6 мин.

Джо Познански «Почему мы любим футбол: 100 моментов истории». #7. «Кик Сикс»

#7. «Кик Сикс»

«Я знал, что у них на поле большие парни. И я знал, что смогу от них убежать».

Крис Дэвис-младший

———

30 ноября 2013 г.

Дэвис поймал мяч в глубине зачётной зоны. И он побежал

Как объяснить накал соперничества «Алабамы» и «Оберна»? Вот одна история: Когда Беар Брайант умер в 1983 году, штат Алабама погрузился в траур. Беар был, конечно же, всем в «Алабаме»: человеком, который сделал футбол «Алабамы», победителем шести национальных чемпионатов, четырнадцати чемпионатов конференции и одержавшим больше побед, чем любой тренер на свете.

«Этот человек был святым», — сказал один со слезами на глазах болельщик «Алабамы» другому.

«Чёрт, он не был святым», — ответил другой. «Святой не проиграл бы тот матч с «Оберном» в 72-м».

Верно. Тогда ещё были болельщики «Алабамы» — есть и сейчас, — которые не могли оправиться после матча с «Оберном» в 1972 году, когда «Кримсон Тайд» упустили преимущество 16:3 за последние шесть минут, позволив Биллу Ньютону заблокировать не один, а два панта, оба из которых завершились тачдаунами.

«Ненависть и вечность», — говорит писатель Томми Томлинсон об этом соперничестве. «Болельщики ходят в одни и те же школы, молятся в одних и тех же церквях, едят в одних и тех же закусочных — они не могут сбежать друг от друга. И они живут в штате, где ничто другое не имеет такого значения. Это продолжается целый день, каждый день, год за годом».

«Вражда Хэтфилдов и Маккоев менее кровавая», — пишет редактор Esquire Брайан О’Киф.

В своей книге «Rammer Jammer Yellow Hammer» автор Уоррен Сент-Джон рассказывает о болельщике «Алабамы» по имени Донни, который однажды подошёл к контр-адмиралу ВМС Айзеку Ричардсону и спросил его, сколько будет стоить «сбросить ядерную бомбу» на «Оберн».

Подобных историй бесчисленное множество. Это соперничество, которое как бы восходит к 1893 году — «как бы» только потому, что они не играли друг с другом более сорока лет по дюжине мелочных причин, которые отражали, насколько люди в этих двух учебных заведениях ненавидели друг друга.

«Нет ничего важнее, чем победить коровий колледж на другом конце штата», — проревел как-то Беар Брайант.

«Около шестидесяти минут», — ответил тренер «Оберна» Пэт Дай, когда его спросили, сколько времени ему потребуется, чтобы победить «Алабаму».

Каждый «Железный боул» [Iron Bowl] — как называется это соперничество — важен, но игра 2013 года выделяется. С 2009 по 2012 год «Оберн» и «Алабама» выиграли все четыре национальных чемпионата. Сначала «Алабама» в 2009 году; это был первый национальный титул Ника Сэйбана в составе «Кримсон Тайд». Затем, в 2010 году, «Оберн» выиграл благодаря своему супергерою-квотербеку Кэму Ньютону (отыграв отставание 24–0 от «Алабамы» в одном из матчей). Затем «Алабама» выиграла следующие два (переиграв Оберн со счетом 91–14 в тех «Железных боулах»).

В 2013 году Алабама была непобежденной и №1 в стране, Оберн потерпел одно поражение и был №4 в стране, а победитель должен был участвовать в финале конференции и, вероятно, в матче за национальное чемпионство.

«Алабама» вышла на игру как фаворит с форой в 2 тачдауна, и «Кримсон Тайд», казалось, были близки к тому, чтобы выиграть этот матч как минимум дюжину раз. Амари Купер, один из лучших принимающих Америки, уронил верный тачдаун-пас. Кикер Алабамы Кейд Фостер не забил два филд-гола (один из-за неудачного снэпа), а третий удар был заблокирован. «Алабама» также была остановлена на 4-и-1 глубоко на территории «Оберна», вероятно, потому, что Сэйбан не хотел пытаться забить еще один филд-гол.

«Алабама» действительно повела с преимуществом в тачдаун — 99-ярдовый тачдаун-пас от квотербека Эй Джей Маккэррона Куперу сработал — менее чем за минуту до конца матча. Однако «Оберн» двигался вперед, и за тридцать две секунды до конца квотербек «Оберна» Ник Маршалл отдал 39-ярдовый тачдаун-пас Сэмми Коутсу, сравняв счет.

