Лучшее шасси пелотона
Блог

В Гран-при теперь есть гонки среди женщин – с 18-летней русской. Цель – довести девушку до «Ф-1», бюджет – $30 млн

Рубку на равных машинах «Ф-3» уже поддерживают бренды вроде Puma.

Во время Гран-при Штирии на «Ред Булл Ринге» стартовал и второй сезон Серии W – чемпионата для самых перспективных гонщиц планеты. Теперь женские заезды стали частью уик-эндов «Формулы-1», а в число участниц даже вошла 18-летняя Ирина Сидоркова из России. Цель у организации крайне мощная: предоставлять машины самым талантливым исключительно по способностям и найти ту самую девушку, способную зажечь и в Гран-при – и чемпионатов с подобной структурой больше в мире просто нет (даже у мужчин).

Как устроена Серия W?

Ее создала спортивный юрист Катрин Бонд Мур с помощью экс-пилота «Ф-1» Дэвида Култхарда и инвестиций бизнесмена Шона Водсуорта – на проведение первого сезона потребовалось 30 миллионов долларов. Впрочем, с третьего сезона серия планирует выйти в прибыль.

Чемпионат позиционирует себя как место, где девушки могут соревноваться на технике с омологацией ФИА вне зависимости от финансовых возможностей, заявить о себе и (в теории) выстроить карьеру в традиционно мужских чемпионатах – вплоть до «Формулы-1». Участниц отбирают на специальных тестах исключительно по таланту и не берут никаких спонсорских денег (к тому же выплачивают призовые – 500 тысяч долларов за титул, еще миллион распределяется между остальными по позициям в общем зачете). Для сравнения, в «классических» молодежных сериях выступать без платы невозможно – к примеру, в «Формуле-3» можно потратить до миллиона за сезон. В серии W шасси того же уровня – Tatuus F3 T-318 по регламенту «Ф-3», но меньшая мощность моторов (270 против 380 л.с.).

Болиды у всех одинаковые – и по ходу сезона гонщицы даже ими меняются, чтобы избежать малейшего влияния технических факторов. Команд в привычном понимании нет (они появятся в 2022-м), однако с этого сезона введены их внешние атрибуты – спонсорские ливреи. Участниц разделят на десять «конюшен» с отличиями лишь в названии и расцветкой – симпатичный способ упрощения идентификации и получения поддержки от брендов вроде Puma.

В 2019-м Cерия W поддерживала немецкий кузовной чемпионат ДТМ – соответственно, девушки не выезжали за пределы Европы. Сезон-2020 отменили из-за пандемии, зато сейчас с повышением статуса чемпионата расширили и географию: помимо Австрии (где пройдут два этапа) запланированы гонки в рамках Гран-при Великобритании, Венгрии, Бельгии, Нидерландов и США, а завершат чемпионат 30 октября в Мексике. Формат предельно простой: практика и квалификация в пятницу, получасовая гонка в субботу. 

Кто гоняется?

Первой чемпионкой стала Джейми Чедуик – и победа позволила ей получить работу в «Формуле-1»: гонщицей по развитию «Уильямса».

А еще Чедуик взяли в новенькую серию электровнедорожников Extreme E – там она недавно взяла подиум на X-при Океана. Есть достижения и в гонках на открытых колесах: в 2020-м Джейми заняла четвертое место в Азиатской «Формуле-3» – между Никитой Мазепиным и Пьетро Фиттипальди (оба впоследствии участвовали в Гран-при).

У других участниц успехов меньше – награды на локальном уровне и эпизодическое участие в младших «формулах».

Дикий старт электроралли с чемпионами «Ф-1»: три аварии с кульбитами в песках, финиш на трех колесах, сходы еще до первой гонки

Дебютирует в чемпионате и Эбби Итон – тест-пилотесса шоу Джереми Кларксона The Grand Tour и одна из двух открытых ЛГБТ-гонщиц в серии.

«Надеюсь, мы дадим русским ребятам немного уверенности быть собой». Две гонщицы-лесбиянки – о каминг-ауте и поездке в Питер

Есть за кого поболеть и нашим соотечественникам: за Ирину Сидоркову из Петрозаводска – самую младшую гонщицу Серии W. В свои 18 лет она уже успела погонять в российской и испанской «Ф-4» (взяла там два подиума), а также в Азиатской «Ф-3». Ее поддерживает гоночная программа «СМП Рейсинг» –  она же финансирует гонки и Роберта Шварцмана с Александром Смоляром (а также экс-пилотов «Ф-1» Виталия Петрова и Сергея Сироткина). В 2020-м Ира выступала в Серии W виртуально – и заняла третье место в онлайн-чемпионате, уступив лишь Бейтске Виссер и Марте Гарсии.

