8 причин, почему Пиастри все-таки заслуживал титул в «Ф-1»
Не хуже Норриса и Ферстаппена.

«Формула-1» закрыла сезон-2025 грандиозным финалом – впервые за 15 лет три гонщика дошли до последнего Гран-при с шансами на титул. Корону защищал действующий чемпион Макс Ферстаппен – против претендентов из «Макларена» Ландо Норриса и Оскара Пиастри.
Еще в конце лета казалось, будто судьба титула предрешена: после схода Норриса на Гран-при Нидерландов Пиастри лидировал с комфортнейшим отрывом в 34 балла от напарника и в 104 – от Ферстаппена. До финала оставалось 9 этапов, Оскар выглядел фаворитом и обладателем даже внутреннего преимущества.
Да, затем его сезон полетел в пропасть. Новый скандал с потерянными очками из-за командной тактики в Италии сменился чередой неудобных треков – от Баку до Лас-Вегаса Оскар забыл о подиумах и первых рядах. Он едва прорывался в топ-5 и растерял свой очковый разрыв – на финальный этап вообще вошел третьим в общем зачете.
Короткое описание разворота сезона юного австралийца могло заронить мысль, будто все закономерно: 24-летний пилот в третьем сезоне в «Ф-1» не справился с давлением, сдал психологически и справедливо проигрывал опытным конкурентам.
Но все не так просто. На самом деле Оскар провел очень мощный сезон в одном из самых конкурентных первенств за всю историю «Ф-1». И он заслуживал титула не меньше Ферстаппена или Норриса. Вот причины!
№1 Самые красивые и крышесносные обгоны года – с ним сравнится только Леклер
После каждого Гран-при и всего сезона «Формула-1» нарезает лучшие моменты и лучшие обгоны. И Оскару в новом ролике точно достанется много экранного времени – ведь чего стоит только его атака на Шарля Леклера в Италии – рискованный и неожиданный маневр, который со стороны мог бы выглядеть как абсолютное безумие!
№81 требовалось обгонять Леклера как можно раньше, чтобы продолжать схватку за титул. Он уже попробовал одну «обычную» атаку раньше – и Шарль вернул позицию. Потому пришлось удивить пилота «Феррари» и пойти на риск – между контактом и вылетом.

«Не припомню, чтобы кто-то когда-либо обгонял по внешней траектории этом повороте, – комментировал бывший гонщик «Рено» и нынешний эксперт F1TV Джолион Палмер. – Это практически невозможно. Неожиданный трюк, достойный лучшего фокусника – и огромный риск. Посмотрите, как же они сблизились!
В случае столкновения Пиастри наверняка бы сошел – его вынесло бы влево на траву и он бы врезался в барьер. Для лидера чемпионата это колоссальный риск – пойти на такой обгон. Теперь он обязан продолжать и атаковать – ведь если бы он сдался и затормозил, машины бы сцепились колесами. Оскар был обязан удерживать свое колесо впереди колеса Шарля. И это даже заставило его продолжать маневр по внешней. Огромный риск.
Нужно все просчитать и ни на секунду не сомневаться в своих силах. Здесь нужна полная уверенность».
И такой же подход с мастерством Пиастри выдавал еще на первом же Гран-при – в Австралии, когда вылетел с трека на мокром треке и вынужден был как можно быстрее подниматься в очки, чтобы не начинать сезон с гигантским отставанием от Норриса.
Фактически тот же подход: нырок на внешнюю впритирку с барьером, установка колеса практически перед задним колесом Хэмилтона, ожидание, пока болид «закусит» траекторию благодаря преимуществу в прижимной силе…
Все то же. Только на мокром треке!
Оскар знает, что машина не переварит маневр, то рисковать не станет. Но если факты на столе говорят о наличии реальных шансов, которые перевешивают риск последствий – Пиастри пойдет в атаку, даже если со стороны она будет казаться невозможной и самоубийственной.
