Фирмино – пожалуй, самый недооценённый герой последних евросезонов, да и у самого Тите.

«Стиль, который я хочу ставить – комбинационный, с регулярным использованием треугольников, но с идеей вернуть мяч после прессинга. Хочу видеть свою команду не силовой, а мобильной, с быстрыми и гибкими переходами», – рассказывал Тите в интервью AS после первых удачных матчей. Он черпает вдохновение из сборной Бразилии-1982 с Зико и Селесао 90-х от Марио Загалло: «Очень редко так много талантов играют вместе, но, помимо этого, игровая идея той команды похожа на ту, которая у меня сейчас». Вероятно, есть и другой источник вдохновения Тите – Карло Анчелотти. Тите прилетал к итальянцу на стажировку, где получил тотальный разбор игры «Реала». Тогда Мадрид использовал 4-3-3 в атаке и 4-4-2 в обороне – как Бразилия сейчас.

Бразилия Тите действительно играет в более комбинационный футбол, чем раньше, но главный, вокруг кого строится командная механика – Каземиро. Тренер признаёт, что дублирует задачи Каземиро в «Реале» – страховать, затыкать дыры между линиями, агрессивно накрывать принимающих мяч и давать больше свободы другим полузащитникам, Паулиньо,Артуру и Коутиньо. Функционал Каземиро в сборной Бразилии шире, особенно в плане оборонительных действий – он всегда страхует зону, через которую соперник пытается довести мяч до финальной трети, и резко смещается на подстраховку под перегруз зоны. Когда Бразилия садилась ниже, Каземиро располагался в 2-3 метрах над защитниками, контролировать подбор после навесов, или ситуативно даже дополнительным дефом.

Каземиро хватает интенсивности, чтобы страховать партнёров по всей ширине поля, а редкие тактические ошибки опорника в сборной Бразилии имеют меньшее влияние, чем в «Реале». Однако отчасти Тите подставляет Каземиро – непривычными функциями в начальной фазе атаки. Зинедин Зидан при билд-апе осознанно поднимал бразильца выше, учитывая его ошибки с обостряющим ситуацию первым пасом, и перекладывал работу Каземиро на Тони Крооса. В сборной Каземиро начинает атаки сам, опускаясь третьим центральным защитником… и через раз выполняет свою задачу. Пожалуй, это единственное, что Каземиро делает через раз.

Тите вообще очень дотошно относится к тактике – по ходу трёх последних чемпионатов мира он записывал в блокнот расстановки всех команд-участниц. Перед ЧМ-2018 тотальный разбор 32 команд сделали за него. За год до чемпионата мира бразильская федерация футбола запустила специальную программу для аналитиков, разбиравших потенциальных соперников Бразилии согласно жеребьёвке. Например, Россию изучал аналитик «Атлетико Минейро». Трое самых дотошных поехали с аналитическим штабом сборной Бразилии в Россию. Удивительно, что идею придумал не Тите, но она вполне в его духе – тактически Бразилия очень сильна. 

Контроль мяча

Ещё один момент, ломающий шаблоны – несмотря на возросшее владение мячом и количество передач, Бразилия остаётся более острой в контратаках, где Тите надеется на заученные алгоритмы и индивидуальное мастерство своих быстрых инсайдов. В билд-апе Бразилия испытывает проблемы против грамотного man-oriented-прессинга, вроде такого, как выстроили хорваты. Против 4-4-2 Хорватии Тите построил атаку по схожей модели, выдвинув выше других полузащитников Паулиньо, но это не дало результат. Хорваты перекрывали всех игроков, на которых могли отдать центральные защитники, и атаковали инсайдов – Коутиньо и Виллиана – в момент приёма мяча.

