16 мин.

8 причин, почему Пиастри все-таки заслуживал титул в «Ф-1»

Не хуже Норриса и Ферстаппена.

«Формула-1» закрыла сезон-2025 грандиозным финалом – впервые за 15 лет три гонщика дошли до последнего Гран-при с шансами на титул. Корону защищал действующий чемпион Макс Ферстаппен – против претендентов из «Макларена» Ландо Норриса и Оскара Пиастри.

Еще в конце лета казалось, будто судьба титула  предрешена: после схода Норриса на Гран-при Нидерландов Пиастри лидировал с комфортнейшим отрывом в 34 балла от напарника и в 104 – от Ферстаппена. До финала оставалось 9 этапов, Оскар выглядел фаворитом и обладателем даже внутреннего преимущества.

Да, затем его сезон полетел в пропасть. Новый скандал с потерянными очками из-за командной тактики в Италии сменился чередой неудобных треков – от Баку до Лас-Вегаса Оскар забыл о подиумах и первых рядах. Он едва прорывался в топ-5 и растерял свой очковый разрыв – на финальный этап вообще вошел третьим в общем зачете.

Короткое описание разворота сезона юного австралийца могло заронить мысль, будто все закономерно: 24-летний пилот в третьем сезоне в «Ф-1» не справился с давлением, сдал психологически и справедливо проигрывал опытным конкурентам.

Но все не так просто. На самом деле Оскар провел очень мощный сезон в одном из самых конкурентных первенств за всю историю «Ф-1». И он заслуживал титула не меньше Ферстаппена или Норриса. Вот причины!

№1 Самые красивые и крышесносные обгоны года – с ним сравнится только Леклер

После каждого Гран-при и всего сезона «Формула-1» нарезает лучшие моменты и лучшие обгоны. И Оскару в новом ролике точно достанется много экранного времени – ведь чего стоит только его атака на Шарля Леклера в Италии – рискованный и неожиданный маневр, который со стороны мог бы выглядеть как абсолютное безумие!

№81 требовалось обгонять Леклера как можно раньше, чтобы продолжать схватку за титул. Он уже попробовал одну «обычную» атаку раньше – и Шарль вернул позицию. Потому пришлось удивить пилота «Феррари» и пойти на риск – между контактом и вылетом.

«Не припомню, чтобы кто-то когда-либо обгонял по внешней траектории этом повороте, – комментировал бывший гонщик «Рено» и нынешний эксперт F1TV Джолион Палмер. – Это практически невозможно. Неожиданный трюк, достойный лучшего фокусника – и огромный риск. Посмотрите, как же они сблизились!

В случае столкновения Пиастри наверняка бы сошел – его вынесло бы влево на траву и он бы врезался в барьер. Для лидера чемпионата это колоссальный риск – пойти на такой обгон. Теперь он обязан продолжать и атаковать – ведь если бы он сдался и затормозил, машины бы сцепились колесами. Оскар был обязан удерживать свое колесо впереди колеса Шарля. И это даже заставило его продолжать маневр по внешней. Огромный риск.

Нужно все просчитать и ни на секунду не сомневаться в своих силах. Здесь нужна полная уверенность».

И такой же подход с мастерством Пиастри выдавал еще на первом же Гран-при – в Австралии, когда вылетел с трека на мокром треке и вынужден был как можно быстрее подниматься в очки, чтобы не начинать сезон с гигантским отставанием от Норриса.

Фактически тот же подход: нырок на внешнюю впритирку с барьером, установка колеса практически перед задним колесом Хэмилтона, ожидание, пока болид «закусит» траекторию благодаря преимуществу в прижимной силе…

Все то же. Только на мокром треке!

Оскар знает, что машина не переварит маневр, то рисковать не станет. Но если факты на столе говорят о наличии реальных шансов, которые перевешивают риск последствий – Пиастри пойдет в атаку, даже если со стороны она будет казаться невозможной и самоубийственной.

Вероятно, потому такие обгоны и срабатывают – соперники просто не верят, что у него получится. Ведь и Хэмилтон, и Леклер (в особенности Леклер!) – из неуступчивых ребят. Они запросто закрывают траектории, если чувствуют опасность. Обогнать Шарля в быстром повороте чисто и безопасно – задача для настоящих смельчаков. Кто-то регулярно пробует и обламывается – из последних жертв можно вспомнить Джорджа Расселла на Гран-при Нидерландов. И в этом сезоне так же красиво обгонял пару раз только Шарль Леклер. У Пиастри же наберется полдюжины таких атак – еще на Антонелли в Катаре и Майами, на Ферстаппена, еще несколько атак на Норриса и Хэмилтона…

Или как насчет важнейшего обгона в самом начале финальной гонки – атака на напарника в равной машине. На первом круге. В битве за подиум. На жестком «харде» против «медиума». По внешней траектории!

