8 мин.

«Судейская манипуляция» в танцах: партнер ушел, когда услышал оценки. Все по делу?

Главная сенсация французского Гран-при – 5-е место Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри после ритм-танца. А следом – их острая реакция на оценки.

Если Лайле Фир и Льюису Гибсону итальянцы раньше уже уступали и наверняка восприняли бы это спокойно и теперь, то проигрыш трем другим дуэтам их шокировал.

Марко, услышав оценки, вышел из кисс-энд-края, а Шарлен цитирует посты, где их результат называют цирком на льду и судейской манипуляцией.

Оценки Гиньяр и Фаббри – аномалия. Судьи намекают на то, что программу нужно менять

Баллы итальянцев действительно выделяются не только на фоне других дуэтов, но и относительно всей их карьеры:

● это самая низкая оценка Гиньяр и Фаббри за 6 лет, не считая одного неудачного проката на Shanghai Trophy в октябре 2023-го;

● компоненты Шарлен и Марко в ритм-танце в прошлом сезоне не опускались ниже 36,47. Здесь же откат сразу до 34,25;

● итальянцы – единственные, кто получил отметку о нарушении требований к музыкальному сопровождению, причем тремя судейскими голосами из десяти.

Как только бригада на одном из турниров соберет кворум для назначения штрафа, итальянцы потеряют два балла. Не устроить арбитров могли две вещи – несоответствующий правилам ритм или отсутствие предписанной требованиями на сезон энергичности.

На первый взгляд, банальная тема 90-х оказалась подставой от ISU в олимпийский сезон.

Первыми жертвами стали Лоранс Фурнье-Бодри и Гийом Сизерон, которые изначально взяли для ритм-танца песню Depeche Mode, выпущенную в 1989 году. Дуэт пытался зацепиться за то, что альбом с треком вышел уже в 1990-м, но американский судья после премьеры программы поставил вопрос о том, что она не соответствует правилам.

Вероятно, с точки зрения сухой трактовки требований он прав. Но почему тогда ISU разрешает кататься под сгенерированные нейросетью треки в стиле эпохи?

На трудности с постановкой программы жаловалась в своем тиктоке Фиби Бейкер: «Поиск музыки был самой трудной вещью, которую я делала в жизни. Мы потратили на это несколько месяцев. Сначала выбрали трек Робби Уильямса Let me entertain you, но подбор песни, с которой можно было его склеить, оказался ужасным.

В теории «музыка 90-х» – крутая тема, так много вариантов. Но в правилах указано, что трек обязательно должен быть энергичным. Это сразу отсекло огромное количество опций, которые мне нравятся – например, Wonderwall от Oasis, The Bittersweet Symphony от The Verve. И теперь мы видим на льду огромное количество Backstreet Boys, Spice Girls и Livin’ la vida loca от Рики Мартина».

Из-за недостаточной бодрости пришлось спешно перекраивать постановку и Диане Дэвис с Глебом Смолкиным.

При этом из критериев оценки за компоненты никуда не пропал параметр «разнообразие и контрастность энергетики и движений» – требуя одинаково высокий ритм на протяжении всего танца, ISU противоречит сам себе.

У Гиньяр и Фаббри в середине программы использована довольно медленная (в оригинале) песня Show Me The Meaning of Being Lonely. Чтобы избежать претензий от арбитров, ее ускорили, но, похоже, и этого оказалось недостаточно.

Гиньяр и Фаббри передержали интригу: почти все их конкуренты начали сезон еще в сентябре

Проблема Шарлен и Марко – не низкие уровни, которые можно улучшить в следующих прокатах, а удивительно скупые компоненты. Возможно, их главная ошибка – слишком позднее начало сезона и недостаток обратной связи.

Дэвис и Смолкин до серии Гран-при успели победить на двух Челленджерах – да, в отсутствие сильных конкурентов, но это позволило им обкатать программы и вовремя узнать про проблему с музыкой.

Аналогичная история у Фурнье-Бодри и Сизерона: после дебюта на домашнем турнире они снялись с Nebelhorn Trophy, чтобы переделать ритм-танец. Да, потеряны рейтинговые очки, зато на Гран-при судьи явно вели их на первое место – помешал лишь срыв Гийома на хореодорожке.

Итоговое отставание от британцев – 6,38 балла, а на элементе (с учетом штрафа за падение) французы потеряли не меньше 7.

Если Фир и Гибсон до Гран-при показали танцы на двух турнирах (причем в Шеффилде едва спаслись от Рид и Амбрулевичюса), то Гиньяр и Фаббри выбрали затаиться и ошиблись.

