Когда Ферстаппен проиграл титул «Ф-1»? Три версии
Из-за помутнения в середине сезона или при разработке болида?

Макс Ферстаппен выдал феноменальный Гран-при Сан-Паулу: после провала в квалификации и смены мотора начал с пит-лейн и приехал на подиум. Но главный соперник действующего чемпиона «Ф-1» Ландо Норрис выиграл – и отставание в общем зачете выросло до почти не сокращаемого.
Ландо Норрис опережает Оскара Пиастри на 24 очка, а Макса Ферстаппена – на 49. Всего осталось 3 Гран-при и 83 балла в розыгрыше, и отрыв очень большой: в основных гонках очки зарабатывают первые 10 пилотов по модели: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Для спринта расклад проще: 8 пилотов получают очки – от 8 за победу до 1 балла за восьмую позицию.
Ферстаппен может выпасть из титульной гонки уже на ближайшем этапе (если у Норриса не произойдет капитальный сбой), а его лучший шанс на победу выглядит совершенно нереалистично.

Норрис сходит в Вегасе, замыкает подиумы в Катаре и заканчивает вторым финальный заезд, Макс выигрывает. Трое претендентов наберут по 424 очка, но чемпион всех обойдет за счет количества побед в больших Гран-при (8-7-7 – таким будет соотношение).
«С учетом отставания мы понимаем, что с Ландо должно что-то случиться, чтобы у Макса остались надежды на титул, – согласился и советник «Ред Булл» по автоспорту Гельмут Марко. – Иначе нет шансов. Спасти может только авария или сход [по техническим причинам] Норриса».
Неужели неудачная квалификация в Бразилии выбила чемпиона из гонки и заставила проиграть титул? Макс так не считает.
«Мы проиграли титул не здесь. Чемпионат был проигран на отрезке с первой гонки до Гран-при Нидерландов. Было много уик-эндов, когда мы оказывались недостаточно быстрыми и теряли много очков в начале и середине сезона.
То, что мы оказались в таком положении, уже сюрприз, но надо оставаться реалистами: мы были недостаточно сильны, если смотреть на сезон в целом. Сложилось большое отставание. Затем были хорошие моменты, когда мы отыгрывали очки, но недостаточно».
А ведь даже за первую половину сезона Ферстаппен выиграл два Гран-при, трижды финишировал вторым, до схода в Австрии уступал лидеру даже меньше, чем сейчас (43). Где же тогда «Ред Булл» все проиграл?
Версия 1: помутнение Ферстаппена на Гран-при Испании

Когда действующего чемпиона попросили оценить собственный уровень в 2025-м, он назвал самым слабым и единственным моментом для критики исход Гран-при Испании.
«Я доволен сезоном. Единственным моментом для критики можно назвать ситуацию в Барселоне.
Я был очень зол из-за того, что случилось на рестарте на прямой, а потом в первом повороте, а потом мне сообщили по радио, что я должен вернуть позицию. И в тот момент я был взбешен».
Что же тогда случилось?
На рестарте Ферстаппен был недоволен тем, что на пит-стопе его перевели на шины «хард»: трудности с прогревом обеспечили отвратительное сцепление. В итоге Макс ошибся в последнем повороте и позволил Шарлю Леклеру себя обогнать, что закончилось контактом двух болидов.
Затем в первом повороте Ферстаппена атаковал Расселл. Макс был вынужден срезать трассу, и по радио передали требование вернуть пилоту «Мерседеса» позицию. Но Макс решил, будто Джордж его торпедировал – и когда пропустил Расселла между 4-м и 5-м поворотом, то провел ответную атаку сразу после того, как Джордж формально оказался впереди.
Итог – контакт с болидом Расселла и штраф на 10 секунд. Из-за чего на финише откат с 5-й на 10-ю позицию.
;
Так Макс потерял ценные 9 баллов – вместо 10 очков за 5-е (если бы не переобогнал Расселла чисто) набрал лишь 1. Без «помутнения» отставание от Норриса составило бы 40 баллов – по-прежнему много, но с учетом оставшихся возможностей Ферстаппен еще мог бы рассчитывать не только на чудо в виде схода. А если бы сконцентрировался на завоевании 4-й позиции – отрыв сократился бы еще на 2 балла.
Иронично, но именно после драматичного финиша Гран-при Испании отставание Ферстаппена от лидера составляло… Те же 49 очков.
И как же Макс сейчас трактует тот момент?
«Недовольство в том числе объясняется тем, что мне не все равно. Ведь я просто мог сказать себе: «Ну, моя машина недостаточно быстра, надо забыть обо всем этом».
Отчасти это объясняется тем, что, вылезая из кокпита болида, я не могу смириться с тем, что не сделал всего, что только мог. Это заставляет меня злиться на себя. Я не могу приложить 80% усилий. Вылезая из кокпита, я должен чувствовать, что сделал абсолютно все.
Это была не лучшая реакция, нужно учиться на своих ошибках. И подобные вещи уже не повторяются. Ты можешь оказаться в похожей ситуации, но помнишь о том, что было в прошлый раз».
Версия 2: «Ред Булл» выкатил болид слабее с самого старта сезона

