9 мин.

Пропалестинские протесты ломают «Вуэльту». Но израильская команда не сходит

В Испании прямо сейчас ломается «Вуэльта» – третий Гранд-тур велосезона и главная гонка страны.

Причина – пропалестинские протестующие: накануне они сорвали финиш 16-го этапа, сократив его на 14 км – просто заняли весь створ.

Так продолжается несколько месяцев: то же было и на «Тур де Франс», и на «Джиро», и на гонках поменьше. Первый протестовавший на «ТдФ» уже получил тюремный срок.

На «Вуэльте» протестующие испортили команде из Израиля гонку с раздельным стартом – тормозили ее на дистанции (время потом вернули).

На 10-м этапе группа протестующих вызвала падение бельгийского гонщика Intermarché Симоне Петилли.

После инцидента тот через соцсети попросил быть аккуратнее – ведь «гонщики просто хотят выполнять свою работу».

А в Бильбао сорвали финиш 11-го этапа: протестующие навалились всей массой, ломали заграждение и пытались выскочить на трассу.

Продолжение случилось на 15-м этапе: одинокий манифестант выскочил на дорогу и вызвал падение испанца Хави Ромо на скорости 50 км/ч.

Так гонщик Movistar, который претендовал на победы на этапах, сошел из-за вмешательства извне.

Что происходит? Наивысшая концентрация поддерживающих Палестину в одном месте: все-таки в Испании у власти социалистическая партия, левые в стране достаточно сильны. Настолько, что сами организаторы «Вуэльты» мягко просят израильтян покинуть заезд, а представители Астурии отказались присутствовать на официальных мероприятиях в их обществе (хотя там проходило три этапа!).

Требование всех: снять команду Israel Premier Tech. Ответ организаторов: не имеем права. Ответ федерации UCI: не имеем оснований.

Почему Israel Premier Tech не снимается?

Israel Premier Tech – частная команда, ее финансируют не на госденьги. Это не сборная Израиля.

Один из совладельцев Сильван Адамс – канадский бизнесмен (его отец пережил Холокост), ради израильского гражданства он вызвался быть амбассадором страны и повсюду продвигать ее спортсменов (и в «Ф-1», и привозил в Израиль «Джиро д’Италия», спонсировал заявки на Евровидение и стипендии для студентов).

Но в остальном связи с Израилем нет – команда так названа и зарегистрирована в Израиле. На самом деле в ней не так много израильских гонщиков, нет базы в Израиле и основа финансов – не в Израиле. Она могла так называться и при любом другом месте регистрации.

Для понимания изобретательности и принципиальности Адамса – вопрос спорта его интересует во вторую очередь. Главное – именно продвижение Израиля.

Ведь это именно тот гений, который в 2019-м объявил о желании создать израильского чемпиона «Ф-1» и решил оплачивать карьеру безнадежного крэшера Роя Ниссани. Парень в итоге катал в «Ф-2» аж 5 сезонов (до 29 лет), пару раз попав в очки (одно 3-е место, одно 4-е, в остальном – все ниже 8-го), один из личных спонсоров – производитель барьеров.

И в велоспорте у Адамса примерно такие же конвульсии: в первые годы он подписал 15 спринтеров без плана на гонки, и команда пролетела мимо лицензии. Затем – контракт с прославленным Крисом Фрумом на $4 млн в год, но четырехкратный победитель «Тур де Франс» после травмы едва держал про-уровень.

В общем, Адамс не снял бы команду так легко – и сразу назвал протестующих «террористами».

Команда основана для участия в гонках. Она набрала достаточно очков в рейтинге UCI, чтобы получать автоматические приглашения на гонки калибра «Вуэльты», «ТдФ» и других мировых – потому организаторы не имеют права не приглашать или снимать. Пока нет нарушений – нет и отстранения, кто бы что в самой Испании ни думал.

У UCI тоже нет формальных оснований снять команду: очки набраны, все условия выполняются. Нельзя даже предписать сменить флаг, название или регистрацию – профессиональный велоспорт работает по особенной системе, лицензия команде выдается на 3 года (нынешние истекают в конце 2025-го). Пока не нарушаются правила ее использования и получения – ничего не сделать.