Точно самый яркий момент Гран-при и важнейшее заявление от Оскара. Этим маневром он всем все доказал.

Этот сезон в целом заслуживает просмотра (или пересмотра), потому хватит спойлеров – лучше увидеть самостоятельно!

№2: Единственный, кто пока на деле показал, что не трясется из-за Ферстаппена

С 2021-го у Макса особенно не было прямых конкурентов для схваток колесо в колесо. В первой половине 2022-го лидеру «Ред Булл» временами противостоял Леклер, но Шарль рубился с Ферстаппеном на равных только в паре Гран-при, чаще оборонялся и быстро сдался под давлением оппонента (монегаск признавался: решающий крэш во Франции случился из-за чемпионского прессинга).

Лишь в 2024-м до Макса дотянулся старый друг по виртуальным гонкам Ландо Норрис – но четырехкратный чемпион не слишком-то боялся пилота «Макларена». Напротив – не стеснялся вывозить №4 с трека, выдавливать с траектории и идти на контакт в опасных ситуациях. Ландо раз за разом попадал в ловушки оппонента, говорил в интервью о нежелании быть плохим парнем и менять подход, признавал превосходство Макса как гонщика и искал более надежные способы атаки. Например, ждал, пока шины на болиде «Ред Булл» износятся и Ферстаппен сам вывезет себя с трека на позднем торможении или просто не сможет больше сопротивляться из-за низкого сцепления.

В середине 2025-го Норрис все чаще обгонял Ферстаппена в такой манере, и, казалось, преодолел давление со стороны Макса. Но нет: на старте Гран-при Лас-Вегаса попробовал неловко захлопнуть калитку – и… отправился на 3-е место.

Из всех соперников Ферстаппена только Пиастри с первых же личных стычек накормил Макса его же фишками.

Один этот маневр уже идет вразрез со всем, что мы видели в последние 3 сезона. Наконец нидерландцу дают отпор и атакуют. А ведь Макс – уже признанный «один из лучших в истории».

№3: Сражение на равных с Норрисом в недружественной обстановке в «Макларене»

Да, в команде условно объявлено полное равенство с философией полного невмешательства в противостояние пилотов. Формально у Норриса и Пиастри – равные права и возможности: по идее каждый готов подчиниться приказу с мостика и уступить другому позицию, если команда попросит. Каждый получает равную стратегию, а команда заботится об отсутствии внутреннего фаворитизма и преимущества.

Вот только подход полного равенства без оглядки на обстоятельства несколько раз доходил до абсурда. Например, требование вернуть позицию Норрису из-за проваленного пит-стопа вызвало недовольство у Оскара и лавину осуждений от фанатов.

А еще такой подход часто вводит команду в ступор – она не успевает быстро принять решение, и соперники выигрывают стратегически. Пример – недавний фэйл с пит-стопом за сэйфти-каром на Гран-при Катара.

И да, практически каждый такой случай с командной тактикой, затыком по стратегии и уравниловкой подбивал именно Пиастри – по крайней мере, чуть больше, чем напарника.

Да и в целом обстановка в команде все равно сложилась такой, что большинство сторонних зрителей уверены – «Макларен» хотел видеть чемпионом мира именно Норриса.

Неудивительно: Ландо проводил в оранжевом седьмой сезон, врос в коллектив и стал его новым образом и аватаром. Весь «Макларен» словно перенял характер англичанина: веселый, быстрый и перспективный, но психологически неустойчивый, импульсивный и немного нерешительный. Норрис – новая британская суперзвезда, «наследник Хэмилтона» и один из самых популярных пилотов на стартовой решетке, а потому играет важнейшую роль и в маркетинговом поле для финансового оздоровления компании. Босс Зак Браун помогал ему выстраивать и управлять своей медиаимперией Quadrant, а Пиастри… Судя по откровениям шефа, приглашение австралийца – вообще идея давно покинувшего команду бывшего руководителя спортивной части Андреаса Зайдля.

Норрис воспринимался как полностью свой. Пиастри – как классный и ценный, но нанятый со стороны сотрудник. По инсайдам и слухам, собранным австралийским медиа CODE Sports, внутреннее отношение к №81 намного прохладнее и отрешеннее – «худшее из всех, чем проявляют к топ-гонщику в любых других командах», и в течение сезона «уже происходило несколько неприятных внутренних моментов».

