14 мин.

Лучший шанс Пиастри, но Ферстаппен – фаворит. Все расклады на предфинальный этап «Ф-1»

Чемпионская интрига в «Ф-1» взбодрилась благодаря технической ошибке «Макларена» в Лас-Вегасе: лидера подбили за нарушение регламента. Подробно командную ошибку разбирали в отдельном материале.

Сразу три гонщика в интервале 25 очков – даже один сход Ландо Норриса может все изменить. Ведь в розыгрыше еще остались 58 зачетных баллов

«Макларену» очень нужен реванш – оранжевая команда получила мощнейший психологический удар и попала в негативную спираль. Теперь в кризисе не только сторона гаража Пиастри – всей организации нужен быстрый и мощный вброс позитива, чтобы не сдать титул «Ред Булл» на ленточке.

Гран-при Катара кажется лучшим местом для восстановления уверенности – ведь трек вроде бы подходит болиду «Макларена» и лично Пиастри. Но победа далеко не гарантирована!

Какие же расклады перед двумя финальными этапами?

Фактор трека и условий: наконец «Макларен» вернется к доминированию?

«Лусаил» – короткий и техничный автодром, целиком состоящий из среднескоростных и быстрых поворотов. Важность прижимной силы – абсолютная, атаковать на жестких торможениях почти негде, а длинная прямая только одна. Но она длиной в километр.

Обгонять на такой трассе крайне сложно – полотно узкое, траектория только одна, и в поворотах преследователя сносит из-за эффекта грязного воздуха. На таких скоростях он особенно разрушителен для прижимной силы. Потому лучший способ выиграть – взять поул и затем не проспать старт – для обгона на длинной прямой эффекта может не хватить и DRS, потому что обороняющийся может смело использовать весь заряд аккумулятора для буста мотора и поддерживать отрыв.

И в дальнейшем преследователям гарантированы трудности. Здесь высокие поребрики, которые вместе с жаркой погодой и жестким набором виражей ведут к нагрузкам на шины (оценен поставщиком шин в максимальные 5 из 5). Сцепление асфальта само по себе очень высокое (4 из 5), но песок из пустыни может прилететь с внезапным порывом ветра и превратить отдельный сектор в очень скользкое место, потому именно прижимная сила так важна (4 из 5).

Лидер сможет сэкономить ресурс в чистом воздухе, но любой преследователь столкнется с перегревом.

Поставщик «Пирелли» так испугался рискованных стратегий с одной остановкой в прошлом году, что теперь ограничил отрезок на любом комплекте 25 кругами. То есть пилотов ждут два обязательных пит-стопа – и вновь возвращается возможность атаковать в квалификационном режиме всю дистанцию: прямо как в 2023-м, когда многие от нагрузки буквально вырубались, а Окона вырвало в шлем.

Правда, прогноз погоды на этот раз обещает менее адскую обстановку: в воскресенье прогнозируют температуру около 24 градусов и приемлемую влажность – 50%. Не ожидается и серьезных порывов ветра.

Кому подойдут такие условия?

«Макларен» – лучший в современной «Ф-1» по быстрой настройке машины под прижимную силу и попадание в баланс между скоростью и охлаждением покрышек. Да, подвеска оранжевого болида не слишком любит поребрики, но при точной настойке прижимной силы пилоты смогут идеально прочерчивать траектории без выездов за белые линии. Длинная прямая только одна, и страдающий на скоростных отрезках MCL39 должен успевать отбиваться.

Конечно, есть и болевые точки. Если дисквалификация «Макларена» из-за дорожного просвета и планки действительно вызвана повышением конкуренции и дополнительными рисками, то оранжевая команда может теперь подойти к настройкам безопасно и потерять немного скорости. Паддок не оставляет слух о возможном читерстве с нелегальной защитой от износа, найденной ФИА на Гран-при в Бразилии – якобы тогда технические делегаты заставили «Макларен» ее снять, темп Норриса оказался хуже ожидаемого, но планка все равно истесалась почти до разрешенной грани. После дисквала в Вегасе гонка в Катаре будет выглядеть как финальная проверка слуха – если команда поднимет просвет и резко замедлится, то все сочтут это подтверждением обхода регламента в начале сезона. Но потенциала машины все равно должно хватить для схватки за поул – трек слишком благоволит всем сильным сторонам MCL39.

