13 мин.

Гран-При России 2015. Послесловие

Небольшое предисловие.

Поездка на российский этап F1 изначально планировалась на 2014 год, но не сложилась в силу объективных причин. Но воодушевленный рассказами знакомых, побывавших на дебютном Гран-При, практически сразу после первой гонки я решил, что в 2015 году я должен буду посетить это мероприятие. Мечта воплотилась в жизнь, а вместе с ней родился текст о том, как наша страна принимала этап Королевских гонок второй год подряд.

О месте проведения.

Хочется начать с того, что город Адлер очень непохож на остальные российские курорты. Даже сам Сочи больше смахивает на какой-нибудь Геленджик. Что я имею в виду? По традиции, вдоль всей набережной магазинчики с различного рода сувенирами чередуется с ларьками с шаурмой, хозяева которых в свою очередь выставляют на половину пешеходной части свои пластиковые столы и стулья, которые практически никогда не пустуют. Плюс половина пляжей частная, занята пансионатами и санаториями, доступ туда либо за денюжку, либо строго для своих. Все по законам жанра.

В самом Адлере такого нет, чем он кардинально и отличается ото всех других городов черноморского побережья. Конечно это обусловлено тем, что город отстраивали буквально с нуля и новому Адлеру всего несколько лет от роду и загадить его просто физически еще не успели, но это очень впечатляет и, безусловно, делает город более приятным для посещения. Приличный европейский курорт, и, что самое приятное, при желании, можно снять достойное жилье по ценам, не выше, чем в других, неолимпийских курортах :)

Сочи

При этом в городе присутствует очень существенный минус, об этом стоит сказать, так как лично мне это доставило массу неудобств - маршруты общественного транспорта построены таким образом, что в них очень легко запутаться даже с 2gis в смартфоне. Что уж говорить, когда на остановке "Олимпийский парк" приложение показывает лишь один маршрут - №57, а по факту, туда заезжает добрый десяток маршруток. Ну и дебильная схема движения автобусов, которые едут от Олимпийского парка в центр города. Автобус сначала пятнадцать раз проедет по Имеретинской бухте, вернется на конечную и лишь потом поедет в центр. С этим возникало много путаницы и ушло очень много времени, чтобы привыкнуть.

 

Перехожу ближе к делу. Жд станция "Олимпийский парк", главная трибуна Автодрома и турникеты рядом с ней я приметил еще в первый день своего пребывания в городе, но до четверга так и не было уверенности, что с билетами в Зону Свободного Размещения (ЗСР) заходить именно через них. С моей стороны предпринимались попытки уточнить это еще во вторник, но ни ребята, которые где-то увидели Алексея Попова, ни, что самое удивительное, волонтеры, которые ходили группами по всему городу, так и не дали мне вразумительного ответа на этот вопрос. Единственное, что мне смогла выдать девушка-волонтер: "гонки пока нет".

Главная трибуна Сочи Автодрома

В среду, уже заведомо зная, что никакого благотворительного футбольного матча среди пилотов не будет, я все-таки решил добраться до самого города Сочи. Случайно увидев точку продажи билетов на гоночный уикенд, я получил конвертики с расписанием мероприятий и кармашки для моих распечатанных электронных билетов. Хорошо, что я позаботился об этом заранее, т.к. в день гонки не раз натыкался на сообщения в соц. сетях от людей, которым кармашка не досталось, и они так и проходили все 4 дня на автодром тупо со свернутым листом. По большому счету, это мелочь, а приятно.

Еще, там же, в Сочи, я узнал от девушки, любезно согласившейся свернуть мои билеты и вставить их в кармашки о том, что сегодня,[в среду] состоится хоккейный матч с участием Путина, но билетов на него уже нет. Кстати они были от 300р, знал бы я об этом раньше, обязательно бы посмотрел на это представление. Кстати, приехав в Адлер мы попали в огромную пробку, ведь дороги были перекрыты, так как необходимо было в целости и сохранности вывести именинника из Олимпийского парка, после этого самого матча:)

Об атмосфере

В четверг, за час до открытия турникетов, у входа в Олимпийский Парк уже начало пахнуть атмосферой королевских гонок, кое-где даже стали попадаться на глаза персональные фанаты Дани Квята, Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона. К моему удивлению, практически не слышно было разговоров на иностранных языках, видимо российский этап Формулы-1 еще не так интересен зарубежным любителям этого вида спорта. Когда Олимпийский Парк открылся, мы решили прогуляться к главной площади, затем поесть где-нибудь вне террритории Парка и вернуться пораньше, чтобы занять место в очереди на прогулку по Пит-Лейну. По пути на Медалплаза я изучил все возможные точки питания и понял, что если и буду тут что-нибудь брать, то только в воскресенье, когда на территории Парка придется проведести целый день. Дело даже не столько в ценах, сколько в качестве предлагаемых продуктов. Максимальный выход блюда - 200гр, что ничтожно мало для человека со здоровым аппетитом. Самые приемлемые блюда - это порции вареников и пельменей, стоят по 200р, но остывают на свежем воздухе быстрее, чем вы найдете свободный столик, что было сделать практически нереально. Свою еду, конечно проносить на территорию автодрома было строжайше запрещено. Из жидкостей можно было пронести лишь воду в пластиковой бутылке объемом до 0,5 л. Досмотр проводился так тщательно, как будто бы все зрители - это ультрас Зенита, пришедшие на Открытие-Арену. Нигде не сталкивался например с тем, что все гаджеты обязательно нужно было включить и показать охране, что они действительно работают. Однако уже в понедельник даже на террриторию жд станции Олимпийский Парк можно было спокойно пронести хоть водородную бомбу, потому что даже лента и сканер вещей не работал и вообще на входе дремал один охранник.