Затем «Алабама» предприняла безумную, последнюю отчаянную попытку, и игрок «Алабамы» Ти Джей Йелдон выскочил за пределы поля на 39-ярдовой линии половины «Оберна». Сначала судьи заявили, что время истекло, и они готовы начать овертайм. Сэйбан сошёл с ума. Он накричал на судей, чтобы те пересмотрели розыгрыш, и они это сделали. Спустя некоторое время судья объявил: «После пересмотра: нога раннинбека коснулась аута на 39-ярдовой линии, когда на часах оставалась одна секунда».

Вы, вероятно, найдете болельщиков «Оберна» в футболках с этими словами.

Выбор Сэйбана для последнего розыгрыша основного времени: попробовать пас «Хэйл Мэри» или выпустить своего киккера, чтобы забить 57-ярдовый филд-гол. Все — и я имею в виду действительно все — думали, что он попробует «Хэйл Мэри»; в конце концов, у него был кандидат на Трофей Хайсмана в лице квотербека Маккаррона и куча талантливых принимающих, особенно Купер.

Он решил пробить филд-гол. Он знал, что у Фостера, вероятно, не хватит силы для такого дальнего удара. Поэтому он подошёл к игроку под номером 99 — киккеру-новичку по имени Адам Гриффит — и сказал: «Ты будешь бить следующим. Какой у тебя рекорд дальности? Пятьдесят восемь? Пятьдесят девять? Ладно, отлично».

И с этими словами Адам Гриффит выбежал на поле, чтобы попытаться забить филд-гол с 57 ярдов.

Давайте остановимся здесь на мгновение, потому что история Гриффита — это нечто особенное. Он родился в Польше под именем Анджей Дебовски. Он вырос в детском доме. Когда ему было тринадцать, Том и Мишель Гриффит решили усыновить его и забрать в Калхун, штат Джорджия, небольшой городок на северо-западе штата. Он не хотел и, как он и ожидал, сначала возненавидел Джорджию. Он не знал английского и не имел друзей. Но затем его футбольный тренер предложил ему попробовать бить филд-голы. Он был великолепен и стал лучшим киккером-школьником в стране. Он подписал контракт с Сэйбаном и «Алабамой».

Он забивал дальние филд-голы на тренировках. Сэйбан поэтому и отправил его на поле.

Тренер «Оберна» Гас Малзан думал, что, будучи первокурсником, Гриффит — даже с его сильной ногой — вряд ли сможет оставаться спокойным и забить филд-гол с 57 ярдов в Iron Bowl. Поэтому он ответил на действия Сэйбана своим: он отправил старшекурснка-ди-бэка Райана Смита в зачётную зону на случай, если удар будет коротким.

Затем ему пришла в голову идея. Он взял тайм-аут и заменил Смита своим динамичным пант-ретернером Крисом Дэвисом-младшим.

«Райан Смит был просто взбешён, когда тренер взял тайм-аут и сказал нам поменяться», — говорил Дэвис.

Удар Гриффита был высоким, но довольно коротким [*]. Дэвис поймал его в глубине зачётной зоны. И он побежал.

«Нет!» — сказал замечательный комментатор Верн Лундквист о промахе. «Возвращает Крис Дэвис. Дэвис идёт влево! Дэвис получает блок! Дэвис получает ещё один блок! Крис Дэвис! Никаких флагов! Тачдаун, «Оберн»! Молитва услышана!»

Молитва услышана. По правде говоря, ни у одного из игроков «Алабамы» даже не было шанса остановить Дэвиса. Это было не то подразделение, которое было готово остановить мощный возврат. Единственным игроком, у которого имелся хотя бы малейший шанс, был холдер «Алабамы» Коди Мэнделл, но ему едва удалось задеть противника.

«Впервые я так проиграл», — сказал Сэйбан. «Впервые я видел, чтобы так проиграли».

«Когда я был в зачётной зоне, я оглянулся назад», — сказал Дэвис, — «и подумал: „Что только что произошло?“»

* - «Хотя «Kick Six» Гриффиту еще вспоминали некоторое время, два года спустя он реализовал пять филд-голов в матче Iron Bowl, когда «Алабама» победила «Оберн». «Если бы это была другая команда, я бы подумал: «Это просто обычная команда и обычный успех», — сказал он. — Но это же «Оберн».