В первой реальной гонке в Шпильберге Сидоркова финишировала девятой, но затем поднялась на одну строчку благодаря штрафу Джессики Хокинс. Победу же одержала Элис Пауэлл (третье место по итогам 2019-го), а Чедиук на старте попала в аварию как раз из-за действий Хокинс и в итоге стала лишь шестой. Дебют Ирины можно назвать отличным – она опередила очень быстрых Бейтске Виссер (2-е место в первом сезоне), Эмму Кимилайнен (31-летняя финка раньше гонялась наравне с мужчинами, вернулась в женскую серию после пяти лет перерыва и выиграла одну из гонок) и Марту Гарсию (тоже одна победа в прошлом году и четвертое место в тотале). Очень неплохо для старта карьеры в рамках Гран-при.

Зачем нужна Серия W?

За 70-летнюю историю «Ф-1» лишь две гонщицы принимали участие в Гран-при, причем последний раз это происходило в 1976 году. А организаторы Серии W убеждены: женщины способны соревноваться с лучшими мужчинами – тем не менее, для возвращения девушек на высочайший уровень требуются время и усилия. Хоть формально гендерных барьеров в автоспорте нет, существуют стереотипы и культурные предрассудки.

Уже с картинга в гонках у мужчин подавляющее численное преимущество, а с повышением статусности соревнований гендерное расслоение становится все более глубоким. Как показало свежее исследование, опубликованное в научном журнале Psychology of Sport & Exercise, гонщиц не склонны оценивать серьезно, им сложнее найти спонсоров из-за нацеленности маркетинга на мужскую аудиторию, а критика часто сексистская (гонщик вылетает с трассы, потому что ищет предел, а гонщица – потому что она девочка). Играет роль и внешность: для мужчин-пилотов она – не решающий, а просто позволяющий подзаработать фактор (привет контрактам Шарля Леклера и Льюиса Хэмилтона с модными брендами), а у «нефотогеничной» девушки зачастую нет шансов.

«На самом деле ситуация становится даже хуже, – отмечает исполнительный директор Серии W Бонд Мур. – Число женщин в «формулах» уменьшается год от года».

И одна из причин плачевного состояния женского автоспорта – отсутствие достойных примеров. Получается порочный круг: девочки не идут в картинг, потому что они (и их родители) даже не думают о реалистичности подобной карьеры, а те, кто все же пробуют, сталкиваются с предвзятостью и отсутствием интереса со стороны спонсоров – ведь историй успеха за пределами традиционных мужских исчезающе мало.

Серия W пытается решить как минимум две проблемы – огромные финансовые затраты в «формулах» и отсутствие примеров для подражания. Он их подход и критикуют: София Флерш (выступает в ДТМ и WEC, раньше гонялась в «Ф-3») ругает чемпионат за «сегрегацию» и отсутствие перспектив для взрослых участниц – ведь победительнице первой гонки сезона-2021 Элис Пауэлл уже 28 лет, и в «классические» молодежки по линии «Ф-1» ее точно уже не возьмут. Но организаторы вообще-то и не брендируют свои соревнования молодежными, понимая, что для потенциального трансфера в Гран-при потребуется не одно поколение выпускниц.

«Нет никаких физических причин, которые не позволяли бы девушкам сражаться с лучшими пилотами – но нужно время. Не каждый мужчина-гонщик так же быстр, как Льюис Хэмилтон или Себастьян Феттель, и лучшие гонщицы Серии W могут никогда не достигнуть уровня многократных чемпионов «Ф-1». Но мы ожидаем, что со временем лучшие воспитанницы смогут соревноваться в «Ф-1» на равных условиях с мужчинами», – говорится на сайте чемпионата.

Два главных шага уже сделаны: теперь лучшие гонщицы-женщины не просто соревнуются на глазах тех же фанатов и спонсоров, что и звезды Гран-при, но обладают реальным шансом получить доступ до самых топовых болидов. Ранее высочайшая конкуренция в «классических» молодежках закрывала дорогу в «Ф-1» еще и бюрократическим фильтром – для выступлений в главной серии требуется суперлицензия, а для ее получения нужно накопить целых 40 баллов за успехи в молодежных или менее престижных чемпионатах. С попаданием в Гран-при Серия W теперь признается и ФИА: за чемпионский титул начисляют 15 очков. И победившая в двух сезонах подряд получит суммарный миллион призовых и право поучаствовать в тренировках и тестах «Ф-1» – хотя бы для сравнения собственного уровня с лучшими гонщиками-мужчинами. Также денег даже за один выигрышный сезон хватит на место в средней команде «Ф-3» – а значит, даже у самой бедной, но сверхталантливой девушки появился теоретический шанс пробиться без единого обращения к спонсорам.