На месте фанатов «Макларена» стоило бы скорее беспокоиться за два обязательных пит-стопа. Именно остановки в боксах – особенно последовательные, круг за кругом – вызывали всю драму по радио и расколы в команде. Оборудование команды словно не вывозит две быстрые смены шин подряд за короткий промежуток – словно гайковерты не успевают перезарядиться и выдать нужный крутящий момент. Потому два пит-стопа – двойной риск затяжки и развала гонки одному из пилотов. И, конечно, стратегическая очередность заездов тоже добавит давления на мостик – причем теперь ситуация уже не такая комфортная, как в середине чемпионата.

Тут-то Ферстаппен и может урвать немного добычи и чуть больше очков. Теоретически трек Катара подходит обновленному и сбалансированному «Ред Булл» – RB21 эффективен на скоростных отрезках, а в Лусаиле других нет. Макс умеет атаковать в квалификации, мощно защищаться и выдавать волшебные круги в важные стратегические моменты гонок – перед или после пит-стопов. Главная слабость болида – перегрев и износ шин, и в Катаре их не так-то просто будет держать под контролем. Тут требование «Пирелли» пришлось очень кстати – Макс будет очень опасен. Неспроста он котируется фаворитом.

Теоретически сюрпризов можно было бы ждать и от «Феррари»: трек как раз раскрывает сильные стороны алого болида в скоростных поворотах и прячет проблемы с тормозами. Но проблемы с дорожным просветом и износом планки так до сих пор не решены, а команда в общем пребывает в депрессивном состоянии и допускает ошибки в стратегии и коммуникации. Для шанса на подиум нужен идеальный уик-энд, но Скудерия не выдает их уже очень давно.

Потому третьим фаворитом стал «Мерседес». Но в реальности черно-серебристый болид чуть хуже соперников проезжал такие повороты – шанс у Расселла и Антонелли может появиться только при провале остальных трех команд.

Кто из середняков может преподнести сюрприз? Таких немало: «Рейсинг Буллз» с лучшей управляемостью, обладатель самых последних апгрейдов «Хаас», сбалансированный на быстрые повороты «Заубер», чрезмерно заточенный под прижимную силу «Астон Мартин», даже «Альпин» с неплохим шасси могут выстрелить в квалификации. Круг достаточно короткий (80 секунд), и разрывы будут минимальными.

Преимущество окажется у того, кто лучше остальных переживет изматывающий перелет через океан аж из Вегаса. Почти сутки в самолете – удар даже по супергероям из «Ф-1», и сломаться может каждый.

Телеграм-канал автора аналитики

У Норриса почти 80% на титул – преследователям нужно побеждать

Безусловно, интрига ожила, но не стоит переоценивать вероятность сенсационной победы Макса Ферстаппена. Букмекеры в очередной раз скинули коэффициенты на действующего чемпиона: теперь меньше 4.00 на титул, хотя по ходу сезона фронтмен «Ред Булл» взлетал до 65.00! Было 1,5% на победу, а теперь – около 20%.

Любопытно, что Пиастри совсем списали, хотя он выходит на два финальных Гран-при с равным количеством очков с Ферстаппеном. У австралийца кошмарная динамика: шесть больших гонок без подиума, регулярные провалы в квалификациях. Отсюда и коэффициент 13.00 на титул – Оскара не считают реальным претендентом.

Впрочем, для Пиастри Катар – место силы. В 2023-м австралиец именно на трассе в «Лусаиле» добился первого серьезного успеха в «Формуле-1»: выиграл спринт и финишировал вторым в большой гонке. Можно сказать, что Гран-при Катара стал поворотным моментом именно для личной карьеры Оскара. В 2024-м Пиастри снова пошумел в Катаре: победа в спринте и подиум в основной гонке. Пока четыре старта – четыре подиума.

Скоростные связки «Лусаила» очень походят плавному пилотажному стилю Оскара: он как раз и выделяется мастерством быстрого выбора идеальной траектории для быстрых поворотов при минимальной нагрузке на шины. Его подход с сокращениями рисков лучше всего работает на техничных трассах с быстрыми связками – особенно если машина позволяет резкие смены направлений и дает достаточно прижимной силы. Также в Катаре старый абразивный асфальт с высоким механическим сцеплением, и он скроет слабости Пиастри – ведь стиль №81 как раз не работает в условиях низкого зацепа. Поможет и требование двух обязательных пит-стопов – Оскар получит шанс атаковать и выжимать из себя все и расширит возможности для капитализации пилотажа.