И все равно Оскар в такой обстановке гонялся с Ландо на равных. И даже превосходил напарника большую часть сезона.

№4: По-настоящему провалил только один Гран-при. В остальном сезоне – король стабильности

Казалось бы, если Оскар так хорош, как же умудрился растерять такое преимущество за 6 Гран-при? Выглядит же как полный и нечемпионский провал?

Если углубиться в детали, можно заметить, что именно в этой части сезона – максимальная концентрация треков с неудобными характеристиками для «Макларена» в целом и лично для Пиастри. Много участков с прямыми (на которых оранжевый болид проигрывает всем из «большой четверки»), много секторов с кочками (подвеска «Макларена» их не любит, подпрыгивания ломают генерирование прижимной силы), много автодромов с низким сцеплением (не подходят уже стилю Пиастри – он хуже чувствует машину на них и не может реализовывать плавный пилотаж).

Вышла целая серия: Италия (одни прямые), Баку (еще больше прямых, низкое сцепление, городские поребрики), Сингапур (городской асфальт с низким сцеплением, поребрики), «Трасса Америк» (кочки и прямые), Мексика (много прямых, низкое сцепление, низкий уровень прижима), Бразилия (кочки и перепады высот) и Вегас (то же, что и Баку).

До этой серии «Макларен» сталкивался с похожими проблемами на подобных трассах – например, в Канаде. Да и в схожей Саудовской Аравии Норрис провалился из-за рисковых атак на прямых.

И все равно за время этой серии Пиастри приехал на подиум в Италии, квалифицировался в топ-3 в Сингапуре и потерял позицию из-за агрессивной атаки Норриса с контактом и заехал в топ-5 на остальных этапах, минимизируя ущерб. Его результаты выглядят провалом прежде всего потому, что такие автодромы – удобные именно для Ландо, и №4 без главного соперника сумел отыграться. А параллельно «Ред Булл» решил основную проблему с болидом и вернул Ферстаппена в игру. Все факторы просто сложились в одну неудачную негативную спираль.

По-настоящему провален только один Гран-при – в Баку. Только там Оскар откровенно и лично косячил: пересчитал барьеры и в практике, и в квалификации, и при хаотичном старте гонки в попытке отыграться. Тогда же и сошел на первом круге – и в тот момент растерял основу преимущества.

Но это только один такой Гран-при! В остальном Оскар – образец стабильности. Даже после неудачного отрезка все равно оставался первым перед финалом по количеству кругов лидирования. Средние позиции на старте и финише – остались близкими к прямым конкурентам. Победы, поулы, подиумы – все на том же уровне.

А вспомните королевскую статистику Оскара до неудачного отрезка – его феноменальную очковую серию с набранными очками (40 подряд – в топ-3 за всю историю «Ф-1») или без сходов (с Гран-при США 2023-го).

На самом деле Пиастри стабилен, насколько это вообще возможно для столь молодого гонщика – крайне редко попадает в аварии при очень высоком темпе, не совершает глупостей, никогда не паникует. Это качества чемпиона.

№5: Когда все твердили, будто он сломался, мощнейшим Гран-при Катара доказал: все еще в деле

За время неудачной серии с Баку по Вегас нарратив «Пиастри сдал, Пиастри сломался, Пиастри на спаде формы» превратился чуть ли не в точку общего согласия среди журналистов, медиа и комментаторов. Пояснения «Макларена» и самого Оскара о пилотажном стиле, характеристиках машины и автодромов никого не убеждали: слишком резко выглядела разница с феноменальным стабильным периодом, Норрис и Ферстаппен прибавили слишком сильно и нагнали слишком быстро. А сам австралиец словно бы и не пытался отыграться: не рисковал больше прежнего, не ускорялся, не менял подход.

Однако после череды неудобных трасс «Ф-1» приехала в «место силы» Оскара – Катар. И он деле показал, как «сломался»: выдал идеальный уик-энд с победой в спринтоквале, спринте, основной квалификации и идеальным стартом в гонке. Главную победу он потерял исключительно по вине команды, и даже после стратегического фэйла сделал все возможное для сохранения первого места – отыграл 15 секунд у Ферстаппена в чистом воздухе и с первого же наскока разделался с Антонелли, чтобы не терять за ним время (Норрис провисел за «Мерседесом» больше 10 кругов).

