10 мин.

Глубокое погружение

Несмотря на то, что «Формула-1» уже готовится к Шанхаю, многие болельщики до сих пор задаются вопросами о малайской гонке: где допустили ошибку стратеги «Лотус-Рено»? Каким образом Дженсон Баттон опередил Льюиса Хэмилтона? Почему Марк Уэббер пошел на четыре пит-стопа? Блог «Версификаторные россказни» пытается разобраться в хитросплетениях тактических интриг на «Сепанге».

Неидеальная причина

Гран-при Малайзии еще сильнее убедил меня в том, что ключ к зрелищности гонок лежит в несовершенстве технологий. «Формула-1» слишком увлеклась погоней за надежностью и эффективностью различных систем, а также профессионализмом пилотов, и именно по этим причинам гонки становятся скучными. За примером далеко ходить не надо – пересмотрите Гран-при Кореи: если бы не отказ двигателя на болиде Феттеля, та гонка сегодня воспринималась бы как вчерашняя. То есть, интересная, но без какого-то важного штриха, без изюминки. И наоборот, если бы в это воскресенье Себастьян по каким-то причинам сошел, скажем, за пару кругов до финиша (ничего личного!), сегодня многие болельщики без оговорок назвали бы Гран-при Малайзии одним из лучших за последнее время.

При этом я понимаю, что прогресс остановить нельзя, также как и стремление к совершенству. Поэтому организаторам серии приходится вводить искусственные меры для поддержания зрелищности или просить незаинтересованных участников чемпионата сделать свою продукцию не слишком надежной. Последнее, как вы уже догадались, относится к «Пирелли».

Только благодаря шинам сегодня на трассе возникают ситуации, когда два потенциально одинаково быстрых болида едут со значительной разницей в скорости. Этот факт несомненно вызывает зуд на командных мостиках, стремление вынести из сложившегося положения максимальную пользу и, как следствие, приводит либо к попытке обгона, либо к изменении стратегии на гонку.

В 2010 году со стратегиями в «Формуле-1» было совсем худо, поскольку высокая износостойкость шин «Бриджстоун» позволяла проводить минимально разрешенное количество пит-стопов, но в сезоне-2011, хвала богам, ситуация изменилась. В Малайзии мы увидели, что тяга некоторых гоночных бригад к нестандартным тактикам сохранилась, и это весьма интересно с точки зрения послегоночного анализа.

Ход Марка

Выбор стандартной тактики на гонку в Сепанге, как обычно, остался за компьютером – после введения всех данных, в том числе того факта, что мягкие шины держатся на местной трассе около 10 кругов, машина провела симуляцию и постановила, что наиболее эффективной будет стратегия трех остановок. Гонка с тремя «стинтами» могла отрицательно сказаться на темпе болида, а в случае с четырьмя пит-стопами пилоту пришлось бы полагаться на успешность обгонов.

Лидеру пелотона Себастьяну Феттелю после выигранного старта было чуть проще соответствовать оптимальной стратегии, поскольку ему никто не мешал впереди, а Ник Хайдфельд сзади слегка сдерживал два «Макларена», таким образом поспособствовав созданию «подушки» между Себом и всеми остальными.

Не каждый может справиться с «игрой по счету», но Феттелю это удалось: Себ должен был не только поддерживать высокий темп и следить за износом покрышек, но и поглядывать на действия соперников, поскольку при затягивании пит-стопа можно было просто проморгать момент, когда конкуренты поедут очень быстро. Как и ожидалось, после 10 круга мягкий комплект «Пирелли» стал быстро приходить в негодность, и в течение следующих двух кругов темп Себастьяна упал на две секунды – назрела необходимость ехать в боксы.

К этому моменту уже началась первая волна пит-стопов. Открыл ее шедший в хвосте Топ-10 Марк Уэббер: из-за неработающего KERS (несмотря на все попытки починить систему, команда так и не смогла устранить неисправность к гонке) австралиец полностью проиграл старт и застрял за Камуи Кобаяси. Темп в сравнении с напарником Уэббер терял будь здоров, поэтому вместе с гоночным инженером Кьяроном Пилбимом принял решение совершить остановку чуть раньше планируемой.