При этом одно классное открывание ломает даже сильную прессинг-систему. Главные ответственные за открывания под передачи низом – левая «восьмёрка» (чаще) и левый инсайд: место Неймара железобетонно (посмотрим как на Копе его заменят Нерес и Эвертон), а левой «восьмёркой» могут сыграть Коутиньо, Пакета, Аугусто и Фернандиньо. Каждый из них отлично понимает, где нужно открыться, и склеивает между собой нижнюю пятёрку и атакующую четвёрку, к которой можно приписать Паулиньо до ЧМ и Артура сейчас. Получая мяч, «восьмёрка» резко пасует под развитие атаки в один из заполненных полуфлангов.

В отборочном цикле команду склеивал Ренато Аугусто, на чемпионате мира и после него таким игроком был Филиппе Коутиньо. Против Хорватии бразильцы неоднократно вскрывали пространство между правым центральным и правым полузащитниками, и Коутиньо качественно открывался в нужные зоны. Из его открывания и пришёл первый гол.

В поиске таких решений бразильцы качественно контролируют мяч, технический брак в простых передачах сведён к нулю. Помогает полевым и Алиссон, доросший до статуса лучшего вратаря планеты – он тоже помогает первым пасом при выходе из-под прессинга.

В позиционной атаке Бразилия часто использует простые передачи и диагонали с одного фланга на другой. Когда соперник раскрывается, команда Тите переходит на чистый вертикальный футбол – отрезает толпу 1-2 передачами и отправляет вперёд атакующую тройку с Паулиньо,а теперь Коутиньо в поддержке. Такими атаками Бразилия разбивала и Аргентину, и Чили в заключительном матче отбора на чемпионат мира.

Очень, очень качественные фланги

Центральных полузащитников, тянущих уровень сборной Бразилии, настолько мало, что Тите стабильно вызывал и вызывает игроков из чемпионата Китая. Хотя после Мундиаля в доверие вошел Артур и отчасти Пакета (в силу потенциала,а не по итогам весьма среднего дебюта в "Милане"). Зато с флангами полный порядок – настолько, что мимо ЧМ-2018 пролетел Алекс Сандро, проигравший конкуренцию Марсело и Филипе Луису. Подбор инсайдов тоже мощнейший: если ты можешь держать на скамейке по очереди Виллиана,Нереса, Эвертона и Дугласа Косту, и не вызывать Моуру-выбор шикарнейший что до ЧМ,что после.

1. Левый инсайд часто играет, как «восьмёрка». Это относится не только к Неймару, но он – главный, кто извлекает из тактики Тите выгоду. И Неймар, и Филиппе Коутиньо, выходя слева, получает свободу в позиционной атаке – он чаще получает мяч как полноценная «восьмёрка», в левом полуфланге, и раскручивает наступление оттуда. Когда мяч доходит до фланга, левый инсайд становится полноценным нападающим. Дублирование позиций с «восьмёркой» существует, именно поэтому использование Коутиньо в центре кажется не слишком логичным.

Одна из главных функций левого инсайда – смещения с мячом в центр (правый такие не делает). Неймар или Коутиньо тащат мяч на дриблинге, стягивают на себя крайних защитников и пасуют под забегание во фланг, откуда только что смещались.

2. Правый инсайд часто создаёт ширину. Перемещаясь направо, Коутиньо меняет задачи, а наиболее гармонично,пусть и не очень результативно, в такой роли на ЧМ смотрелся Виллиан,сейчас как влитой на этой позиции выглядит Ришарлисон. Пока двое из атакующей тройки открываются в центре и левом полуфланге, третий выбирает позицию примерно между полуфлангом и флангом. Он получает мяч реже, но активно используется под изоляции – при диагоналях он часто остаётся 1v1.

Как и Неймар слева, правый инсайд может опускаться на позиции «восьмёрки», открываться рядом с Габи Жезусом или даже замещать форварда на острие атаки. Но здесь важное условие – если правый инсайд уходит глубже или в центр, его позицию должен занять тот игрок, которого инсайд замещает.

3. Оба инсайда при контратаках становятся нападающими. Идеальный план Тите в быстрых атаках – либо длинная диагональная/вертикальная передача под ускорение, либо доводка мяча до центрфорварда, уходящего в глубину, с последующим пасом вразрез. Все, кого Тите видит инсайдами, отлично вписываются в план таких атак.