Вероятно, потому такие обгоны и срабатывают – соперники просто не верят, что у него получится. Ведь и Хэмилтон, и Леклер (в особенности Леклер!) – из неуступчивых ребят. Они запросто закрывают траектории, если чувствуют опасность. Обогнать Шарля в быстром повороте чисто и безопасно – задача для настоящих смельчаков. Кто-то регулярно пробует и обламывается – из последних жертв можно вспомнить Джорджа Расселла на Гран-при Нидерландов. И в этом сезоне так же красиво обгонял пару раз только Шарль Леклер. У Пиастри же наберется полдюжины таких атак – еще на Антонелли в Катаре и Майами, на Ферстаппена, еще несколько атак на Норриса и Хэмилтона…
Или как насчет важнейшего обгона в самом начале финальной гонки – атака на напарника в равной машине. На первом круге. В битве за подиум. На жестком «харде» против «медиума». По внешней траектории!
Точно самый яркий момент Гран-при и важнейшее заявление от Оскара. Этим маневром он всем все доказал.
Этот сезон в целом заслуживает просмотра (или пересмотра), потому хватит спойлеров – лучше увидеть самостоятельно!
№2: Единственный, кто пока на деле показал, что не трясется из-за Ферстаппена
С 2021-го у Макса особенно не было прямых конкурентов для схваток колесо в колесо. В первой половине 2022-го лидеру «Ред Булл» временами противостоял Леклер, но Шарль рубился с Ферстаппеном на равных только в паре Гран-при, чаще оборонялся и быстро сдался под давлением оппонента (монегаск признавался: решающий крэш во Франции случился из-за чемпионского прессинга).
Лишь в 2024-м до Макса дотянулся старый друг по виртуальным гонкам Ландо Норрис – но четырехкратный чемпион не слишком-то боялся пилота «Макларена». Напротив – не стеснялся вывозить №4 с трека, выдавливать с траектории и идти на контакт в опасных ситуациях. Ландо раз за разом попадал в ловушки оппонента, говорил в интервью о нежелании быть плохим парнем и менять подход, признавал превосходство Макса как гонщика и искал более надежные способы атаки. Например, ждал, пока шины на болиде «Ред Булл» износятся и Ферстаппен сам вывезет себя с трека на позднем торможении или просто не сможет больше сопротивляться из-за низкого сцепления.
В середине 2025-го Норрис все чаще обгонял Ферстаппена в такой манере, и, казалось, преодолел давление со стороны Макса. Но нет: на старте Гран-при Лас-Вегаса попробовал неловко захлопнуть калитку – и… отправился на 3-е место.
Из всех соперников Ферстаппена только Пиастри с первых же личных стычек накормил Макса его же фишками.
Один этот маневр уже идет вразрез со всем, что мы видели в последние 3 сезона. Наконец нидерландцу дают отпор и атакуют. А ведь Макс – уже признанный «один из лучших в истории».
№3: Сражение на равных с Норрисом в недружественной обстановке в «Макларене»
Да, в команде условно объявлено полное равенство с философией полного невмешательства в противостояние пилотов. Формально у Норриса и Пиастри – равные права и возможности: по идее каждый готов подчиниться приказу с мостика и уступить другому позицию, если команда попросит. Каждый получает равную стратегию, а команда заботится об отсутствии внутреннего фаворитизма и преимущества.
Вот только подход полного равенства без оглядки на обстоятельства несколько раз доходил до абсурда. Например, требование вернуть позицию Норрису из-за проваленного пит-стопа вызвало недовольство у Оскара и лавину осуждений от фанатов.
А еще такой подход часто вводит команду в ступор – она не успевает быстро принять решение, и соперники выигрывают стратегически. Пример – недавний фэйл с пит-стопом за сэйфти-каром на Гран-при Катара.
И да, практически каждый такой случай с командной тактикой, затыком по стратегии и уравниловкой подбивал именно Пиастри – по крайней мере, чуть больше, чем напарника.
Да и в целом обстановка в команде все равно сложилась такой, что большинство сторонних зрителей уверены – «Макларен» хотел видеть чемпионом мира именно Норриса.