А ведь в «классической» схеме автоспорта такой системы больше нет – и любому пилоту мужского пола так или иначе надо искать деньги: либо у семьи, либо у потенциальных меценатов. Именно поэтому в «Ф-1» все меньше историй вроде Эстебана Окона об огромных жертвах родителей и жизни в трейлере ради гонок – и все больше сыновей миллиардеров (Николас Латифи, Ланс Стролл, Никита Мазепин, да даже у отца Ландо Норриса состояние в $200 млн). 

«Я три года жил с семьей в автоприцепе». Сложный путь пилота в «Ф-1» – теперь он укатал Алонсо и получил контракт лидера

Так что Серия W – крайне важная инициатива не только для девушек, но и для всего мирового автоспорта. Потенциально он способен изменить расклад в сфере подготовки юных гонщиков – но только если выйдет на самоокупаемость и представит миру пару громких имен, конечно же.

В автоспорте – девушка-суперталант. Била рекорды в 11 лет, а теперь выносит парней в молодежной серии и целит в «Ф-1»

Феноменальный обгон из женской гоночной серии. Результаты уже заметили в «Формуле-1»

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Dan Istitene; wseries.com; vk.com/irasidorkova

39 комментариев

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
"организаторы Серии W убеждены: женщины способны соревноваться с лучшими мужчинами"
--------
Чистый популизм организаторов и заигрывания перед фэм сообществом. Посмотрите молодежную серию имени СМП, где гоняют смешанные составы юниоров. Там девушки даже близко к призам не докатывают.
+32
-2
+30
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
W-series маркетинговый проект без реальных перспектив, на это указывает и то, что гоняются они на шинах хэнкук, а не пирелли. Более того, такая серия не позволяет объективно оценить уровень выступления девушки, про что Флёрш тоже говорила. В таких условиях за попадание девушки в ф1, нужно будет заплатить по самым максимальным расценкам рентачей (пастарито платил 50 млн$) и даже чуть больше (у того же пастарито как никак был титул гп 2). При бюджете серии в 30 млн, и отцеплении богатых участниц, максимум на что могут рассчитывать девушки - это пара пятничных тренировок и симулятор, за которые все равно придётся выписать жирный чек.
+26
-4
+22
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
А почему нельзя сделать такое у мужчин? Сколько талантливых ребят из-за отсутствия денег остаются ни с чем.
+20
-1
+19
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Команд нет, ибо основная идея - полное равноправие, но как бы будут со следующего года. Спонсоров нет, ибо вторая основная идея - дать равный шанс всем, но как бы внезапно есть.

Женщин как бы не берут в младшие формулы из-за отсутствия денег и шовинизма, но как бы в кого ни ткни, все там были и у всех есть спонсоры и программы поддержки, включая самую молодую...

Что-то где-то не сходится, ИМХО...
+14
-2
+12
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
"А ведь в «классической» схеме автоспорта такой системы больше нет – и любому пилоту мужского пола так или иначе надо искать деньги: либо у семьи, либо у потенциальных меценатов." - а создание такой системы именно и исключительно для девушек - не сексизм ли часом?
+11
-1
+10
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Зачем нужна Серия W ? Зачем козе баян ?
Риторический вопрос.

Хочешь доказать, что достойна. Пройди путь гонщика. Выиграй пару картинговых серий (мировых), Формула - Рено, Ф-3, Ф-2 и вуаля - Формула 1. Кто мешает ?

