Сколько тратят на матчах РПЛ? Фаны «Спартака» – на уровне «Сити» и «Интера»
Игорь Сергеев – о матчдей-доходах в эпоху Fan ID.

Приятный тренд прошлого года сохранился – у клубов РПЛ растут доходы от матчдэй. Отчетность показывает, что вход и услуги на стадионе во время матчей принесли в клубные кассы на 1,38 млрд больше, чем годом ранее.
Рост посещаемости или цен? Неужели ослабевает эффект Fan ID?
Общие матчдэй-доходы выросли на миллиард, «Зенит» почти догнал «Спартак»
Логичный прогноз о сокращении матчдэй-доходов после введения паспорта болельщика продолжает не сбываться: год назад суммарная билетная выручка выросла на 20%, в этот раз – на столько же.
Рост почти у всех клубов, у «Зенита» и «Рубина» – мега-рывки.

● В прошлогодней отчетности мы обратили внимание на аномальный рост матчдэй-выручки «Ахмата» (с 7,7 до 263,9 млн) и «Пари НН» (с 89,4 млн до 267,6 млн). В свежем отчете обратный эффект. Очевидно, год назад была допущена какая-то техническая ошибка – сейчас цифры больше соответствуют реальности.
● «Спартак» не только сохранил прошлогоднее лидерство (тогда выручка выросла на почти полмиллиарда или 32% в сравнении с 2022-м), но и снова показал положительную динамику – общий прирост на 125,8 млн рублей (7%).
● «Зенит» увеличил доходы на 42% и почти догнал «Спартак». Это самый большой прирост в денежном эквиваленте – плюс 557,2 млн рублей. Основная причина: средняя посещаемость «Газпром Арены» увеличилась с 28 158 до 35 691 зрителя.
● Самый шокирующий процентный рост матчдэй-доходов зафиксировал «Рубин» – с 56,2 до 286,8 млн рублей (+410%). Возможно, дело в эффекте полного года в РПЛ (год назад половину отчетного периода казанцы играли в Первой лиге). Браво!

● Общий вывод: эффект Fan ID продолжает слабеть – суммарная выручка по матчдей снова выросла более чем на миллиард рублей (в 2023 году был примерно такой же рост). Средняя посещаемость матчей РПЛ выросла почти на тысячу – с 11 162 до 12 155.
Сравним с международными показателями. Согласно финансовому отчету УЕФА, по матчдэй–доходам лидируют «Реал» (185 млн евро или 16,6 млрд рублей по текущему курсу), «ПСЖ» (168 млн/15,1 млрд) и «Арсенал» (153 млн/13,8 млрд). «Спартак» и «Зенит» не попали бы даже в топ-20 – его замыкает дортмундская «Боруссия» (53 млн/4,8 млрд).
В любом случае прогресс обнадеживает. Теперь смотрим продвинутые данные.
Выручка с одной игры выросла у всех клубов. Траты на матче «Спартака» – уровень «Ман Сити»!
Матчдэй-доходы привязаны к количеству зрителей, но это не единственный фактор. Они сильно зависят и от того, какие услуги клуб предлагает на стадионе (кейтеринг, ВИП-сервис, парковки и так далее).
В годовом отчете УЕФА отметил, что очень важно не только количество людей на трибунах, но и способность выжимать максимум с каждого матча и каждого болельщика. Например, «ПСЖ» с 24-й посещаемостью зарабатывает больше всех на матчдэй (в среднем 137 евро с одного болельщика), а «Боруссия Дортмунд» с наибольшей средней аудиторией не входит даже в двадцатку (27 евро с болельщика). Например, «Барселона» – вторая по среднему чеку (118 евро), но только седьмая по доходам с одного домашнего матча (4,8 млн евро).
А что в России?

● Доходы от матчдэй из расчета на одну игру выросли абсолютно у всех клубов. При условии выноса за скобки прошлогодних показателей «Ахмата» и «Пари НН» (выше мы пояснили почему) и новичков РПЛ (по ним нет данных за 2023-й год).
● Выручка от одного домашнего матча «Спартака» за год выросла с 76,6 до 90,4 млн рублей на (18%), «Зенита» – с 60,6 до 79,6 млн (31%), «Краснодара» – с 28 до 55,6 млн (99%). Через эту оптику результаты «Рубина» выглядят еще масштабнее – рост с 3,1 до 15 млн рублей (в пять раз!).
● При этом средний чек болельщика «Спартака» уменьшился – с 6,1 до 5,5 тысяч рублей. Но московский клуб все равно сильно впереди остальных по расточительности зрителей – следом «Динамо» почти с тремя тысячами.