Неудивительно: Ландо проводил в оранжевом седьмой сезон, врос в коллектив и стал его новым образом и аватаром. Весь «Макларен» словно перенял характер англичанина: веселый, быстрый и перспективный, но психологически неустойчивый, импульсивный и немного нерешительный. Норрис – новая британская суперзвезда, «наследник Хэмилтона» и один из самых популярных пилотов на стартовой решетке, а потому играет важнейшую роль и в маркетинговом поле для финансового оздоровления компании. Босс Зак Браун помогал ему выстраивать и управлять своей медиаимперией Quadrant, а Пиастри… Судя по откровениям шефа, приглашение австралийца – вообще идея давно покинувшего команду бывшего руководителя спортивной части Андреаса Зайдля.
Норрис воспринимался как полностью свой. Пиастри – как классный и ценный, но нанятый со стороны сотрудник. По инсайдам и слухам, собранным австралийским медиа CODE Sports, внутреннее отношение к №81 намного прохладнее и отрешеннее – «худшее из всех, чем проявляют к топ-гонщику в любых других командах», и в течение сезона «уже происходило несколько неприятных внутренних моментов».
И все равно Оскар в такой обстановке гонялся с Ландо на равных. И даже превосходил напарника большую часть сезона.
№4: По-настоящему провалил только один Гран-при. В остальном сезоне – король стабильности
Казалось бы, если Оскар так хорош, как же умудрился растерять такое преимущество за 6 Гран-при? Выглядит же как полный и нечемпионский провал?
Если углубиться в детали, можно заметить, что именно в этой части сезона – максимальная концентрация треков с неудобными характеристиками для «Макларена» в целом и лично для Пиастри. Много участков с прямыми (на которых оранжевый болид проигрывает всем из «большой четверки»), много секторов с кочками (подвеска «Макларена» их не любит, подпрыгивания ломают генерирование прижимной силы), много автодромов с низким сцеплением (не подходят уже стилю Пиастри – он хуже чувствует машину на них и не может реализовывать плавный пилотаж).

Вышла целая серия: Италия (одни прямые), Баку (еще больше прямых, низкое сцепление, городские поребрики), Сингапур (городской асфальт с низким сцеплением, поребрики), «Трасса Америк» (кочки и прямые), Мексика (много прямых, низкое сцепление, низкий уровень прижима), Бразилия (кочки и перепады высот) и Вегас (то же, что и Баку).
До этой серии «Макларен» сталкивался с похожими проблемами на подобных трассах – например, в Канаде. Да и в схожей Саудовской Аравии Норрис провалился из-за рисковых атак на прямых.
И все равно за время этой серии Пиастри приехал на подиум в Италии, квалифицировался в топ-3 в Сингапуре и потерял позицию из-за агрессивной атаки Норриса с контактом и заехал в топ-5 на остальных этапах, минимизируя ущерб. Его результаты выглядят провалом прежде всего потому, что такие автодромы – удобные именно для Ландо, и №4 без главного соперника сумел отыграться. А параллельно «Ред Булл» решил основную проблему с болидом и вернул Ферстаппена в игру. Все факторы просто сложились в одну неудачную негативную спираль.
По-настоящему провален только один Гран-при – в Баку. Только там Оскар откровенно и лично косячил: пересчитал барьеры и в практике, и в квалификации, и при хаотичном старте гонки в попытке отыграться. Тогда же и сошел на первом круге – и в тот момент растерял основу преимущества.
Но это только один такой Гран-при! В остальном Оскар – образец стабильности. Даже после неудачного отрезка все равно оставался первым перед финалом по количеству кругов лидирования. Средние позиции на старте и финише – остались близкими к прямым конкурентам. Победы, поулы, подиумы – все на том же уровне.

А вспомните королевскую статистику Оскара до неудачного отрезка – его феноменальную очковую серию с набранными очками (40 подряд – в топ-3 за всю историю «Ф-1») или без сходов (с Гран-при США 2023-го).
На самом деле Пиастри стабилен, насколько это вообще возможно для столь молодого гонщика – крайне редко попадает в аварии при очень высоком темпе, не совершает глупостей, никогда не паникует. Это качества чемпиона.