4. Крайние защитники качественно создают ширину. Марсело до ЧМ, как и Каземиро, в сборной Тите дублировал свою задачу в клубе – постоянно забегал на финальную треть, создавал для «восьмёрок» вариант с растягиванием защиты через левый край, много обострял из полуфланга и даже смещался в центр, чтобы выпилить диагональ на дальний фланг. Правый защитник – до травмы позицию железно закрывал Дани Алвес, на ЧМ-2018 на позиции играли Данило и Фагнер, сейчас снова Алвес уже с Фагнером – дополнительно создаёт ширину для инсайда на своём фланге. Он забегает за инсайда, получает пас на ход и простреливает в штрафную.

5. У Бразилии очень правильные навесы. Можно по-разному относиться к Марсело (забегания ему за спину давно стали главной частью плана всех, кто играет против Марсело), но он делал и делает очень правильные навесы – преимущественно из полуфланговых зон – и очень качественные, ближе к дальней штанге. Его спад стал проблемой для Тите как на ЧМ,так и в первый период послемундиальной реорганизации команды. Благо, Филипе Луис с Сандро в полном порядке и схожи по своему функционалу с латералем "Реала".Та же история и справа. Из 152 кроссов при Тите 79 сделаны из полуфлангов. Из 41 точного кросса – 20. Примерно половина навесов из адекватных точек – очень сильно для любой команды, особенно для той, которая не тренируется ежедневно.

Фактор Паулиньо

С назначением Тите Паулиньо не только вернулся в сборную Бразилии, но и стал скрытой угрозой бразильцев в атаке (увы,это оружие перестало работать в России-плохая физическая форма Пау стала одним из определяющих факторов итоговой неудачи,а отсутствие равнозначного дублера делало Тите заложником состояния своего хавбека). Его умные включения в штрафную вторым темпом подарили Паулиньо 6 забитых мячей за отбор на ЧМ-2018 и трансфер в «Барселоне», где он получил знакомую роль. Паулиньо быстро усвоил задачу, потому что поработал с Тите в «Коринтиансе» и знал требования тренера – он точно так же включался в атаку вторым темпом, начиная резкий рывок в момент доставки мяча на фланг и классно находя свободное пространство в штрафной. Вот забегание Паулиньо перед одним из последних голов за «Коринтианс»: абсолютно типичное.

Умение Паулиньо стало мемом в лагере сборной Бразилии. «Когда мы тренируем подачи в штрафную, игроки шутят: «Хорошо, Профессор, мы сделаем всё, чтобы добраться до мяча, но вы же знаете, что Паулиньо появится из-под земли и забьёт», – писал Тите в крутой колонке для The Players Tribune. Там же Тите признавался, что подключения Паулиньо были редким тактическим ходом его «Коринтианса» – пазл складывается. Паулиньо нужен Тите, как проверенный игрок под конкретную роль, в которой он может обеспечить результат даже при кислой игре.

Он открывается на уровне топ-нападающих и полезен при различных игровых ситуациях (Чили, Эквадору – со стандартов, Уругваю – дальним ударом в позиционке, Аргентине – с 11 метров при позиционке). Но лучше всего Паулиньо удаются забегания в штрафную вторым темпом под навесы. Паулиньо отлично чувствует, куда именно нужно рвануть.

Ещё одно оружие бразильцев, связанное с Паулиньо – растягивать оборону соперника диагональю на дальнюю штангу, после которой игрок «Барселоны» получает больше свободы. Логика проста: быстрая смена вектора атаки провоцирует быстрое перестроение, и при нём футболисты чаще ориентированы на того, кто владеет мячом. Это видно на примере одного из голов, Аргентине в отборе. В момент диагонали на Аугусто все аргентинцы ориентированы на мяч, но на Паулиньо – никто. А Хавьер Маскерано заранее проигрывает ему позицию.