Мощнейший перформанс только подчеркнул: все-таки он и не ломался, а неудачный отрезок был связан именно с сохранением прежнего подхода и пилотажа. Отказ от рисков и пересмотра гоночного стиля вроде бы помог минимизировать ущерб, но также и подставил парня под критику: все решили, будто он перешел в режим «не стоит и пытаться». Конечно, замедление прогресса на трудных трассах – не очень позитивный знак, но все-таки мастерство никуда не ушло.

№6: Редкий ледяной характер – потенциально новый Кими Райкконен

Даже неудачный отрезок перераскрыл Оскара как психологически устойчивого гонщика. Его реакции по радио в прессе никак не менялись по сравнению с победными и стабильными временами – все такой же ровный флегматичный тон. Даже в моменты осознания провала в Катаре он не ругался по радио и не выдавал печальных речей в стиле Хэмилтона – просто молчал.

Вообще, во многих переговорах и интервью мы можем услышать нового Райкконена: «Опять выиграл? Чего радуетесь, в первый раз, что ли?»

Идеальный пример – на Гран-при Саудовской Аравии: Оскар вроде бы вел сложнейшую жаркую гонку и выигрывал всего пару секунд у робота Ферстаппена, но… Ему было настолько все равно, что он пожаловался на вот эти мигающие красные огни на балконе – «похожи на красные флаги, могут кого-то запутать».

Такими бывают только Алонсо и Ферстаппен, но их временами захлестывают эмоции. Оскар держится – и это потрясает.

№7: Пиастри – скромный спортсмен, без маркетинга, политики и вечеринок

Оскар на самом деле – пример «чистого гонщика». Его не замечали на вечеринках, у него почти нет ярких спонсорских интеграций, после победы он даже летает обычными авиалиниями – и это при зарплате в 25 млн в год!

Его девушка – самый нетипичный выбор для пилота «Ф-1». Познакомились еще в школе в 14 лет, начали встречаться в 17, она с отличием окончила инженерный факультет университета Хэйлибери. Вошла в число студентов, получивших лучшие результаты по итогам экзаменов GCSE в истории заведения. И теперь интересуется работой в инженерной части «Формулы-1».

Его личность проявляется даже в маркетинге: Оскар – амбассадор спортпита ON в «Макларене», и только у него есть свой напиток-протеиновый шейк в меню для спонсора-отеля. Все его появления в медиа словно вертятся только вокруг тренировок, симулятора и гонок.

Лучший штрих – история о первой победе в «Ф-1»: выиграл со сломанным ребром. Скрывал месяц!

Разве не чемпионские черты?

№8: Его вмешательство в схватку двух друзей – голливудская история

«Ф-1» давно ждала восхождения Норриса и «Макларена» – его видели достойным антагонистом Ферстаппену. Даже строгий босс всех пилотов «Ред Булл» Гельмут Марко постоянно признавал таланты Ландо и говорил, как №4 подошел бы их команде и хорошо вписался в пару к Максу – ведь они друзья с картинга и в автосимуляторах.

В паддоке даже сложился консенсус: раз у Леклера и «Феррари» пока не получается, а «Мерседес» в кризисе, следующим чемпионом должен стать именно Норрис.

История 2024-го и постоянные стычки Ландо и Макса только разогрели этот нарратив. Бывшие друзья, ставшие соперниками – чем не вывеска для драмы? Особенно с учетом их противоположных подходов: агрессивного и бескомпромиссного Ферстаппена и более человечного и тревожного Норриса.

Круче мог быть только внезапный рывок аутсайдера-полуновичка из тени. Самый малозаметный персонаж вдруг становится победителем и свергает самые популярные фигуры своего дела – это же чистый Голливуд. Почти как в художественном фильме про «Ф-1» с Питтом, но без ветерана в главной роли.

Пиастри как раз предстал идеальным таким персонажем. Его никто не котировал фаворитом перед стартом сезона. В него мало кто верил и после первых гонок. И он персонально словно объединил в себе лучшие черты Ферстаппена и Норриса – с одной стороны, не уступал по жесткости и гоночному мастерству Ферстаппену, но и с Норрисом его роднили вдумчивость, готовность к работе на благо команды и способность к саморефлексии. Вышел персонаж в стиле «джокер-сюрприз» первоначально второго плана, объединивший лучшее от главных антагонистов. И как бы бы драматично, если бы никто из героев в итоге не получил бы награду, а она ушла бы тому самому парню, кого сперва никто не замечал!

А вы за кого болели в этой разборке?

Подписывайтесь на телеграм автора – там я объяснял, почему же Пиастри и Норрису позволили сражаться до самого финала сезона ради маркетинга вместо поддержки Оскара, когда он был лидером.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Mark Thompson