Важное замечание самого Макса из предыдущего сценария – про нехватку скорости болида на Гран-при Испании. «Ред Булл» действительно с первой фазы сезона не походил на доминатора 2023-го или даже сильного 2024-го. «Макларен» сразу оказался быстрее и стабильнее, а Ферстаппен страдал от трудностей с настройкой и поиском баланса.
«У машины очень узкий диапазон рабочих настроек. Эту область можно назвать главной слабостью нынешнего болида «Ред Булл», – пояснил Марко. – Даже небольшое изменение может сильно повлиять на поведение болида. То есть речь идет об изменениях вроде корректировки высоты дорожного просвета на 0,5 мм или изменении температуры дорожного полотна на трассе буквально на пару градусов.
И если гонка за титул и правда проиграна, причиной этого главным образом как раз и стал этот неудачный период, начавшийся с этапа в Имоле, когда на протяжении полудюжины Гран-при у «Ред Булл» очень мало что получалось».
Марко дал короткое, но точное описание проблем до летнего перерыва – именно поэтому в Испании Макс так страдал на жестких шинах. Они просто не «включались».
Похожая история без реальных шансов на победу – Гран-при Китая (слишком кочковатый трек, а спринт не дал возможности настроить болид как следует – 4-е место), этап в Бахрейне (перегрев и абразивный асфальт разрушали покрышки Ферстаппена с поразительной скоростью – 6-е место), падение с поула в Майами на 4-е по тем же причинам, драматичный разворот под британским дождем и падение с поула на 5-е, невозможность побороться за поул в Монако, жаркий кошмар картодрома Венгрии и 9-е место…

«Макларен» собирал подиумы на всех трассах первой половины календаря, кроме Гран-при Канады, где Пиастри и Норрис столкнулись.
Разворот и возврат в схватку для «Ред Булл» произошел с новым шефом как раз на Гран-при Нидерландов – Макс моментально отметил разницу.
«Мы много гонок колебались при выборе настроек, выбирали довольно экстремальные варианты. Это говорит о том, что мы не контролировали ситуацию. Мы точно не понимали, что делать. Я ощущал себя в машине пассажиром. В некоторых гонках вообще не было баланса. Теперь все лучше, шины тоже заработали немного эффективнее».
Что же было не так с болидом? Из инсайдов прессы из-за кулис и более позитивных интервью любых действующих лиц «Ред Булл» после смены руководства кажется, будто ошибка произошла при проектировании машины.
По решению бывшего шефа Кристиана Хорнера инженеры погнались за пиковыми показателями из симулятора и аэротрубы в попытке предоставить Ферстаппену быстрейшую на бумаге технику – насколько это физически возможно. Остальное – уже работа самого Макса и его напарника.

Но опора прежде всего на данные симулятора – всегда скользкая дорожка.
Например, аэротруба может сымитировать максимальные нагрузки только до скорости 250 км/ч, при этом нет возможности проверить, как машина реагирует на замедление или разгон. В симуляторе тоже нельзя проверить, как на прижимную силу подействуют кочки, какую роль сыграет боковой или попутный ветер, в какой поворот удастся попасть в сложных условиях.
Самые продвинутые технические средства все равно моделируют «статическую» ситуацию, которую потом проверяют на пилотажном симуляторе на базе – но и на нем можно задать только ограниченный набор переменных. Он не воспроизведет случайные порывы ветра или капризы шин «Пирелли», потому опора только на абсолютные цифры – всегда риск построения несбаланcированной или неуправляемой машины.
Отзывчивость ей придает обратная связь. Но «Ред Булл» привык: гений Ферстаппена тащит любой сложный болид – главное, делать его быстрым. А на жалобы второго пилота давно не обращали внимания.