Пиастри позарез нужен реванш именно сейчас – матчбол на другой стороне гаража «Макларена».

Ландо может стать чемпионом мира в Катаре – задача не выглядит невыполнимой. Нужно просто набрать на два очка больше, чем каждый из конкурентов.

Напомним, что в Катаре две возможности заработать зачетные баллы – также пройдет финальный спринт.

● В основных гонках очки начисляются первым 10 пилотам по модели: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1.

● Для спринта расклад проще: 8 пилотов получают очки – от 8 за победу до 1 балла за восьмую позицию.

● При равенстве очков считаются победы, далее вторые места и так далее.

● На текущий момент счет по победам: Норрис (7), Пиастри (7), Ферстаппен (6).

Важно, что теоретически есть расклад, при котором Ландо опередит кого-то на 25 очков и станет чемпионом. Например, британец сойдет в спринте вместе с Пиастри, а Ферстаппен займет третье место (6 очков). Далее Ландо выиграет большую гонку, а Макс финиширует вторым – в таком случае Норрис станет чемпионом, но, очевидно, что это исход на уровне статистической погрешности.

В любом случае важно, что при равенстве учитываются победы. Пока у Норриса решающего преимущества над соперниками по первому дополнительному показателю нет.

Более вероятные расклады для чемпионства Норриса:

● Победа в большой гонке и место не ниже шестого в спринте.

● Два вторых места в Катаре, при условии, что ни Ферстаппен, ни Пиастри не выиграют основную гонку.

А есть ли смысл рисковать?

Букмекеры полагают, что фаворитом в Катаре будет Ферстаппен. В этом есть логика: Норрису сейчас главное – избежать провалов. Ценители статистики сосредоточены на подсчетах шансов на титул именно в предпоследней гонке, но в целом лидер может прагматично гарантировать себе первое место в финале сезона в Абу-Даби. Например, собрать безопасную линейку из трех третьих мест (+6,+15,+15). В таком случае динамика при победах Ферстаппена будет такой:

● Гран-при Катара (спринт): Норрис (396), Ферстаппен (374).

● Гран-при Катара: Норрис (411), Ферстаппен (399).

● Гран-при Абу-Даби: Норрис (426), Ферстаппен (424).

В этот раз в Катаре очень высоко оценивают шансы «Мерседеса». Джордж Расселл стоит четвертым с вероятностью победы выше 10%. Андреа Кими Антонелли получил 13.00, хотя еще недавно его первые места оценивались от 60.00.

Букмекеры учитывают, что у того же Норриса нет прямой задачи побеждать – это повышает вероятность отдельных успехов у других команд. Правда, для «Феррари» это неактуально: коэффициенты на Леклера и Хэмилтона остаются высокими.

В Кубке конструкторов минимум интриг: «Феррари» вне топ-3, плотно у середняков

Букмекеры сняли линию и на второе место – досрочно отдают его «Мерседесу». У немцев преимущество над «Ред Булл» достигло 40 очков – солидно, учитывая, что Ферстаппен фактически без поддержки. 

«Феррари» же после провала в Лас-Вегасе отстает от «Ред Булл» на 13 баллов – здесь шансы остаются.

Самое интересное положение у середняков: «Хаас», «Астон Мартин» и «Заубер» расположились в интервале пяти очков.

Когда главные события выходных?

В Катаре будет насыщенный уикенд – не теряем расписание. Ключевые точки:

● 28 ноября, 20:30 мск – спринт-квалификация
● 29 ноября, 17:00 мск – спринт
● 29 ноября, 21:00 мск – основная квалификация
● 30 ноября, 19:00 мск – основная гонка.

Так что точно бронируем вечер воскресенья: либо узнаем нового чемпиона мира, либо впервые с 2021-го интрига доживет до заключительной гонки сезона. Следите с нами в текстовом онлайне!

Безумие: Ферстаппен вдруг почти догнал Норриса. Из-за дисквала «Макларена»!

Фото: Mps Agency/Keystone Press Agency, Dppi/Keystone Press Agency/Global Look Press; Gettyimages.ru/Alex Bierens de Haan, Peter Fox