Так что команда может сняться только сама. Но сняться = расформироваться, ведь протесты идут/пойдут и на гонках поменьше. Было бы странно увидеть такое самоуничтожение.

Вот и выходит: организаторы не имеют права что-то делать, UCI не может что-то сделать прямо сейчас, а команда может, но только самое противоестественное.

И как быть?

Организаторам – отсекать протестующих и надеяться на лучшее. Это и подчеркнул директор гонки Хавьер Гильен после 16-го этапа.

«Хотим выразить неприятие того, через что мы прошли. К счастью, этап все же удалось провести, у нас есть победитель, хотя мы финишировали не там, где планировали. Хочу заявить, что мы продолжим. Мы будем на старте этапа.

У нас есть правила, и мы должны их соблюдать. Но не только мы должны следовать этим правилам. Нельзя просто так перекрывать дороги, нельзя останавливать гонку. Это не разрешено регламентом, да и противозаконно.

Конечно, то, что происходит, ужасно, мы все хотим мира. Но у каждого есть свое пространство, мы хотим защитить наше – «Вуэльту». Мы прилагаем огромные усилия, чтобы гонка продолжалась, но нам нужна помощь. Не существует никакого «плана Б».

Сегодня у нас было больше охраны, но в велоспорте остановить такое количество людей практически невозможно, хотя мы будем пытаться.

Это не крестовый поход. Я ни с кем не воюю. Мы хотим, чтобы гонка продолжилась. Эти действия должны прекратиться, потому что они незаконны и ставят под угрозу жизнь публики, гонщиков и самих протестующих».

Организаторы сделали что могли: сократили дистанцю гонки с раздельным стартом в крупном Вальядолиде с 27 км до 12 км (на которых предположительно удастся обеспечить безопасность гонщиков). И рекрутировали рекордные дополнительные 1500 полицейских для финала в Мадриде.

Да, UCI может запретить названия Israel и регистрацию в Израиле на следующих лицензиях – и, по слухам, в 2026-м команда действительно переименуется просто в Premier Tech. Но нынешняя лицензия еще действует.

Теоретически UCI может выдвинуть израильским гонщикам требование гоняться под нейтральным флагом. Ну окей, тот единственный израильтянин на «Вуэльте» перейдет под белое знамя – это кого-то удовлетворит?

Вот этот герой, кстати – Надав Райсберг.

На заметных гонках израильтяне появляются очень редко: в пелотоне их не сильно больше россиян. Допустим, на ЧМ (в Руанду, кстати) Израиль поедет без флага – и что? У них квота на одного гонщика и 0 шансов на медали.

В менеджерском штате команды – только три человека из Израиля в должностях ассистентов спортивного директора из 16-ти. Суммарно израильских гонщиков в основном составе – тоже 3 из 32. И еще 4 во втором составе академии из 20.

То есть по факту протестующие наезжают и выгоняют даже не израильтян, а обычную велокоманду с людьми, которым просто не повезло в моменте работать под такой вывеской

Кстати, по командам, связанным с государствами. У UCI больше оснований придраться к Groupama-FDJ (принадлежит французскому лотерейному госоператору), Lotto (бельгийская гослотерея), UAE, Bahrain и Astana (тут все понятно). И спортивный директор Israel Premier Tech потому и отказался сниматься: это создало бы прецедент для изгнания любой такой команды.

Максимальный компромисс, на который пошли Адамс и Israel Premier Tech: новая форма без надписи Israel после 11-го этапа.

Было.

Стало.

Удовлетворило ли это хоть кого-то? Падение Хави Ромо и новый сорванный финал ответили на этот вопрос. Видимо, всех только раззадорила последовавшая поддержка премьера Израиля Нетаньяху в соцсетях после этого решения.

Мировой велоспорт заехал в тупик.

Подписывайтесь на телеграм автора – там больше восхитительных историй и о велоспорте!

Фото: AdriaN Irago/Keystone Press Agency, Carlos Castro/Keystone Press Agency, IMAGO/Zac Williams/SWpix.com, Tvw/Keystone Press Agency, imago-images.de/Global Look Press; East News/ANDER GILLENEA / AFP; instagram.com/israelpremiertech