Работа против Паулиньо – отличный индикатор, чтобы понять, насколько ваши игроки понимают футбол. Сборная России в марте прошлого года завалила экзамен: если в первом тайме Россия всего однажды дала Паулиньо свободу для включения вторым темпом, то после перерыва у топ-ролевика было 4 острых момента. Паулиньо пожалел Россию и забил всего однажды, но показал, насколько Россия уязвима к любому из сценариев атак с его участием. Сборная России получила момент и после растягивания обороны диагональю, и после включения Паулиньо вторым темпом, и после стандарта – собрала полный букет. В man-oriented-прессинге опеку Паулиньо получил Александр Головин, и каждый раз при опасных моментах тогдашний «армеец» упускал своего игрока. Так мы снова узнали, что при всех плюсах Головина у него один огромный недостаток – низкая скорость мышления на поле.

Паулиньо важен ещё и потому, что у Тите больше нет полузащитников, классно забегающих в штрафную вторым темпом. Тренер пробовал в такой роли Жулиано, чьи открывания в штрафной тоже в порядке – за их счёт Жулиано ударно начал карьеру в «Зените» – но игрок не до конца понял тренерские требования. В 6 матчах за сборную Тите Жулиано пробил всего дважды, не так агрессивно включаясь в штрафную, хотя ситуативно показывая понимание эпизодов (как на скриншоте ниже).

Артур же при всех своих талантах и великолепном видении поля КАЧЕСТВЕННО иной игрок,отлично контролирующий мяч, разгружающий Каземиро и позволяющий быстро через пас выходить из-под прессинга соперника. Аллан более агрессивен в атакующей трети поля,но качеств Паулиньо ему не достает, он более "закрытый" тип мейя.

Две главных проблемы Тите

1. Куда лучше всего поставить Коутиньо-как на Копе так и в долгосрочной перспективе? Особенно после провального клубного сезона. Правым инсайдом? «Восьмёркой»? Запасным? Позиция, где Филиппе Коутиньо показывает лучший футбол в сборной Бразилии – левого инсайда – была занята,но теперь форс-мажорно освободилась. Но Тите снова,опираясь на цифры тестов ставит Филиппе в центр,даже посягнув на святое-развернув треугольник в середине поля острием к атаке и предложив Каземиро с Артуром роли сдвоенных воланте. Справа он тоже хорош,особенно в отборе на ЧМ, но это однозначно вариант не под топ-матчи, иначе фланг Коутиньо будет постоянно уязвим к перегрузкам. Ришарлисон,Дуглас Коста и особенно Виллиан обороняются значительно лучше.

На позиции «восьмёрки» Коутиньо тоже будет плох в позиционной обороне (отличные матчи против Катара и Гондураса не должны вводить в заблуждение) – да, за его спиной есть Каземиро, но сможет ли он замаскировать лень Филиппе без мяча против топ-соперников-Уругвая или Колумбии (против Бельгии год назад получилось не очень)? Да и как показал матч с Бельгией отсутствие Каземиро стало фатальным для всех построений и концепций и без Филиппе. В марте 2018 года Бразилия играла товарняк с Германией с Фернандиньо в качестве левой «восьмёрки» и Виллианом справа. Этот вариант виделся оптимальным на ЧМ без оглядки на здоровье Неймара,но Тите гнул свою линию дальше. 

2. Что будет с механикой, если одна деталь вылетает? Команды с механическим футболом очень хороши, когда все лидеры здоровы, но 1-2 травмы могут её разбить напрочь. Маурицио Сарри и Фаузи Гулям подтверждают, Селесао-18 и Каземиро с Неймаром тоже. Бразилия была и есть очень хороша на бумаге, но качественной замены крайним защитникам (в первую очередь справа) и особенно Каземиро нет- Фернандиньо другого склада опорник. А учитывая очередной "слом" Неймара функционал команды придётся перестраивать, а опыта заменяющим Нея Нересу и Эвертону еще не хватает, как и полного понимания идей  Тите. Чтобы бразильский механизм стал лучшим на континенте, нужно, чтобы больше не забарахлила ни одна шестерёнка,а тут снова перетурбации.