● Самые экономичные болельщики в Махачкале (помним, что домашний стадион местного «Динамо» в Каспийске) и Грозном – в среднем один болельщик там тратил 97 и 76 рублей соответственно. В отчете УЕФА отмечалось, что клубы, расположенные в крупных городах, как правило, имеют более высокие цены на основные и премиальные билеты, что отражается в доходности на одного болельщика (примерно 95 против 35 евро). Но даже с учетом этой поправки матчдэй-сборы «Ахмата» и махачкалинского «Динамо» удивляют.
Снова сравним с Европой.
Средний матчдэй «Спартака» в миллион евро – этот 50-е место, на уровне «Байера», «Саутгемптона» и «Бешикташа».
Из расчета на одного зрителя «Спартак» с 61 евро за матч делит 12-е место с «Ман Сити», обгоняя в расточительности фанов «Ньюкасл», «Интер» и «Атлетико». «Динамо» в начале пятого десятка на уровне «Наполи» (33 евро), но выше «Бенфики», «Лацио» и дортмундской «Боруссии».
В чем секреты эффективного матчдэй? Мы спросили у клубов
В московском «Локомотиве» отметили, что на рост доходов сильно повлияли спортивные результаты.
«Билетная программа изменилась несущественно – цены на стандартные места колебались от 300 до 4 000 рублей в зависимости от сектора, на ВИП можно было попасть в пределах 9 000-30 000 рублей, – пояснили Спортсу” в клубе. – Но команда провела хорошую концовку сезона [2023/24], вероятно, именно это привело к росту продаж абонементов на 44%. Кроме этого, матчи с топ-соперниками были более удобными по времени – например, сентябрьский со «Спартаком». Год назад дерби играли в конце осени, когда погодные условия, мягко говоря, не привлекали болельщиков смотреть матч вживую».
Домашние матчи «Локомотива» в 2024 году посетили в общей сложности 202 315 болельщиков, что на 57 150 больше предыдущего года.
На сенсационные показатели «Рубина» повлияли структурные изменения после выхода в РПЛ. В прошлогоднем рейтинге казанцы выделялись самыми экономными болельщиками (в среднем 480 рублей за матч), за год запрыгнули сразу на шестую позицию – 1,9 тысячи рублей (четырехкратный рост).

Напомним, после возвращения в РПЛ казанский клуб прошел через серьезное обновление управленческой структуры под руководством нового президента – Марата Сафиуллина. Тогда же полностью сменился коммерческий отдел – пришла полностью новая команда.
Билетная программа была пересмотрена в сторону увеличения цен – в разумных пределах. Стоимость абонементов варьировалась от 700 до 25 000 рублей в зависимости от выбранного сектора, цена билетов поделена на три категории в диапазоне от 200 до 2500 рублей. Стоимость билета в ложу на один матч доходила до 14 500 рублей на человека. Отдельная категория – ВИП-билеты с видом из ресторана, цена которых составляет от 1000 до 4500 рублей в зависимости от категории матча.
«Категория определяется на основе уровня интереса к сопернику, погодных условий и ряда других факторов, – объясняет Спортсу” коммерческий директор «Рубина» Айрат Ахметгалеев. – В день игры стоимость всех билетов увеличивается на 10–15%. Это решение принято с целью стимулировать раннюю покупку, что позволяет точнее прогнозировать загрузку и управлять спросом. Серьезно вырос объем продаж ВИП-лож (на стадионе их 72), в первую очередь благодаря улучшению качества комфорта и услуг. Также была полностью пересмотрена политика в области мерчендайзинга – был открыт первый официальный клубный магазин возле стадиона, сильно расширен ассортимент клубной атрибутики, на арене открыто шесть дополнительных точек продаж. Безусловно, ключевую роль сыграл повышенный интерес в связи с возвращением клуба в РПЛ».
Также в клубе отмечают, что на общее увеличение аудитории повлияли различные ивенты вне дней матчей – так «Рубин» стал организатором новогоднего мероприятия «Рубиновая елка». Все представления прошли при полном аншлаге, что обеспечило дополнительную выручку и способствовало росту вовлеченности аудитории в клубные проекты.

Разницу между зрительскими доходами в РПЛ и Первой лиге также можно оценить на примере «Акрона». Как сообщили нам в пресс-службе клуба, доходы от матчдэй выросли в десять раз. И это с учетом выступления на фактически чужом стадионе в другом городе – в Самаре.
«Стадион «Кристалл» в Жигулевске вмещал всего 3000 человек, не имел как таковой ВИП-трибуны. И даже если бы мы заполняли его полным каждый матч, повышали бы цены на билеты, то потенциально могли заработать там не более 15 млн за сезон, – поясняют в «Акроне». – С января 2024 года мы уже параллельно изучали и думали про РПЛ, строили планы вокруг самарского стадиона «Солидарность Самара Арена».
Для первого сезона в РПЛ задача заполняемости арены была не самой легкой: «Новый для клуба город, где нет и не было наших болельщиков». И все же за счет налаженной логистики из Тольятти, а также динамичного подхода к ценообразованию, «Акрон» показал неплохие цифры – с одного матча зарабатывали больше «Оренбурга», с одного зрителя – даже больше «Крыльев Советов» (871 рублей против 632 рублей). Самый дешевый билет на тольяттинский клуб в сезоне-24/25 можно было приобрести за 300 рублей, самый дорогой билет – за 2500 (ВИП).

