6 мин.

4 золота и 7 медалей в Рио. Почему Россия сделала всех в фехтовании

Алексей Авдохин – о простых правилах, которые ведут к победам.

Четыре золота – саблистки Яны Егорян, рапиристки Инны Дериглазовой, мужчин-рапиристов и женской сабельной команды.

Одно серебро – саблистки Софьи Великой, которая уступила в финале как раз Егорян.

Две бронзы – рапириста Тимура Сафина и женской команды шпажисток.

Итого: 7 медалей из 23, которые Россия пока выиграла в Рио. И еще командный шанс впереди – у шпажистов.

Почему русское фехтование в таком порядке?

Вот пошаговая инструкция для остальных руководителей русского спорта.

alt

1. Собрать в штабе лучших иностранных тренеров

Профессионалов с внушительным портфолио из топ-учеников, достижений и методик. Не жалеть средств на их зарплаты и при этом не жечь денег только за имена и регалии.

Прямо сейчас на российское фехтование работают:

Кристиан Бауэр – менеджер сабельной сборной. До переезда в Россию француз работал во Франции, Италии и Китае и везде его ученики обрастали медалями и титулами.

Российские саблисты при Бауэре снова привыкли побеждать – дюжина золотых медалей чемпионатов мира и первое за 16 лет олимпийское золото.

Стефано Чериони – тренер сборной по рапире. Два олимпийских цикла при нем итальянская сборная доминировала в рапире – четыре золота в Пекине и Лондоне, еще девять на чемпионатах мира.

С российскими рапиристами опять считаются в мире, а сегодняшняя победа после 20-летнего перерыва – лучший критерий его работы.

Анджело Маццони – тренер мужской сборной по шпаге. За несколько лет вывел в топы средних швейцарцев – при нем они стали крушить всех подряд.

Его команде выходить на помост в последний день фехтовального турнира.

2. Доверять тренерам, которых пригласили

Когда четыре года назад команда Бауэра возвращалась из Лондона с одним серебром и одной бронзой, в России его почти ненавидели. На контрасте с тренером дзюдоистов Эцио Гамбой француз представлялся неудачником – два года работы в никуда.

Против Бауэра летели письма бывших тренеров и интервью от анонимных собеседников – если бы фехтование было чуточку популярнее, про это даже сделал бы передачу Андрей Малахов.

Бауэр уже был готов остаться во Франции – контракт заканчивался после Лондона. Все расставил по местам разговор с Алишером Усмановым – французу предложили новый контракт на пять лет и карт-бланш на подготовку к следующим Играм.

alt

3. Не лезть в непосредственную работу тренеров

Не мешать – главный принцип профессионального руководителя. В русском фехтовании, как и в любом спорте, хватает интриг, столкновения личных интересов и кумовства. Но никому из руководителей не приходит в голову возводить это в основу существования команды.

Иностранные специалисты нужны еще и для этого – создать равноудаленные условия для каждого спортсмена. Естественно, что вмешиваться в их работу – выбирать состав, назначать неприкосновенных спортсменов и диктовать правила – никому из руководителей не приходится.

4. Не проспать талантливое поколение

Софья Великая, Алексей Якименко, Инна Дериглазова, Николай Ковалев, Алексей Черемисинов – в России почти одновременно появилась россыпь суперталантов.

Им нужно было создать комфортные условия, найти умелых тренеров и не растерять по пути. Получилось. Теперь на подходе следующее поколение – Тимур Сафин, Яна Егорян, Камиль Ибрагимов и другие.

5. Не искать спасения в натурализации

Сразу после лондонского краха Бауэр намекнул – чтобы гарантировать результаты, нужно повысить конкуренцию в сборной саблистами из других стран. Французу ясно дали понять – его приглашали, чтобы учить своих, поэтому натурализации, даже точечной, ждать не стоит.

6. Иметь влияние в международной федерации, но не растрачивать его по пустякам

Мировым фехтованием правит Россия и довольно давно.

Алишер Усманов восемь лет руководит международной федерацией фехтования. Его авторитет почти безграничен (четыре года выборы были безальтернативными и почти единогласными), а без его денег камерное фехтование вообще бы задыхалось.

Легендарный саблист Станислав Поздняков управляет Европейской федерацией фехтования.

В текущей политической ситуации, казалось бы, очень удобный повод для недовольства – русские захватили власть и творят беспредел.

Но нет – здесь все гладко, и, кажется, положение устраивает более-менее всех. Фехтование превратилось в зрелище, его стало приятно и понятно смотреть, потянулись спонсоры, а о каких-то поблажках российским спортсменам говорить даже смешно.

В конце года на конгрессе будут выбирать нового руководителя международной федерации – скорее всего, выборы получатся безальтернативными.

alt

7. Тратить деньги не только на сборную

Формально Усманов уже не имеет отношения к российской федерации фехтования, но продолжает помогать ей деньгами.

Система грантов молодым тренерам, семинары для региональных специалистов, обучающие поездки на крупные турниры – тот случай, когда есть понимание, что кроме сборной существует что-то еще.

8. Не бояться жестких решений

Пара говорящих примеров из жизни русского фехтования.

Скандальное признание Татьяны Логуновой о том, как ей предлагали деньги за уход из команды, всколыхнуло фехтовальную тишь. Руководство сборной недолго пребывало в шоке – с 36-летней шпажисткой серьезно поговорили, а всем остальным просто запретили общаться с прессой до окончания Олимпиады.

Чемпиона мира Вениамина Решетникова долго терпели в команде, даже когда он демонстративно включил режим «антиБауэра», прекращал работать по правилам француза и противопоставлял себя всем остальным – пока давал результат.

Как только перестал, Решетникова вышибли из сборной с формулировкой «сдулся и как спортсмен, и как человек» – Бауэр не вытерпел, главный тренер всей сборной Мамедов поддержал.

9. Уметь руководить незаметно

Скорее всего, вы никогда не слышали о президенте российской федерации фехтования Александре Михайлове. Когда речь идет о спортивном функционере – минимальная публичность скорее в плюс.

Если глава федерации не несет чепухи, не спорит с тренерами и не оскорбляет спортсменов, он уже небезнадежен.

10. Выстроить рабочую вертикаль управления

А когда руководящая структура упорядочена, понятны все зоны ответственности в организации даже можно навести порядок.

Первый вице-президент федерации Станислав Поздняков ведет текущую работу Федерации, главный тренер сборной Ильгар Мамедов курирует тренеров и спортсменов, а тренеры по видам орудия отвечают непосредственно за команды.

Странно, что в такой разветвленной структуре сборной можно обойтись без дублирования функции и драк за право последнего слова.

Фото: Gettyimages.ru/Laurence Griffiths; РИА Новости/Григорий Сысоев