Олимпийский Парк просыпается

Организаторы не решили проблему прошлогоднего ГП и опять назначили автограф-сессии топ-пилотов в одно время с прогулкой по пит-лейну. Я выбрали второе и ничуть не расстроился! Парк открывался в 10 утра, прогулка должна была начаться в 15 часов, но очередь начала образовываться с самого открытия, видимо это были люди с горьким опытом, которые в прошлом году отстояли свою очередь, но так и не попали на трассу. Я стали в очередь в половину второго и довольно быстро оказался в середине, а не в хвосте, так как народ прибывал в геометрической прогрессии. Причем на каком-то моменте очередь раздваивалась и к 15 часам имела 2 внушительных хвоста, один из которых тянулся вдоль ларьков с мерчем, второй - вдоль главной трибуны.

Кстати об очереди на автограф-сессии - мероприятие начиналось на час позже, в 16 часов, но уже в 2 очередь была по всей Медалплаза, а учитывая, что каждая команда была на сцене по 20 минут, даже занимать очередь смысла не было.

Очередь за автографами

Отстояв свои 3 часа, ближе к 5 я зашел на трассу. Конечно это стоит один раз увидеть вживую, чем 100 раз где-то прочитать. В боксах Мэйнора громко на своем ржали итальянцы, видимо над обезумевшей толпой тупых русских. Мне посчастливилось наблюдать тренировку пит-стопа в боксах мерседеса, и вот сюрприз, проходя мимо боксов Феррари я увидел толпу людей, которые снимали происходящее внутри на свои гаджеты, а девушка-волонтер безуспешно просила в рупор не задерживаться у боксов одной команды. Продравшись к заграждению я увидел Кими, который давал интервью прямо в 10 метрах от меня. Конечно я успел сделать пару снимков на фоне, затем финн, помахав толпе скрылся внутри помещения. Прогулка определенно удалась! Ну и в конце я не удержался и нарвал травы с обочин трассы, которую бережно храню в целлофановом пакете на память об этом дне.

 

Боксы Массы
Кими

Отдельное слово хочется сказать о мерче - продукция в ларьках команд, конечно в моих глазах была лишь музейными экспонатами. Непривыкшим к таким международным событиям людям из глубокой русской провинции так и не стало понятно, почему самая дешевая бейсболка стоит 5000р, о другой одежде, думаю, и говорить не стоит. На память я взял лишь 2 магнитика, за 90 и за 150р, уже в магазинчике с продукцией самого Сочи Автодрома.

О соревнованих

Уже в первый соревновательный день стало понятно, что с билетами я не ошибся. Скользкий участок трассы, где был пролит дизель и место аварии Грожана, где еще несколько крутых аварий устроили пилоты молодежных серий, лучше всего было видно именно из ЗСР. Казус с пролившимся на трассе дизелем, конечно надолго запомнится всем. Пока доблестные сотрудники автодрома швабрами надраивали асфальт, волонтер в ЗСР развлекал публику, подставив динамик своего телефона к своему громкоговорителю. И в моменты, когда ветер с моря дул к зрителям, в воздухе витали песни Макса Коржа. Погода, конечно, подвела, и если на первую практику выехали все пилоты, то во второй скрадывалось ощущение, что пилоты бойкотируют тренировку, но к самому концу, дюжина самых смелых все-таки выехала на трассу, тем самым наградив зрителей, продрогших под полутрачасовым дождиком. Этого было достаточно, и, заметно промерзший, я покинул Олимпийский парк, не оставшись смотреть заезды gp2 и gp3.

  

Борьба (2)
Борьба

В день квалификации особо остро проявилась проблема нехватки экрана в ЗСР. Экрана именно у центральной лестницы. Справедливости ради стоит сказать, что один экран в свободной зоне все-таки был, но располагался он в крайне неудобном месте, за большим ледовым дворцом, на фоне скучного участка трассы. Если в пятницу все были довольны тем, что пилоты все-таки появились на трассе, и о их временных показателя никто сильно не задумывался, то в субботу, когда все стало по-взрослому, без экрана с текущим положением дел в квалификации, было, мягко говоря, некомфортно. Конечно, проблема частично решалась смартфоном в руках, но с экраном и привычной тв-картинкой перед глазами было бы куда привычнее.