«Естественно, базовые цены в РПЛ отличались от цен в Первой лиге – они были сразу выше, а со второй половины сезона мы использовали динамическое ценообразование, что также дало возможность увеличить выручку, не потеряв в количестве людей, которые посещали матчи нашего клуба, – объяснили в «Акроне».– Причина применения такой механики была достаточно простой и логичной: после окончания первой половины сезона мы увидели статистику, что 77% посетителей наших матчей впервые на игре (достаточно популярная тенденция сейчас во многих видах спорта). Отсюда и появились динамические цены, лояльные болельщики могли купить билеты по тем же базовым ценам заранее, а ближе к дате матча цена увеличивалась в несколько этапов».
Средняя посещаемость в РПЛ растет. На одном матче «Зенита» посещаемость, как на всех матчах «Химок»
Важно: матчдэй-доходы из отчетности РПЛ (подается за календарный год) нельзя накладывать на посещаемость за сезон – тут не будет прямой корреляции. Поэтому смотрим количество зрителей по сезонам.
Средние цифры сезона-2024/25 выглядят так.

● За весь сезон домашние матчи «Химок» посетили 36 484 зрителя, что примерно равняется средней посещаемости одного матча «Зенита».
● Посещаемость «Зенита» выросла в среднем на 7 533 болельщика (27%), «Спартака» – 4 693 (31%), «Краснодара» – 3 936 (17%). В процентом соотношении посещаемость больше всего выросла у «Рубина» (37%).
● Средний показатель снизился только у двух клубов – «Факела» (минус 3 223 или 27 %) и «Ахмата» (минус 409 / 8%). При этом на цифрах воронежского клуба, очевидно, сказался летний переезд на новый стадион «Факел» вместимостью 10 052 зрителя («Центральный стадион профсоюзов» вмещал 19 845).
● На выезде, ожидаемо, чаще всего ходят на топов – «Спартак», «Зенит» и ЦСКА. Выездная посещаемость «Химок» была в четыре раза выше домашней.
В конце сезона лига подвела итоги: общая средняя посещаемость составила 12 155 зрителей, что на 993 зрителя или на 8,8% больше, чем в прошлом сезоне (11 162 зрителя).
Неужели эффект Fan ID исчезает?
Сравним: средняя посещаемость матчей сезона-2022/23 без Fan ID была 12 928. Напомним, что тогда первую часть сезона (летне-осеннюю) Fan ID работал только на пяти аренах, во второй (весенней) – на всех остальных. То есть в нынешних показателях до этого уровня не хватает еще около тысячи.

Но всегда надо учитывать погрешность – какие клубы вылетают из лиги, а какие приходят на смену. Но, как правило, все уравновешивается. Так, в следующем сезоне не будет «Факела» с отличной посещаемостью, но этот слот займет даже более посещаемая «Балтика» (средние 13 319 в Первой лиге). Вместо «Химок» (2 432) и «Оренбурга» (4 520) максимально вероятно придут «Торпедо» (1 470) и «Сочи» (3 999).
В общей сложности матчи РПЛ прошедшего сезона посетили 2,91 млн болельщиков (+226 181 или 8,4%). Но в доковидных сезоне-2018/19 и сезоне-2019/20 (уже с некоторыми пандемийными ограничениями) – 4,04 и 3,23 млн соответственно.
Сводим: нынешняя посещаемость РПЛ все-таки еще немного не дотягивает до эпохи без Fan ID, но в абсолютных цифрах – она, конечно, выросла. И продолжает расти.
А что там вообще с Fan ID? Выдано уже почти три миллиона, хотят пять-шесть
В феврале 2024 года бывший Министр спорта Олег Матыцин сообщил уже о 1,6 млн оформленных Fan ID, в мае генсек РФС Олег Митрофанов – о более чем 2 млн персонифицированных карт болельщиков.
«Цели, которые перед собой должны ставить клубы, лига и РФС, – получение не менее 4-6 млн карт зрителей. Поэтому работы предстоит много. Сервис уже очень удобный и точно не является препятствием в получении, – прогнозировал Митрофанова год назад. – Мотивация и объяснение рядовому гражданину страны, как и зачем ее получить, что просто в МФЦ можно получить за секунду, это важная часть работы».
По мартовским данным Парламентской газеты, оформлено уже больше 2,6 млн паспортов болельщика, из них 467 тысяч – дети до 14 лет. Приложение «Госуслуги Карта болельщика» скачали более 1,2 млн раз.
Тем не менее пока наблюдается некоторая статистическая дихотомия: за год количество оформленных Fan ID выросло на 30%, посещаемость РПЛ – на 9%.
Рейтинг бюджетов РПЛ: на сколько «Зенит» богаче всех? Разбор денег всех клубов
У академии «Краснодара» никогда не закончатся деньги. Вот почему
Фото: rubin-kazan.ru; spartak.com; vk.com/fcakron/Светлана Маковеева; РИА Новости/Алексей Филиппов
Краснодар, кстати, регион и ненамного богаче Ростова или Воронежа, но в Краснодаре 2200 с человека, в Воронеже 980, а в Ростове - вообще 600 рублей? Это потому, что Ростов в 4 раза беднее? Нет, это потому, что в Краснодаре в 4 раза лучше организация матч-дей.