Хитрый «Макларен»

Вернувшись на трассу, Марк запустил цепную реакцию: свежие покрышки позволили Уэбберу проходить круги на две-три секунды быстрее конкурентов, и это стало сигналом для всех лидеров. Следующим боксы посетил Хэмилтон, и хотя Льюис после гонки поругал команду за то, что она зазвала его слишком рано, решение «Макларена» было верным: за счет ранней остановки англичанин должен был опередить шедшего впереди Ника Хайдфельда и чуть приблизиться к Феттелю.

Кругом позже в боксы нагрянули и остальные лидеры: Феттель, Хайдфельд, Баттон и, как ни странно, Масса (не Алонсо) – дальше тянуть было просто нельзя (потому что в случае затягивания пит-стопа вперед за счет свежей резины вырывались бы все те же Хэмилтон и Уэббер).

Если в случае с Феттелем задержка в один круг по отнршению к Льюису ни к чему плохому не привела (помним об отрыве), то «Лотус-Рено» и Хайдфельд уступили второе место. Более того, на самом пит-стопе подопечные Эрика Булье чуть замешкались и пропустили Баттона.

Кстати, работа механиков «Макларена» в этом году проводится весьма оперативно. Говорят, благодаря НАСКАР – тамошние парни прикрепляют колесные гайки скотчем к новому комплекту шин, а когда пилот заезжает на пит-стоп, просто подставляют гайковерт к такому «полуфабрикатному» ободу. Это позволяет сэкономить время, поскольку после откручивания старой гайки нет необходимости вставлять в гайковерт новую. В «Феррари» же подобный подход еще не применяют, и именно заминка с гайками стала причиной медленного пит-стопа Массы на 13 круге.

Более удивительным оказался тот факт, что другой пилот Скудерии – Фернандо Алонсо – после своего пит-стопа вернулся на трассу не только впереди напарника (это было естественным), но и перед Хайдфельдом! Как выяснилось, на круге выезда из боксов Ник застрял за одной из «Торо Россо», в то время как испанец летел по чистой трассе. По этой причине Алонсо и вышел вперед немца.

Что касается Петрова, то его первый пит-стоп прошел только на 15 круге. Возможно, коллектив хотел сделать для Виталия две остановки, но к текущему моменту резина на его R31 износилась весьма серьезно – темп упал, поэтому гонщику пришлось заезжать чуть раньше, чем открылось окно для тех, кто хотел рискнуть со стратегией трех отрезков. В дальнейшем Виталий выглядел неплохо, но итог вы уже знаете…

Невезучий Хэмилтон

Вторую волну остановок вновь начал Уэббер – если в первом случае Марк сознательно сократил свое пребывание на трассе, чтобы вырваться из хвоста Топ-10, то к 22 кругу его машина просто перестала держать трассу. Австралийца стремительно нагнал Масса, и нужно было принимать решение – либо терпеть дальше, либо менять план. Наблюдавший за гонкой Дэвид Култхард раскусил замысел «Ред Булл»: «Думаю, Уэббер пойдет на четыре пит-стопа».

Подобная тактика была бы просто замечательной, если бы на машине №2 работали все системы, однако в случае Уэббера перспективы становились туманными – даже свежие шины и DRS не гарантировали легких обгонов соперников с KERS. К чести австралийца, он сделал все, что было в его силах, и в конце добрался до четвертой позиции, хотя и не без помощи некоторых конкурентов.

На следующих двух кругах в боксах остановились гонщики «Макларена» – команда явно хотела сыграть на опережение, ведь иначе объяснений зазыву гонщиков на пит-лейн нет – до своих пит-стопов Баттон и Хэмилтон шли быстрее конкурентов. Но если в случае с Дженсоном трюк сработал, и после 26 круга Фернандо Алонсо выехал позади англичанина (хотя до пит-стопа испанец был в трех секундах впереди), то в ситуации с Льюисом «Макларен» явно поспешил. На третий отрезок заезда Хэмилтон получил жесткие шины вместо мягких, поскольку тех просто не осталось – нужный комплект был загублен во время квалификации.

Как выяснилось позже, этот эпизод оказался ключевым в распределении мест на подиуме – Льюис никак не мог найти общий язык с жесткими покрышками, и сначала потерял темп по отношению к Феттелю и Баттону, а затем по отношению к Алонсо, Хайдфельду, Массе и Петрову. Гонка чемпиона мира 2008 года стремительно уходила под откос, и после 13 кругов на «прайме» Льюис вновь заехал на пит-стоп. Однако команда предложить британцу ничего нового не смогла – гонщик израсходовал все свежие покрышки и потому получил комплект поношенных жестких шин. Кроме того, к огорчению британца во время смены переднего левого колеса произошла заминка, и на трассу он вернулся на шестом месте, которое после последующих пит-стопов соперников трансформировалось в третье – несмотря на поздний в сравнении с напарником пит-стоп вперед вышел Баттон.

Но на этом мучения Хэмилтона не закончились – сзади его стремительно нагоняли Уэббер и Алонсо, правда Марк на 43 круге отправился на заключительный четвертый пит-стоп и таким образом выпал из борьбы за подиум. А вот Фернандо на свежих шинах пошел в атаку. Дальнейшие события известны: Алонсо зацепил «Макларен» при попытке обгона, сломал переднее антикрыло и отправился в гости к механикам Скудерии; Льюис проехал еще несколько кругов, но понял, что без очередной смены покрышек не обойтись, и тоже зарулил на пит-лейн… Интересно, что после гонки оба пилота получили штрафы – Фернандо за то, что стал причиной аварии, а Льюис – за смену траектории при защите позиции (за круг до столкновения, кстати). Я специально пересмотрел повтор и ничего криминального в действиях англичанина не увидел. Наказание для Алонсо тоже слишком жесткое – если так пойдет дальше, то скоро без ведома стюардов нельзя будет и чихнуть.

В конце гонки зверствовал уже Марк, но его сил хватило лишь на Фелипе Массу, и подиумная тройка оказалась такой: Феттель, Баттон и Хайдфельд.

Дважды – не значит лучше хуже

В Топ-10 вчера втесался Камуи Кобаяси, но я не думаю, что тактика двух пит-стопов «Заубера» так уж хороша, как это кажется, глядя на итоговый протокол. Посмотрите на «Торо Россо» – Хайме Альгерсуари тоже выбрал две остановки в боксах, но на финише опередил только «Лотус» и «Верджин». Успех «Заубера» связан с потрясающей работой машины с резиной – свой второй отрезок длительностью в 20 кругов (!) Камуи провел на мягком составе и только в самом конце «стинта» начал серьезно терять темп. В то же время Альгерсуари продержался лишь 16 кругов.

Негативное влияние на тактику двух остановок оказывает плотная борьба в середине пелотона: болиды часто следуют прямиком друг за другом и это плохо сказывается на резине, а в случае активных действий и перетормаживаний покрышки уничтожаются еще быстрее.

С другой стороны, пытаться побить более быстрых соперников их же тактикой невозможно – нужны нестандартные действия. Вот почему в «Торо Россо» и «Заубере» рискуют. Да, коллективы могут не заработать очков, но в том случае, если стратегия окупится, можно не просто прорваться в Топ-10, но и занять там неплохое место. Это хороший подход…

Версия 2.0

Как ни странно, трасса в Китае мне нравится больше, чем «Сепанг». «Шанхай Интернэшнл» походит на улучшенную версию малайского трека – первый поворот здесь позаковыристее, задняя прямая – подлиннее (следовательно, шпилька после нее тоже жестче). Да и сам автодром выглядит монументальнее. Впрочем, главное то, что местная трасса, имея более ярко выраженные черты, характером все же схожа с малайской. А это значит, что мы наверняка увидим продолжение многоплановой тактической борьбы конюшен. Вторую серию, так сказать...

(Картинка раскрывается)

Фото: Sutton