У «Феррари» будет хоть одна победа «Ф-1» в сезоне? А сколько выиграют «Мерседес» и «Ред Булл»? Считаем шансы
До финала сезона «Формулы-1» остается еще 10 Гран-при – и, кажется, основные поворотные события уже случились. Команды внедрили все возможные обновления и все равно не догнали «Макларен», ростер претендентов на титул ограничился парой Норрис-Пиастри, Ферстаппен после пары побед сильно съехал в борьбу за позицию в топ-10 и едва не ушел из «Ред Булл», Хэмилтон успел впасть в депрессию в «Феррари», а «Мерседес» – снять все основные обновления с болида...
Но каким же будет финал сезона? Пока «Макларен» доминирует и разбирает схватку за титул, другие команды вообще пытаются успеть забрать свои победы? Букмекеры уже намекают, у кого больше шансов во второй части чемпионата.
«Мерседес», «Феррари» и «Ред Булл» до конца сезона победят хотя бы по разу
Так распределились победы после 14 этапов сезона:

«Макларен» не выиграл только три гонки – в Японии, Эмилии-Романьи и Канаде. Доля побед команды составляет 78,5% – до показателей «Ред Булл» в 2023-м далеко (95,5%), зато теоретически можно повторить рекорд по количеству побед за сезон (21). Правда, для этого нужно выиграть все оставшиеся Гран-при. Такой сценарий букмекеры не закладывают, но уверены, что барьер в 15 побед «Макларен» точно преодолеет – 95% вероятности.

Единственный конкурент «Макларена», которого букмекеры регулярно выделяют, – Макс Ферстаппен. У него уже есть две победы и почти 70% шансов на третью. Сам пилот «Ред Булл» строже оценивает остаток сезона.
«Жду ли я побед в этом сезоне? Нет. На данный момент – нет. Но, тут уж ничего не поделаешь, правда? Ситуация предельно ясная», – ответил нидерландец GPBlog еще в начале августа.
К тому же победы куда нужнее «Мерседесу», который рубится за второе место в Кубке конструкторов. Да и в команде уверены, что способны прибавить во второй части сезона.
«Будапешт показал, что у нас отличная машина, если мы правильно ее настроим. Надеюсь, это поможет нам увеличить количество побед», – сказал главный гоночный инженер «Мерседеса» Эндрю Шовлин GPblog.
Шансы, что к триумфу Джорджа Рассела в Канаде добавится минимум один – 65%. Это может стать ключевым фактором в дуэли с «Феррари». Звездный дуэт пока не принес Скудерии ни одной победы в сезоне, но впереди еще 10 этапов, а Шарль Леклер летом начал стабильно входить в топ-5 фаворитов каждой гонки. Букмекеры дают «Феррари» 62% на минимум один триумф, а вот прогноз Джолиона Палмера звучит решительнее.
«Да, они выиграют гонку до конца года. В Сингапуре у них будет хороший шанс, учитывая их выступление в Монако. Даже в Монце они всегда конкурентоспособны. Это был бы сказочный сценарий для любого из пилотов», – заявил экс-пилот «Ф-1» на подкасте F1 Nation.
Да и болид «Макларена» не так уж неуязвим, как кажется:
«Например, если посмотреть данные прохождения высокоскоростных поворотов – как «Пуйон» в Спа или «Копс» на «Сильверстоуне», – то вы увидите, что наша машина не является там быстрейшей. И то же самое можно сказать о скорости прохождения медленных поворотов – там наша машина тоже не является самой быстрой. Тем не менее, если брать сезон в целом, то так случилось, что больше всего на трассах чемпионата именно среднескоростных поворотов. И вот в этом диапазоне, с учетом всех данных, наша машина и правда является лучшей» – оценил свое творение руководитель «Макларена» Андреа Стелла.
Выходит, букмекеры ждут от «Ред Булл», «Феррари» и «Мерседеса» примерно по одной победе.
На каких же трассах ожидать прорыва кого-то кроме «Макларена»?