Может скорости нет ?
+7
-4
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Довести девушку до Ф1 это звучит! Без смс и регистрации)
+4
-1
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Есть ощущение, что эта идея, при должной информационной поддержке, сможет дойти до успеха у зрителей. Всё-таки автогонки ценят во-многом за зрелищность, а не только скиллы пилотов, не даром в том году многие писали, что Ф2 лучше, чем Ф1. Девушки могут дать эту зрелищность и какую-то безбашенность в своём роде, так как королевские гонки стали уже больно "стерильными". В отличие от женского футбола, который лично мне смотреть тяжело, W-Series думаю оценю и, надеюсь, у него будут достаточные рейтинги. Тут мне больше приходит на ум корреляция с женским биатлоном, который вроде бы не уступает мужскому по популярности у зрителей. Посмотрим, что из этого выйдет.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
У мужчин такое уже существует. Называется Формула-3
Почитайте сколько денег стоит место там.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Почему этот комментарий отображается именно так?
Мы сделали этот комментарий менее заметным для всех, потому что его рейтинг опустился ниже -4 или у автора комментария общий рейтинг ниже -100
W-series маркетинговый проект без реальных перспектив, на это указывает и то, что гоняются они на шинах хэнкук, а не пирелли. Более того, такая серия не позволяет объективно оценить уровень выступления девушки, про что Флёрш тоже говорила. В таких условиях за попадание девушки в ф1, нужно будет заплатить по самым максимальным расценкам рентачей (пастарито платил 50 млн$) и даже чуть больше (у того же пастарито как никак был титул гп 2). При бюджете серии в 30 млн, и отцеплении богатых участниц, максимум на что могут рассчитывать девушки - это пара пятничных тренировок и симулятор, за которые все равно придётся выписать жирный чек.
река начинается с маленького ручейка.
+6
-4
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Странная фраза "лишь две гонщицы добирались до официального этапа «Ф-1»". Как бы, участие в квалификации или даже в предквалификации уже считается участием в Гран-При. И таких женщин, официально участвовавших в Гран-При, было пять. Да, на старт гонки выходили только Ломбарди и де Филиппис, если это имеется в виду, но тогда и пишите прямо так! К чему эти переподвыподверты словесные?
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ничего, скоро все команды Ф1 обяжут одну машину отдавать по Х хромосоме, и все дела. Обычное "гавнопгавие" не на равных.
+2
-1
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
А почему нельзя сделать такое у мужчин? Сколько талантливых ребят из-за отсутствия денег остаются ни с чем.
> Буквально весь автоспорт: насквозь мужской, все серии доминирующе мужские, любая серия открыта для талантливого мужчины-гонщика (ну или мужчины-рентача)

> Женщины: получают возможность гонять в одной специальной серии

> Мужчины: А ПОЧЕМУ ТАКОГО НЕТ У МУЖЧИН Я НЕ ПОНЯЛ!!!!
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
У мужчин такое уже существует. Называется Формула-3
В прошлом году в Ф3 гонялась девушка, предпоследнее место, на этот год ее не продлили. Хотя себя она считает лучше пилотесс из серии W
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ заблокированному пользователю
Комментарий удален
Отдельные смогут. Единицы, которые уникумы. Массово - нет, пока не придумают, как законы физики и биологии изменить.
+2
-1
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Allaretaken
или хотя бы BDSM... или DBMS?..
Но-но. Давай без инсинуаций по DBMS.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ заблокированному пользователю
Ура, Спортс не написал, што Смп-рэйсинг это друзья Путина, значит Ира тоже друг Путина, а значит В-сериес тоже друзья Путина! Путин, Путин, Путин, Путин!🤪😜 - Топим за Иру! Си51!
Ира крутая 😎
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ответ tverd1
"организаторы Серии W убеждены: женщины способны соревноваться с лучшими мужчинами" -------- Чистый популизм организаторов и заигрывания перед фэм сообществом. Посмотрите молодежную серию имени СМП, где гоняют смешанные составы юниоров. Там девушки даже близко к призам не докатывают.
Комментарий удален модератором
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Последняя женщина в Ф-1 - 1992, Джованна Амати.
Правда квалификацию она не прошла ни в одной из трёх гонок.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
А почему нельзя сделать такое у мужчин? Сколько талантливых ребят из-за отсутствия денег остаются ни с чем.
У мужчин такое уже существует. Называется Формула-3
+1
-1
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
А почему нельзя сделать такое у мужчин? Сколько талантливых ребят из-за отсутствия денег остаются ни с чем.
Можно - сделайте. Почему нельзя-то? У мужчин уже есть программы академий Ред Булла, Феррари, Мерседес с детского возраста отслеживает пилотов - в принципе, есть механизмы попадания в Формулу-1. Но если вы считаете, что нужна еще одна серия подобного рода - ничто не мешает организовать, тут вы правы
+3
-3
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ заблокированному пользователю
Комментарий удален модератором
ДА. Женщина в Ф-1 пока это утопия.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
скоро можно будет ф1 не смотреть вообще. нужен европейский аналог индикара
+1
-1
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
То-то я думаю, почему машинки такие яркие? А это мадемуазели гоняют!
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Почитайте сколько денег стоит место там.
Виноват, не обратил внимание на бесплатный вход
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий