0

Новый свет

Две недели назад в Далласе завершился чемпионат США по фигурному катанию. Обозреватели "Известий" не слишком активно освещали этот турнир, решив подождать, пока в Москву не прилетят подробные видеоматериалы о нем. Знакомство с ними позволяет сделать вывод: теперь именно США будут главным конкурентом России не только в одиночном катании, но и в танцах.

Пары

Американское количество никак не переходит в качество. В Даллас приехали 16 спортивных пар. В то время как последний чемпионат главной державы парного катания -- России -- собрал только 9. На недавнее первенство Европы заявилось 13 пар. Однако даже при очень низком соревновательном уровне турнира в Мальме, новые американские чемпионы Тиффани Скотт и Филипп Дюлебон с таким прокатом произвольной программы вряд ли попали бы даже в шестерку. О двух других парах, которые будут представлять США на чемпионате мира, и говорить как-то неловко -- трудно представить, при каких обстоятельствах они могут оказаться в первой десятке.

Выскажу вслух мысль почти преступную. Тамаре Москвиной стоило не спешить с возвращением в Петербург, а взяться за какую-нибудь новую американскую пару во имя будущего парного катания. Здоровье Америки -- это здоровье мира, ибо Америка -- главный инвестор фигурного катания. Вокруг нее так или иначе вращается весь мир фигурного катания. Увы, никаких поводов для бурного увлечения Америки парным катанием, судя по тому, что происходило в Далласе, в ближайшее время не предвидится.

Танцы

Америка начинает всерьез интересоваться танцами. Канал АВС -- главный популяризатор фигурного катания в Америке -- при помощи титров старательно объяснял зрителям правила игры. В отличие от других стран Америка не может любить то, чего она не понимает. А эта страна очень хочет разобраться, что и как устроено в танцах, потому что у нее появилась пара, которую невозможно не любить. Скажем больше, пара, какой у нее не было никогда или, по крайней мере, с тех пор, как танцы были включены в программу зимних Олимпийских игр.

''Танит Белбин и Бенджамин Агосто -- очень молоды, очень красивы и уже многое умеют в танцах. Уже больше, чем американские непререкаемые лидеры последнего пятилетия -- Наоми Ланг и Петр Чернышов. Собственно, абсолютно все были готовы к тому, что в Далласе произойдет смена лидера. Включая судей. Белбин и Агосто с огромным преимуществом выиграли оригинальный танец у Ланг и Чернышова, но в своей блестящей произвольной программе на музыку Элвиса Пресли не справились со сложными перестроениями, сбились и одним судейским голосом проиграли золото своим опытным конкурентам.

Ланг и Чернышов выиграли пятый и, по всему, последний чемпионский титул. Они уходят по окончании этого сезона и освобождают дорогу для тех, кому вполне по силам сделать то, что не удавалось ни им, ни какой-нибудь другой американской танцевальной паре за последние 20 лет -- бороться за места на пьедестале всех крупнейших соревнований, включая Олимпийские игры.

Однако главное впечатление от танцевального турнира в Далласе оставил даже не драматичный поединок двух сильнейших американских пар. Главная новость -- это уровень состязаний, который делают не лидеры, а те, кто за ними. И надо сказать, что класс американских пар второго эшелона почти не проигрывает российскому. Собственно, мы и делаем этот американский класс. Мы питаем Америку кадрами, и это не остановить, как невозможно было остановить отплытие кораблей из европейских гаваней к земле, открытой Колумбом. Америка -- это и есть Новый Свет русских ледовых танцев. Не надо тешить себя имперскими мыслями о том, что у нас появилась обширная заморская колония. Америка неминуемо станет и уже, по сути, стала самостоятельной, процветающей школой, где преподавание идет на русском танцевальном языке. Но этот язык уже изменился, и школа Игоря Шпильбанда, тренера Белбин и Агосто, так же соотносится со школой Чайковской--Тарасовой--Линичук, как американский язык с английским. А какое дивное, неслыханное созвучие образуют, скажем, имена третьих призеров Далласа: Мелисса Грегори -- Денис Петухов? Америка и Россия -- это страшная сила.

Женщины

Ничего нового в том, что касается положения Америки в этой дисциплине. Все то же, что можно было сказать десять, двадцать и тридцать лет назад. Штаты могли бы заявлять на чемпионаты мира и Олимпийские игры две команды, и даже третий состав не посрамился бы. Чего только стоит 14-летняя барышня вьетнамского происхождения Беатриса Лианг, занявшая в Далласе 7-е место. Анн-Патрис Мак Данаф (четвертое место) с таким прокатом произвольной программы была бы на последнем чемпионате Европы если не впереди Слуцкой, то по крайней мере сразу за ней.

При страшной конкуренции, при обилии новых талантов на первую ступень американского пьедестала уже шестой год подряд поднимается один и тот же человек -- Мишель Кван. И что еще более изумительно, каждую из своих золотых наград (всего теперь семь) она заслужила, что крайне редко случается в фигурном катании, когда речь идет о непрерывной серии побед. В этом сезоне она катается так, как будто в Солт-Лейк-Сити с ней ничего не случилось. Девушка давно могла бы заниматься спокойным чесом в ледовых цирках Америки -- она уже заслужила титул величайшей в истории фигуристки из тех, что не становились первыми на Олимпиадах. Но ей, видимо, не нужно такого титула, она намерена идти до победного конца в Турине.

Мужчины

Соревнования мужчин можно было бы назвать комедией ошибок, если бы они не были так похожи на драму. Тимоти Гейбл впервые в истории заявил на произвольную программу четыре (!) прыжка в четыре оборота, но не сделал ни одного. Мэтью Савой такие высоты не штурмует, но умудрился врезаться в борт после элементарного "женского" каскада тройной лутц -- двойной тулуп. "Какой стыд!" -- воскликнул в микрофон АВС легендарный Дик Баттон, хотя знал, что Савой выступает с травмой. 18-летний Джонни Вейр, самый в пластическом смысле одаренный фигурист Америки, так распереживался по поводу своего второго места после короткой программы, что в произвольной упал на 15-й секунде, задев коньком борт и тут же потянул мышцы, нелепейшим образом пытаясь справиться с акселем. В результате золото выиграл Вайсс -- единственный, кто выполнил в произвольной программе прыжок, который с грехом пополам можно засчитать как четверной тулуп. А на третье место забрался некто Райан Янке.

Трудно представить, что кто-то из американцев может оказаться на подиуме чемпионата мира выше Плющенко, зато рядом с ним вполне могут очутится двое -- все-таки то, что происходило с американскими мужчинами в Далласе, напоминало коллективный психоз. Такое редко случается.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости