7 мин.

«Ред Булл» годами формировал легенду о великом Ферстаппене. И теперь она разваливает команду

Бомба, которую только что уволенный Кристиан Хорнер сделал сам.

Как это часто бывает, после крупной и скандальной истории в «Формуле-1» в медиапространстве начинают одна за другой всплывать теории разной степени достоверности о причинах произошедшего. Что неудивительно, учитывая закрытый характер события и отсутствие внятных объяснений из центра принятия решения. 

Все журналисты и болельщики в такие минуты, часы и дни становятся настоящими детективами, пытаясь сложить из обрывочных сведений и выхолощенных фраз пресс-релизов картину истины, но относиться к размышлениям любых экспертов нужно с долей здорового скепсиса, и с особым недоверием – к информации от близкого окружения главных героев действа. 

«Формула-1» – это не только обгоны, аварии и эмоции пилотов по радио и на подиуме. Но также шум, пыль в глаза и дымовые завесы перед и после мощнейших информационных бомб между Гран-при. Цель которых – запутать всех вокруг и создать определенное общественное настроение. 

Следом за увольнением Кристиана Хорнера в прессе одна за другой появляются теории и предположения о первопричинах жесткого решения мегабосса «Ред Булл» Оливера Минцлаффа. Их будет много, они будут разнообразными, некоторые ошибочными, а часть – целенаправленно ложными. 

Одна из последних – о том, что увольнение стало упреждающим действием управляющего директора ради спасения советника Гельмута Марко, ключи к отстранению которого Хорнер планировал найти на специальной встрече в эту среду. Но англичанин не успел как следует позлодействовать – и сам покинул команду. 

Классический вброс для отвлечения внимания. Все знают – у Хорнера не было законных полномочий влиять на судьбу Марко, а устраивать собрание в офисе для обсуждения нелегальных способов устранения старого деда (надеюсь, за одним с ним столом?)… Пфф. 

В общем, вы наверняка заметили, что я тоже надел кепку с двумя козырьками, известную как шапка охотника на оленей, вооружился трубкой и воскликнул: «Это же элементарно!» И прежде чем вы напомните о скепсисе, отмечу – я тоже могу ошибаться, а еще планирую просто порассуждать без намеков на открытие великой правды, которую все якобы скрывают.

Первопричины увольнения – в падении продаж напитка и неспособности Хорнера вернуть команде результаты и популярность?

Наиболее занятное предположение об увольнении Хорнера, не лежащее на поверхности, основано на фактах: «Ред Булл» стремительно теряет маркетинговую привлекательность, а по популярности австрийская команда вследствие плохих результатов и скандалов отныне уступает даже сестринской «Рейсинг Буллз». Это очень плохо для продаж энергетического напитка, а значит – надо убирать ответственных людей за результаты в сфере продаж и работе на трассе. Теория вроде как еще и подкрепляется информацией об увольнениях директоров по маркетингу и коммуникациям. 

Предположение не лишено логики, но нет ощущения, что именно здесь сокрыта первопричина внезапного отсечения головы Хорнера. 

В «Формуле-1» середина сезона, в активной фазе идет подготовка к важнейшему 2026 году, с началом которого вступит в силу новый технический регламент. Сейчас – самое важное и ценное время в разработке новых гоночных машин. Команды в эти месяцы должны работать в четком ритме, по отлаженным процессам и без потрясений.

Вместо этого вслед за шефом «Ред Булл» уходят люди, в коллективе начались перестановки, новому боссу (ранее работавшему вообще в другой команде) потребуются недели (а может и месяцы), чтобы как следует вникнуть в работу и функционирование гигантской организации с несколькими сотнями сотрудников. И будет удивительно, если «Ред Булл» вообще не заметит нагрянувшего кризиса и уверенно подготовится к следующему чемпионату мира. 

Не кажется ли вам, что решение Минцлаффа рубануть в самое важное время отдает импульсивностью? Вместо спокойного и взвешенного анализа ситуации и подведения итогов по итогам сезона, вместо достойного прощания с вышедшим из доверия топ-менеджером, без попыток смягчить последствия в виде предварительного внедрения в Милтон-Кейнс будущей замены – управляющий директор в одно мгновение забросил гоночную команду в управленческий кризис. 

Выглядит так, словно решение было спонтанным и нисколько не продуманным. 

«Ред Булл» вырастил из Ферстаппена сверхгонщика – Хорнер поплатился за эту легенду

А теперь вспомните, что творилось за неделю до увольнения Хорнера – немецкие и итальянские источники завалили читателей новостями о намерении Макса Ферстаппена уйти в «Мерседес». Истории выглядели почти правдивыми, менеджер гонщика Раймонд Вермюлен лично подтверждал какие-то переговоры с боссом «трехлучевых» Тото Вольффом, а поскольку австриец не торопился подписать новое соглашение с Джорджем Расселлом – это только усиливало ощущение неотвратимости трансфера. Когда к кампании подключилась «Би-би-си» – об уходе Ферстаппена как о почти свершившемся факте заговорили многие люди, напрямую связанные со спортом. 

Что интересно, издание Auto Motor und Sport в своих рассуждениях добавило ремарку: Макс может остаться в «Ред Булл», если Хорнер будет сильно ограничен в полномочиях или уволен из команды. Ну надо же! 

Страх. 

Страх потерять Ферстаппена – вот первопричина увольнения руководителя гоночной команды. Неизвестно, был это блеф или реальный ультиматум, но он сработал. Потому что Макс по своей ценности перерос весь «Ред Булл».

А ведь команда сама загнала себя в эту ситуацию. И в том, что произошло, есть вина и Хорнера. 

«Ред Булл» много лет старался сделать из Ферстаппена фигуру, которая станет важнее самой команды. Даже в «Феррари» с Шумахером такого не было – Шуми мог быть великим, очень важным и крутым, но всегда воспринимался как часть «Феррари», и боссы итальянской марки попросту запрещали делать культ Шумахера вне рамок культа «Феррари». Чтобы гонщик не перерос бренд. 

Австрийцы же выделили отдельный суббренд – имени Ферстаппена, – который временами перестал даже ассоциироваться с брендом «Ред Булл» (и неудивительно, что популярность команды в итоге пошла вниз, в отличие от популярности своего гонщика). Этот нонсенс допустили сознательно – ради удержания большого таланта. И из отличного и очень классного пилота Марко, Хорнер и другие первые лица гоночного подразделения годами взращивали легендарного Макса – без которого (так теперь видится в глазах многих людей) «Ред Булл» сразу рассыплется в прах и перестанет бороться даже за подиумы. Безусловно, с уходом Ферстаппена кризис неминуем, но у команды хватило бы сил перестроиться и вернуться к борьбе за высокие места. 

Вместо того, чтобы контролировать эго чемпиона и его папу, «Ред Булл» старательно переводил Макса в статус сверхчеловека, сверхбренда и сверхгонщика – и теперь, когда встал вопрос «или Макс (а также Йос, как человек, который по-прежнему влияет на решения менеджера и сына), или любая другая фигура в команде?» – выбора на самом деле не осталось никакого. 

С увольнением шефа «Ред Булл Рейсинг» окончательно превратится в «Ферстаппен Рейсинг» (вы же не поверите, что Макс все еще рвется в «Мерседес»?), потому что вставать на пути требований и хотелок семейства нидерландских гонщиков больше некому. Лоран Мекьес? У него не будет даже и половины полномочий бывшего руководителя гоночной организации. Что из всего этого получится – будем смотреть с большим интересом. 

Мне жаль только одного – как закончилась карьера Хорнера в «Ред Булл». Компания могла оформить красивое прощание в конце года, вспомнить былые заслуги, отблагодарить за два десятилетия отличной работы и множество побед, а затем начать новый этап в своей гоночной жизни – но нет… 

«Формула-1» любит пожирать вчерашних героев, и уйти из нее вовремя дано не каждому.

Что еще почитать о «Ред Булл» и Кристиане Хорнере?

Фото: Gettyimages.ru/Tim Williams, Tim Williams, Florent Gooden, Christian Charisius, IMAGO/Aloisio Mauricio, Godfrey Pitt