ЛЧ опять ждет путаница со спонсорами-букмекерами. Законы слишком разные
Пока российский футбол ищет основные источники внебюджетного финансирования среди букмекеров, самое время посмотреть – а как там в Европе. Лиги топ-5 мы уже изучали, а теперь – Лига чемпионов.
Две ключевые детали:
● ни у одного из клубов топ-5, вышедших в Лигу чемпионов, нет логотипа букмекера на форме;
● только у семи клубов ЛЧ есть беттинг-спонсор на форме. Почему так мало?

Причина – строгие ограничения УЕФА по рекламным местам на футболках. В чемпионатах, как правило, серьезных запретов нет, и клубы могут размещать логотипы сразу нескольких компаний, а в ЛЧ все строже: есть только место для титульного спонсора на лицевой стороне футболки, а на левом рукаве – для второго партнера.
И вот здесь уже простор. Правда, из-за тонкостей соглашений и их большого количества у некоторых клубов сложно понять, кто все-таки выйдет на поле с логотипом букмекера на рукаве. Возможно, кто-то еще договорится о контракте по ходу сезона.
Единственный клуб в этой Лиге чемпионов, у кого логотип букмекера точно будет на рукаве, – «Бенфика». Реклама и так располагается там по умолчанию во всех турнирах, нет необходимости двигать лого именно под ЛЧ.
А что в ЛЧ за букмекеры?
1xBet – букмекер с российскими корнями, но нелегальный в России. Хотя и работал под брендом 1xСтавка до 2023 года. С «Кайратом» БК с 2020 года, и уже в 2022-м соглашение было рекордным для Казахстана. Наверняка сейчас 1xBet заплатит еще больше.
Betano – международный букмекер с лицензиями по всему миру. Входит в холдинг Kaizen Gaming, который запускали в Греции. Среди партнеров – не только «Бенфика» и «Спортинг», но и Лига Европы в целом.
BetFIRST.sport – формально статистическое приложение из Betsson Group, главный актив там – букмекер Betsson. Мы рассказывали, как в Европе обходят ограничения на рекламу букмекеров, и это просто еще одна схема. Для «Брюгге» это не первый опыт: в прошлом сезоне тот же фокус клуб проворачивал с букмекером Unibet.
Lotto – может показаться, что это еще одна схема для обхода запрета на рекламу букмекеров вместе с «Юнионом». На самом деле это Национальная лотерея Бельгии. Поскольку она относится к азартным играм, мы включили ее в этот список, но фактически это не букмекер. Lotto спонсирует «Юнион» еще со времен игры в первом бельгийском дивизионе.
Stoiximan – главный долгожитель в этом списке. «Олимпиакос» подписал первое партнерское соглашение с греческим букмекером еще в 2015-м! О полной легализации рынка в России тогда только задумывались.
Unibet – скандинавский букмекер, офис на Мальте. С «Копенгагеном» работают с 2021-го. Профиль Unibet – не только спортивные ставки, а еще и покер.

Похоже, клубы не везде смогут играть с логотипом БК. Прецеденты были
Главные сложности для букмекеров-спонсоров – в разных правилах размещения. Даже в странах Евросоюза разный подход к регулированию. Где-то, как в Испании – тотальный бан. Где-то, как в Италии – бан, который научились обходить. Где-то, как в Германии и Франции, реклама разрешена, но с очень строгими ограничениями по местной лицензии. Где-то, как в Англии – можно рекламировать даже букмекеров без лицензий (но если они недоступны в Великобритании).
В этом сезоне ЛЧ пройдет в 16 странах. Разделим их на категории.
Полный запрет: Азербайджан, Испания, Нидерланды.
Мягкий запрет (исключения для местных/возможен обход): Бельгия, Италия, Норвегия.
Разрешено, но с ограничениями: Англия, Германия, Греция, Дания, Казахстан, Кипр, Португалия, Турция, Франция, Чехия.
В прошлом сезоне в ЛЧ было 11 команд с беттинг-спонсорами (в этом – только 7), и они ощутили на себе все прелести проблемного регулирования.
Яркий пример – «Штутгарт».
В двух выездных матчах из четырех немецкий клуб со спонсором Winamax, лицензированным во Франции и Германии, играл без логотипа БК: в Испании и Словакии. В Италии – с лого Winamax TV (очевидно, обход бана по итальянской схеме с компанией-прокладкой), в Сербии и домашних матчах – без изменений.
Еще один интересный кейс – у «Астон Виллы», их спонсировал как раз Betano, который мы увидим и в этой ЛЧ.
«Вилла» с учетом плей-офф шесть раз сыграла на выезде. В Швейцарии, Монако, Франции и Бельгии (один раз из двух) выходили с логотипом благотворительного фонда Acorns вместо Betano. В остальных матчах – с лого БК.
В Бельгии вышло комично: в первый раз футболисты младше 21 года играли вообще без спонсора из-за бельгийских законов, а все остальные – с логотипом Betano. А на второй раз все бирмингемцы вышли на поле сразу с Acorns.
Аналогично поступал и «Спортинг»: в Бельгии и Нидерландах вместо Betano на футболках была надпись Herois.pt – это благотворительный фонд, основанный как раз Betano.
Так что не удивляйтесь странным формам и в новом сезоне Лиги чемпионов.
Беттинг-спонсоры в топ-5 лиг Европы. Исследование Ставок на Спортсе’‘

Фото: Gettyimages.ru/Gualter Fatia
Pirelli
Akai
Carlsberg
Opel-Sharp 1-2, пижоны лежат