№5: Когда все твердили, будто он сломался, мощнейшим Гран-при Катара доказал: все еще в деле
За время неудачной серии с Баку по Вегас нарратив «Пиастри сдал, Пиастри сломался, Пиастри на спаде формы» превратился чуть ли не в точку общего согласия среди журналистов, медиа и комментаторов. Пояснения «Макларена» и самого Оскара о пилотажном стиле, характеристиках машины и автодромов никого не убеждали: слишком резко выглядела разница с феноменальным стабильным периодом, Норрис и Ферстаппен прибавили слишком сильно и нагнали слишком быстро. А сам австралиец словно бы и не пытался отыграться: не рисковал больше прежнего, не ускорялся, не менял подход.
Однако после череды неудобных трасс «Ф-1» приехала в «место силы» Оскара – Катар. И он деле показал, как «сломался»: выдал идеальный уик-энд с победой в спринтоквале, спринте, основной квалификации и идеальным стартом в гонке. Главную победу он потерял исключительно по вине команды, и даже после стратегического фэйла сделал все возможное для сохранения первого места – отыграл 15 секунд у Ферстаппена в чистом воздухе и с первого же наскока разделался с Антонелли, чтобы не терять за ним время (Норрис провисел за «Мерседесом» больше 10 кругов).
Мощнейший перформанс только подчеркнул: все-таки он и не ломался, а неудачный отрезок был связан именно с сохранением прежнего подхода и пилотажа. Отказ от рисков и пересмотра гоночного стиля вроде бы помог минимизировать ущерб, но также и подставил парня под критику: все решили, будто он перешел в режим «не стоит и пытаться». Конечно, замедление прогресса на трудных трассах – не очень позитивный знак, но все-таки мастерство никуда не ушло.
№6: Редкий ледяной характер – потенциально новый Кими Райкконен
Даже неудачный отрезок перераскрыл Оскара как психологически устойчивого гонщика. Его реакции по радио в прессе никак не менялись по сравнению с победными и стабильными временами – все такой же ровный флегматичный тон. Даже в моменты осознания провала в Катаре он не ругался по радио и не выдавал печальных речей в стиле Хэмилтона – просто молчал.
Вообще, во многих переговорах и интервью мы можем услышать нового Райкконена: «Опять выиграл? Чего радуетесь, в первый раз, что ли?»
Идеальный пример – на Гран-при Саудовской Аравии: Оскар вроде бы вел сложнейшую жаркую гонку и выигрывал всего пару секунд у робота Ферстаппена, но… Ему было настолько все равно, что он пожаловался на вот эти мигающие красные огни на балконе – «похожи на красные флаги, могут кого-то запутать».
Такими бывают только Алонсо и Ферстаппен, но их временами захлестывают эмоции. Оскар держится – и это потрясает.
№7: Пиастри – скромный спортсмен, без маркетинга, политики и вечеринок
Оскар на самом деле – пример «чистого гонщика». Его не замечали на вечеринках, у него почти нет ярких спонсорских интеграций, после победы он даже летает обычными авиалиниями – и это при зарплате в 25 млн в год!
Его девушка – самый нетипичный выбор для пилота «Ф-1». Познакомились еще в школе в 14 лет, начали встречаться в 17, она с отличием окончила инженерный факультет университета Хэйлибери. Вошла в число студентов, получивших лучшие результаты по итогам экзаменов GCSE в истории заведения. И теперь интересуется работой в инженерной части «Формулы-1».

Его личность проявляется даже в маркетинге: Оскар – амбассадор спортпита ON в «Макларене», и только у него есть свой напиток-протеиновый шейк в меню для спонсора-отеля. Все его появления в медиа словно вертятся только вокруг тренировок, симулятора и гонок.
Лучший штрих – история о первой победе в «Ф-1»: выиграл со сломанным ребром. Скрывал месяц!

Разве не чемпионские черты?
№8: Его вмешательство в схватку двух друзей – голливудская история
«Ф-1» давно ждала восхождения Норриса и «Макларена» – его видели достойным антагонистом Ферстаппену. Даже строгий босс всех пилотов «Ред Булл» Гельмут Марко постоянно признавал таланты Ландо и говорил, как №4 подошел бы их команде и хорошо вписался в пару к Максу – ведь они друзья с картинга и в автосимуляторах.
В паддоке даже сложился консенсус: раз у Леклера и «Феррари» пока не получается, а «Мерседес» в кризисе, следующим чемпионом должен стать именно Норрис.