Той же тактики, кстати, придерживаются Чок / Бейтс и Гиллес / Пуарье – возможно, тоже зря.

Недооценка соперников явно навредила итальянцам. Репост партнершей возмущений фаната о преимуществе французов в компонентах – явный признак того, что Шарлен и Марко не ожидали такой благосклонности арбитров к Фурнье-Бодри и Сизерону.

Судей, впрочем, можно понять. Первая версия ритм-танца французов под Depeche Modе выглядела более нестандартной, но сочетание хореографии с музыкой вызывало вопросы. Хиты Мадонны идеально легли на программу: идея взять ее песни явно витала в группе и раньше, но ее, вероятно, отмели из-за риска повторов.

Совпадение действительно случилось в той же разминке, но не сделало сам танец хуже. Французы выглядят действительно свежо – даже в спорных костюмах и с падением Гийома.

Кажется, отказ Габриэлы Пападакис продолжать карьеру с Сизероном в итоге обернулся ему во благо. Было ощущение, что они сказали на льду все, что могли, и дальнейшие попытки ехать на старом багаже закончились бы самоповтором и транслируемым через экран ощущением усталости друг от друга.

Пара с Фурнье-Бодри получилась совершенно иной. И несмотря на разницу в навыках в пользу Гийома, внимание все равно удерживает Лоранс – дуэтов с сильными партнерами много, но далеко не всегда в них удается вывести девушку на первый план.

В пофамильных протоколах после ритм-танца очевидно, кого новый французский дуэт напрягает больше всего: самыми скромными на оценки оказались итальянский, канадский и американский арбитры. Последние два на этом этапе ни в ком персонально не заинтересованы (их соотечественники не претендуют на медали), зато им крайне важно опустить ту планку, которую зададут Фурнье-Бодри и Сизерон для Гиллес / Пуарье и Чок / Бейтса.

Гиньяр и Фаббри оставались ради домашней Олимпиады, но похоже, с ней тоже теперь все непросто

У каждой из пар, претендующих на олимпийскую тройку, есть личный козырь. Фир и Гибсон хороши в интерпретации популярной культуры, Чок и Бейтс в любой программе смотрятся иконами стиля, а Гиллес и Пуарье удивляют нестандартными танцами. 

Сильной стороной итальянцев всегда было лучшее в топе скольжение – избитое выражение «пролететь через весь каток» очень точно описывало их элементы. С возрастом сохранять прежние амплитуду и скорость стало сложнее, да и владение коньком давно перестало быть решающим фактором, иначе Натали Ташлерова легко обыгрывала бы в этом компоненте Лайлу Фир. 

Шарлен и Марко – самые возрастные танцоры в мировом топе, и их главным стимулом, очевидно, все это время оставалась Олимпиада в Италии. Большой шанс на личную медаль и реабилитацию для их тренера Барбары Фузар-Поли, чьи домашние Игры 20 лет назад испортил партнер.

О завершении карьеры итальянцы задумывались еще два года назад, но все же остались. Уже на прошлом ЧМ судьи технично отсекли их от подиума, намекнув на то, что выслуги лет для медалей недостаточно. Одной из причин прохладного оценивания, вероятно, был крайне неудачный произвольный про роботов, который арбитры не принимали весь сезон.

Похоже, ритм-танец Гиньяр и Фаббри этого года – очередное непопадание. Более того, под угрозой может оказаться и финал Гран-при: следующий этап у итальянцев в Японии, где на пути снова встанут британцы, а еще – Майя и Алекс Шибутани, чья форма (а после недавнего инцидента – и моральное состояние) – полная загадка.

В прошлом сезоне для попадания в финал нужно было заработать 26 очков – это соответствует двум вторым местам на этапах или первому и третьему. Если Гиньяр и Фаббри туда не отберутся, шанс на олимпийскую медаль станет призрачным.

Кажется, Барбаре Фузар-Поли все же не везет с домашними Играми.

Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора

Гран-при по фигурному катанию

1-й этап

Grand Prix de France

Анже, Франция

Ритм-танец

1. Лайла Фир – Льюис Гибсон (Великобритания) – 84,38

2. Эллисон Рид – Саулюс Амбрулевичюс (Литва) – 80,98

3. Лоранс Фурнье-Бодри – Гийом Сизерон (Франция) – 78,00

4. Диана Дэвис – Глеб Смолкин (Грузия) – 77,80

5. Шарлен Гиньяр – Марко Фаббри (Италия) – 77,25

6. Мари-Жад Лорьо – Ромен Ле Гак (Канада) – 73,75

Фото: ISU; East News/IThe Yomiuri Shimbun via AP Images