Конечно, огромную роль в современной «Формуле-1» уже играет не только качество болида, уровень команды и форма пилота, но и множество мелких сторонних факторов – вроде температуры воздуха и асфальта, силы или направления ветра, вероятности дождя и даже последствий предыдущих этапов (например, запустение складов с деталями после череды аварий, штрафные позиции из-за перерасхода компонентов силовой установки и так далее).
Но все эти факторы могут меняться (и меняются!) постоянно – даже внутри гоночного уик-энда. А временами и во время самой зачетной сессии ветер меняется с попутного на хвостовой или боковой – и все, команда не успевает поменять настройки, пилот не успевает перестроиться, проигрывает 0,05 секунды и поул уходит конкуренту (пример триумфа Леклера на Гран-при Венгрии).
Но все-таки реально прикинуть хотя бы примерный шорт-лист фаворитов на каждый этап до конца сезона: ведь все обновления до финала года уже вкручены и обкатаны, основные сильные стороны машин и команд тоже известны, как и вскрыты все возможные слабости.
Так что давайте прикинем, где же у кого-то помимо «Макларена» наибольшие шансы на победу?
● Гран-при Нидерландов проводят на узком и олдскульном «Зандворте»: в нем много техничных медленных и среднескоростных поворотов, и даже единственная внушительная прямая выстреливает из бэнкинга – то есть самой важной характеристикой остается позиция на треке и прижимная сила. А еще – тонкость настройки и управляемость машины: капризный болид нереально хорошо разогнать по наклонной поверхности и сохранить агрессивную траекторию. Потому здесь у «Макларена» будет колоссальное преимущество над «Ред Булл» и «Феррари» – подвеска «оранжевых» работает надежнее всех, и у них лучший прижим.

● Гран-при Италии = «Храм скорости» в Монце. Сплошные прямые с чередой шикан и быстрых поворотов – здесь важна максималка, разгон, но и аэродинамически эффективное шасси вместе с классной работой на торможениях. Все это есть у «Феррари» Леклера – особенно готовность и умение рисковать в каждом вираже. «Мерседес» Расселла тоже хорош в таких условиях (а вот Антонелли вновь может подбить давление домашних трибун). «Макларен» же не так хорош по максимальной скорости, а команда не настолько смело и стабильно разрабатывает стратегию, чтобы подрезать соперников на пит-стопах – выходит один из самых реальных шансов «Феррари» или «Мерседеса» раздобыть победу. Причем Гран-при – самый быстрый в нынешнем календаре и проезжается за 75 минут без форс-мажоров – меньше шансов на отказ узлов, и меньше придется страдать при преодолении фундаментальной проблемы;

● То же самое можно сказать и про Гран-при Азербайджана – только гонка проходит по улицам Баку, а значит, здесь еще важнее становится способность рискнуть и проехать впритирку с барьерами. Леклер неспроста один из квалификационных королей каспийской трассы – он умеет это делать, а трек достаточно подходит «Феррари». Но и «Мерседес» здесь может быть даже сильнее, чем в Италии (90-градусные повороты их старая подвеска отлично перерабатывает), а «Ред Булл» может помочь аэродинамически эффективное шасси и точность Ферстаппена при пилотаже у стен. «Макларен» же будет страдать от нехватки максимальной скорости еще сильнее – отличная возможность №2 для розыгрыша победы между «Феррари», «Мерседесом» и «Ред Булл» и классный шанс для Леклера взять сразу две подряд!

● Гран-при Сингапура – одна из самых жарких и физически трудных гонок. Здесь множество техничных и слепых поворотов, мало скоростных участков и огромные требования к системам охлаждения шин и мотора. А еще высокие поребрики – колоссальная нагрузка на подвеску. Потому «Мерседес» сразу выпадает из потенциальных претендентов, как и «Ред Булл» – а вот «Макларен» возвращается в число основных фаворитов. Бросить вызов сможет только «Феррари» – алый болид обычно хорош в таких условиях, и условия для риска вновь дают шанс Леклеру «раскрыться»;

● Гран-при США с широким полотном «Трассы Америк» и спринтерским уик-эндом – отличный шанс для Хэмилтона наконец включиться в схватку по-настоящему, пока остальные экспериментируют с настройками и пытаются подобрать баланс прижимной силы и скорости на прямых. Если новая подвеска «Феррари» все-таки сработала, то в Остине – месте силы Льюиса – есть шанс повторить успех Гран-при Китая (он больше всех походит на заезд в Техасе). Однако «Макларен» здесь может в итоге выиграть гонку настроек – если выберет прижимную силу и экономию покрышек, то просто перекатает всех в гонке;

● Гран-при Мексики проводят на высоте и на автодроме-гибриде: половина – длинные прямые, половина – техничные сектора с одной траекторией. Это значит, что требуется аэродинамически эффективный болид с небольшими докрутками в сторону прижимной силы. Тогда даже при не самом быстром темпе и при проблемах с балансом можно парковать всех на апексах и потом лучше всех разгоняться в прямые – и обогнать будет очень сложно. Макс Ферстаппен давно раскусил эту фишку трека – и вез всем по полкруга еще до чемпионских лет: его машина – лучшая по работе в разреженном воздухе, а мотор – лучший по выдаче лошадиных сил в таких условиях. «Макларену» же требуется более плотный воздух для качественной работы, и длинные прямые заставят «оранжевых» страдать – в битву за возможную победу тогда может вмешаться и «Феррари» Леклера, и даже, возможно, «Мерседес» Расселла;

● Гран-при Сан-Паулу – еще один спринтерский этап, тоже с перепадами высот и на возвышенности, но уже состоящий из сложных техничных виражей. Они в основном пилотажные и требуют больше мастерства от гонщика, чем от его машины – потому Ферстаппен вновь выдается вперед. И, скорее всего, только он сумеет противостоять «Макларенам» – для остальных фаворитов трек не слишком подходит их машинам, а «оранжевый» универсальный комбайн лучше подключается к таким автодромам при минимуме практик;

● Гран-при Вегаса – относительно прохладный этап с огромным количеством прямых, а потому можно смело ждать успехов от парней «Мерседеса». «Феррари», вероятно, окажется вторым фаворитом, ведь и ее проблемы с перегревом покрышек и потенциальным износом планки под днищем здесь вряд ли проявятся. Да и для «Ред Булл» здесь тоже может быть небольшой шанс – сбалансировать болид под Вегас не так сложно, и на похожем этапе в Саудовской Аравии Ферстаппен вполне мог бы сражаться за первое место, если бы не проиграл старт;

● Гран-при Катара – жара, множество сложных поворотов, поребрики, спринт… Территория «Макларена». Место первого триумфа Пиастри, если что;

● Гран-при Абу-Даби – уже набор из различных секторов, с одной траекторией на техничных зонах и возможностями для контратак на прямых. Звучит как отличный шанс Леклера или Расселла отправиться в отпуск с дополнительным кубком;

Итак, где же кто может выиграть?
«Феррари»: Самый большой шанс – Италия, Азербайджан; Шансы поменьше – Абу-Даби, Вегас, США; Самое вероятное количество побед до финала сезона – 2;
«Мерседес»: Самый большой шанс – Вегас; Шансы поменьше – Азербайджан, Мексика, Абу-Даби; Самое вероятное количество побед до финала сезона – 1;
«Ред Булл»: Самый большой шанс – Мексика, Бразилия; Шансы поменьше – Вегас; Самое вероятное количество побед до финала сезона – 2;
Так что из 10 оставшихся Гран-при половина реально может уйти не только «Макларенам»! И ожидания букмекеров оправданы.
Подписывайтесь на телеграм-канал автора – там еще много аналитики, не вошедшей в тексты на сайте!
А что это значит для гонки за вице-чемпионство?
Доминирование «Макларен» давно переросло рамки текущего сезона и идет на уровень исторических рекордов «Ф-1». Так что прогноз по числу побед важен прежде всего для дуэли «Феррари» и «Мерседеса» в гонке за второе место в Кубке конструкторов.

Несмотря на неудачи в Венгрии, после «Хунгароринга» шансы Скудерии на вице-чемпионство взлетели до 83%. В таблице же «Мерседес» отстает от «Феррари» всего на 24 очка – примерно одну победу. Именно эту победу букмекеры считают наиболее вероятной для немецкой команды. Однако Скудерия тоже способна выиграть хотя бы раз – и второй пилот в лице Льюиса Хэмилтона все-таки выглядит повнушительнее Кими Антонелли прямо сейчас.
А сколько побед ждете вы?

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Clive Mason, Mark Thompson; East News/Peter Bakker / ANP MAG / ANP via AFP; Stephen Blackberry/Keystone Press Agency, Hasan Bratic, Diogo Cardoso/Keystone Press Agency, IMAGO/Jerry Andre/Global Look Press
Я жду триумфа истинного Короля Улиц именно в Баку - жена сделала подарок и купила лучшие билеты для простых смертных на главную трибуну на все три дня! Батя на Леклере традиционно должен облизать стены и порадовать нас