История 2024-го и постоянные стычки Ландо и Макса только разогрели этот нарратив. Бывшие друзья, ставшие соперниками – чем не вывеска для драмы? Особенно с учетом их противоположных подходов: агрессивного и бескомпромиссного Ферстаппена и более человечного и тревожного Норриса.
Круче мог быть только внезапный рывок аутсайдера-полуновичка из тени. Самый малозаметный персонаж вдруг становится победителем и свергает самые популярные фигуры своего дела – это же чистый Голливуд. Почти как в художественном фильме про «Ф-1» с Питтом, но без ветерана в главной роли.
Пиастри как раз предстал идеальным таким персонажем. Его никто не котировал фаворитом перед стартом сезона. В него мало кто верил и после первых гонок. И он персонально словно объединил в себе лучшие черты Ферстаппена и Норриса – с одной стороны, не уступал по жесткости и гоночному мастерству Ферстаппену, но и с Норрисом его роднили вдумчивость, готовность к работе на благо команды и способность к саморефлексии. Вышел персонаж в стиле «джокер-сюрприз» первоначально второго плана, объединивший лучшее от главных антагонистов. И как бы бы драматично, если бы никто из героев в итоге не получил бы награду, а она ушла бы тому самому парню, кого сперва никто не замечал!
А вы за кого болели в этой разборке?
Подписывайтесь на телеграм автора – там я объяснял, почему же Пиастри и Норрису позволили сражаться до самого финала сезона ради маркетинга вместо поддержки Оскара, когда он был лидером.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Mark Thompson













да, стабилен, да, быстр, да, обгоны на уровне.
но ему нужно еще много учиться. нельзя так сильно проигрывать напарнику, как это было в Бразилии и Мексике, в разгар борьбы за титул. не нужно ныть по радио после заслуженного штрафа в Сильверстоуне, мол верните мне позицию. и нужно продумывать различные варианты стратегии с командой, так как в Катаре Пиастри обязан был ехать на пит-стоп под СК, а рисковать или нет это уже нужно было решать Норрису. победа в Катаре давала бы гораздо больше вариантов Оскару, так как при расстановке Пиастри-Макс-Норрис в Абу-Даби именно он становился бы чемпионом.
при этом адаптивность потрясающая, в этом году уделывал Ландо на треках, на которых до этого года ему проигрывал. в этом противостоянии болел именно за него и надеюсь, что свой титул он возьмет
Взять, например, стабильность.
Видим, что у Пиастри больше всех кругов лидирования. При этом он не реализовал их в большее количество побед. Говорит ли это о стабильности? Скорее наоборот. "Крайне редко попадает в аварии при очень высоком темпе"? Так здесь тоже прямая причинно-следственная связь; когда едешь впереди, шансов попасть в аварию в разы меньше.
Скромность - тоже понятие относительное. Историю его прихода в Ф1 скромной ну никак не назовёшь. А что на вечеринки не ходит и личного самолёта не имеет, так это можно списать не на скромность, а на прижимистость, занудство и ЧСВ.
"Ледяной характер" и сравнения с Райкконеном туда же. Кими был прикольный, по сути человек-мем; Оскар - банально скучный.
Про "недружественную обстановку в команде" тоже австралийская бабка надвое сказала.
Итд итп.
Короче говоря, не убедили. :)
Другое дело сказать, что Оскар имел реальные шансы на титул.
Некоторое количество очков Пиастри потерял не по своей вине, а по вине команды, и здесь ему не повезло.
Но оправдывать его отставание тем, что на ряде трасс он пилотирует хуже, чем соперники, это зашквар.
Чемпион должен, как минимум, пилотировать не хуже соперников.
Посмотрим на следующий сезон.
Потенциал у Пиастри есть, должен сделать правильные выводы.
Но и главное - Макс разорвал его как тузик грелку отыграв более сотни очков и привезя гандикап в конце сезона - ну о какой заслуге может идти речь.
Что касается некотрой истерии вокруг него, то вполне возможно она слегка спродюссирована: и Вэббером, и прямыми конкурентами МакЛарена.