Зато рост конкуренции со стороны «Макларена» подначивал делать машину все быстрее – хотя бы по данным симулятора.
Рано или поздно расплата должна была наступить – и с начала 2025-го «Ред Булл» страдал. Сезон проиграли именно в момент, когда нумерологический подход уступил универсальности и всеядности «Макларена».
Версия 3: проблема – в философии болида, «Ред Булл» проиграл 2025-й еще в 2023-м
За время действия нынешнего свода правил «Ф-1» (с 2022-го) «Ред Булл» отметился уникальным достижением: стал чуть ли не единственной командой, которая не переделывала болид с нуля по новой философии хотя бы раз за все четыре сезона.
Фактически RB21 – естественное продолжение концепта RB18, представленного в начале 2022-го. Дальше – только обновления, улучшения и пересмотры аэрообвеса с деталями.
Каждый год новая версия выводила болид на очередной уровень скорости и давала еще больше возможностей. В первые несколько сезонов трудностей с настройкой не возникало, а когда они появлялись, то решались парой ночных смен на пилотажном симуляторе на базе. Особенно ярко это проявилось во время триумфального и самого доминирующего в истории 2023-го.

Однако часто ли тогда «Ред Булл» сталкивался с настоящей оппозицией? «Макларен» заканчивал перестройку, «Мерседес» мучился с инновационной концепцией болида без понтонов, «Феррари»… выдавала классический сезон «Феррари». Соперники тонули в собственных проблемах и сражались больше друг с другом, чем с Ферстаппеном.
Кажется, именно тогда и произошел поворот не туда. «Ред Булл» принял слабости противников за свою силу и выбрал слишком экстремальный подход к проектированию и доработке с дальнейшей опорой прежде всего на пиковые показатели из виртуальных инструментов. Остальные проблемы в настройке понадеялись решить симулятором.
В 2024-м соперники подтянулись, потому сразу не показалось, будто этот подход перестал срабатывать. Однако именно тогда, видимо, произошло расхождение с видением гения команды Эдрианом Ньюи – он-то обычно за то, чтобы прежде всего слушать пилотов, всегда называл гонщиков главным датчиком и сенсором в болиде. Прославленный конструктор даже научился расшифровывать противоречивые и односложные ответы Мики Хаккинена о недостатках «Макларена» конца 90-х, но в «Ред Булл», видимо, решили, что техническая революция окончательно победила и новый подход всегда превзойдет старый.
В итоге Эдриан ушел, а команда потеряла еще год на прожигании старого багажа на новом подходе и начала исправляться только в середине сезона – момент удобно отсчитывать со смены Хорнера на Мекьеса. Новый шеф сменил философию – с его приходом и новым инженерным видением все внутри команды связали переход на более тщательный и внимательный обмен мнениями с Ферстаппеном и его трековой командой.
Так что нынешний титул «Ред Булл», скорее всего, проиграл еще в конце 2023-го – остальные промахи просто стали естественным итогом и последствием. Они бы не случились без того экзистенциального выбора.
Хотя, конечно, если бы подход к разработке поменяли в начале 2025-го и выкатили бы стабилизированную машину раньше, не проиграли бы «Макларену» столько в середине года. И тогда бы и Ферстаппен не попадал в красную зону помутнений.

И, конечно, если бы Ферстаппен не упустил в Испании столько очков, сейчас его шансы воспринимались по-другому.
Но титул точно был проигран раньше осени.
Подписывайтесь на телеграм-канал автора – там я объясняю, например, почему неверно считать, будто Цунода «донашивает детали за Ферстаппеном».
Фото: Federico Basile/Keystone Press Agency/Global Look Press/Global Look Press; Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Mark Thompson, Jared C. Tilton; East News/verstappen Dutch Grand Prix











Титул был проигран в первой половине сезона. Но Макс сделал в этом году гораздо больше в борьбе за титул, чем Норрис за 14 этапов прошлого года. Макс Пиастри проигрывал 104 очка, сейчас 25. Норрису - 70, в пике 26, сейчас 49. А Норрис в прошлом году максимум сокращать до 44 после спринта в Бразилии, а потом был гран-при Бразилии...
Это только от большого ума можно называть корытом любую не первую машину чемпионата.
Тут таких «умных» много.