ЗСР через секунды после аварии Грожана

В день гонки народу заметно прибавилось. Либо народ просто ленился приходить до этого дня на автодром по причине плохой погоды или какой-нибудь другой, либо реально так показала фишка организаторов с билетами лишь на 2 заключительных дня.Первым делом, сразу после открытия Парка я устремился на Медалплаза, так как спустя час там должна была начаться автограф-сессия команд второй половины таблицы кубка конструкторов. Лакомым кусочком конечно был Макс Ферстаппен, в программе он был указан первым, и теоретически можно было бы успеть занять очередь в самом начале, чтобы успеть попасть именно на него. Но дорога от входа до Медалплаза занимает 20-25 минут бодрым шагом, и некоторые хитрые и особо ярые фанаты Торо-Россо реально побежали, как только прошли зону досмотра. Ну и конечно, нашлись такие, кто не пожалел 200р и отправился в эту точку на гольф-карах. Короче говоря, когда я подошел к очереди, передо мной стояло уже человек пятьдесят и надежда сказать Максу "Good Luck, P@zdyuk" разбилась вдребезги. В итоге моя очередь подошла на Маруссю и конечно же я стал любезно пропускать народ, дожидаясь последней команды - Заубера. Довольный, пожав руки Насру и Эриксену, я спустился со сцены, прихватив пару карточек с их автографами и ушел занимать очередь в ЗСР. До самой гонки оставалось более чем 2 часа, но народу на травке уже было больше, чем в предыдущие 2 дня вместе взятые.

Маркус и Фелипе

Из-за большого количества аварий в субботу, пару гонок младших серий перенесли на утро воскресенья. Но так, как в них участвует очень много машин, аварии тут были неизбежны. И уже после парада пилотов сотрудники автодрома выехали на Газельке к месту, где позднее закончит гонку Грожан, поколдовали и под бурные овации публики уехали, помахав зрителям стоя на бортиках. Такой вот импровизированный второй парад "смелых русских". Стоит похвалить организаторов за то, что они в последний день догадались транслировать гонку на огромных экранах, которые были расположены на главной сцене. Они были настолько большие, что даже сидя на траве в ЗСР была хорошо видна церемония открытия, ну и само собой, экраны не дали прозевать старт. Чтобы было понятно, насколько далеко главная трибуна находится от ЗСР, скажу, что ни музыку, ни гимн России не было слышно у большого ледового дворца. Время в гонке летело незаметно, настолько интересно было происходящее на трассе. Как и предполагалось, интернет резко упал и перестал грузить, но не у всех. Часто раздавались громкие выкрики типа "у Росберга проблемы", "Квят пятый" и "Сейчас Хэмилтон заехал, если Даня не заедет, обгонит его!". Когда я пошел к экрану узнать положение дел, с удивлением обнаружил, что до конца гонки осталось меньше 10 кругов, а я все ждал вторых пит-стопов. На свое место я вернулся ровно в тот момент, когда 2 финна устроили шоу у трибуны Т4. Толпа рванула снимать происходящее оттуда, откуда снимать нельзя. А расстроенный Ботас вылез из болида, от злости выкинул на землю систему фиксации шеи и потопал за ограждение. Все были так увлечены этим, что никто не обратил внимание на проезжавшего мимо Льюиса, который уже закончил гонку.

Боттас и Хэмилтон

Миссия была выполнена и с хорошим настроением народ повалил к выходу. Гонка удалась, а запоминается, как известно, последнее. Погода не подкачала, и, думаю, абсолютно все остались довольны увиденным.

Все, происходившее в Олимпийском Парке и на террритории Автодрома полностью оправдывает цену билета (5000р). Это реально стоит того, чтобы увидеть все вживую и прочувствовать атмосферу масштабного международного спортивного события.

Если обсуждать минусы, то явно, некорректно обвинять Автодром в том, за что они не отвечают (цены на Атрибутику команд или в точках питания), но единственное, что организаторы могут и должны исправить к будущим Гран-При - открыть дополнительные входы в Олимпийский Парк, хотя бы со стороны ЗСР. Идти 20-25 минут до Парка от своего места пребывания, а затем еще столько же до ЗСР - не дело, и это нужно исправлять.

В любом случае, хочется сказать спасибо организаторам за эту возможность проникнуться атмосферой Королевских гонок в нашей стране, в месте, которое на 100% подходит для такого мероприятия. Думаю, когда гонка станет ночной, она станет еще более интересной и непредсказуемой. Событие такого масштаба навсегда остается в памяти человека, который принимает в нем участие. Пусть даже и в статусе зрителя в Зоне Свободного Размещения. Буду делать все возможное, чтобы мой визит на Гран-При России повторился снова. 

О цене вопроса.

Оговорюсь сразу, что являюсь студентом из Воронежа, поэтому поездка прошла в режиме жесткой экономии. Билеты на поезд на двоих вышли около 6,5 тысяч рублей в обе стороны, проживание в двухместном номере в 20 минутах ходьбы от Олимпийского Парка - 6300 за 7 ночей, 2 билета в ЗСР - десятка + еще десять прогуляли и проели, питаясь, в основном в столовых. Итого, 30-35 тысяч было потрачено на двоих.

Спасибо за прочтение, если вам понравилась заметка, ставьте +, если есть что добавить и с чем поспорить, пишите в комментарии.