В КХЛ как никогда много денег. Откуда?
Сергеев разобрался.

Континентальная хоккейная лига (КХЛ) показала основные финансовые результаты за 2024 год.
Доходы выросли, расходы упали, чистая прибыль почти 2 млрд рублей – исторический рекорд.
Игорь Сергеев систематизировал финансовые детали главной хоккейной лиги страны.
Рекордная выручка, доходы от телеправ и букмекеров впервые пробили миллиард
Основные доходы лиги формируются за счет выручки от текущей деятельности и целевых отчислений от букмекеров.
Текущая деятельность за прошлый год принесла в кассу рекордные 4,38 млрд рублей (плюс 413,3 млн по сравнению с прошлым годом).

Сюда входят самые жирные статьи доходов КХЛ – реклама и трансляции. И общий рост соответственно отражен.

Здесь деньги от уже традиционных партнеров лиги: страховой группы «СОГАЗ» (сотрудничают с 2008 года), телекоммуникационной компании «Ростелеком» (с 2015 года), букмекера FONBET (с 2017 года), АвтоВАЗа (с 2022 года) и «Т-Банка» (с 2023 года), а также новые рекламные контракты – с пивоварами «Балтика», шинным кластером «Кордиант» и сервисом «Система быстрых платежей (СБП)».
Телеправа впервые принесли больше миллиарда.

Главные источники телеконтента КХЛ: «Матч ТВ», «Кинопоиск» (объединен подпиской «Яндекс Плюс») и кабельные каналы лиги KHL и KHL Prime.
Резкий рост доходов в 2023 году как раз связан со стартом пятилетнего соглашения между КХЛ и «Яндексом» (с сезона 2023/2024). Прошлый год показателен – первый с полноценными контрактами с «Матч ТВ» и «Яндексом» («Кинопоиском») .
В этом году ТВ-доходы должны еще подрасти за счет подорожания «Яндекс»-подписки с сезона-2024/25 на 100 рублей по сравнению с первым сезоном. По-прежнему достаточно «Яндекс Плюса», куда входят еще множество других функций, но теперь это 399 рублей.
Базовый принцип взаимодействия «Кинопоиска» и «Матч ТВ», описанный в контракте, остается прежним: за федеральным каналом право первым выбирать игру для прямого эфира, но параллельно она может быть на KHL/KHL Prime и обязательно будет по подписке «Яндекс Плюс» (потому что там в лайве вообще все и всегда).
Перед сезоном «Кинопоиск» рассказал Спортсу’’, что у них будет не менее восьми эксклюзивных трансляций в месяц по ходу регулярки, а в плей-офф – по четыре в месяц.
Затраты остались на прежнем уровне, чистая прибыль выросла на 50 процентов
По общим расходам в КХЛ все довольно стабильно – около 2 млрд рублей в год уходит на текущую деятельность.
Основные траты лиги отражены в «себестоимости продаж» – это строка расходов по видам деятельности, характерным для любой компании. Кроме прочего, сюда могут быть включены административные расходы и затраты, связанные с продажей продукции.

Лига поясняет в отчете, что в прошлом году увеличились призовые выплаты клубам (с 291,6 до 653,4 млн рублей). Напомним, что советом директоров КХЛ по итогам сезона-2023/24 была утверждена рекордная выплата клубам.
Базой для таких выплат являются доходы от продажи ТВ и беттинг-прав, отчисления от азартных игр и выделенные лигой средства.
В прошлом году клубам впервые выплатили призовые за участие в чемпионате КХЛ 3x3 – нового турнира в системе лиги по другим правилам на малой площадке. Регулярный сезон идет с декабря 2024 года по июнь 2025 года и включает в себя 288 игр.
Уменьшение расходов на обеспечение судейства (с 325 до 110,5 млн) связано с тем, что часть этих расходов забрали на себя целевые отчисления от букмекеров (об этом ниже).
Заслуживают внимания затраты лиги на «Спортивную телематику» (69,2 млн) – систему, которая в реальном времени предоставляет визуализированную статистику. Графика в режиме дополненной реальности активно используется для прямых трансляций.
Пока расходы на проект явно не окупаются: за последние пять лет при доходах 184,3 млн рублей на его реализацию потрачено 488,7 млн.
Коммерческие расходы за год выросли почти вдвое до 338,4 млн рублей (+141,1 млн), из которых 205,7 млн – на рекламу и развитие бренда лиги. Маркетинговые и агентские услуги стоили КХЛ еще 69 млн рублей.
Управленческие расходы также растут.

Основные затраты – оплата труда, командировки и добровольное медицинское страхование (469,9 млн), аренда помещений, авто и парковочные места (33,2 млн). Информационные, консультационные, юридические и прочие услуги стоили лиге 34,4 млн.
Оплата труда всех сотрудников КХЛ составила 620,2 млн рублей – здесь также планомерный рост.

Среднегодовая численность работников лиги в прошлом году составила 157 человек – средние расходы на одного сотрудника 3,95 млн/год или 329 тыс/месяц.
Целевые отчисления от азартных игр также преодолели психологический миллиардный барьер.
С 2017 года букмекеры обязаны переводить часть выручки спортивным федерациям и лигам – на развитие профессионального, детско-юношеского и массового спорта. С 1 января 2024 года размер таких целевых отчислений был увеличен с 1,5% до 2%.
Государственная компания Единый регулятор азартных игр (ЕРАИ) собирает средства и направляет их адресно – в федерации/лиги в зависимости от объема ставок на вид спорта.
Хоккей традиционно в топе по таким отчислениям. В прошлом году букмекерские доходы КХЛ выросли до 1,01 млрд рублей, что на 354,8 млн (53%) больше, чем годом ранее.
Федерации/лиги так должны расходовать целевые отчисления: 30% от общего объема идут на развитие детско-юношеского и массового спорта, остальные 70% – профессионального. Континентальная хоккейная лига следующим образом распорядилась букмекерскими деньгами.

Детско-юношеские расходы КХЛ в прошлом году включили в себя содержание материально-технической базы (109 млн рублей), организацию мероприятий (88 млн) и стимулирующие выплаты (1,9 млн).
Лига впервые использовала букмекерские деньги на судейство (220,0 млн рублей), на наградную атрибутику/выплату призовых (15,6 млн), аренду спортсооружений/оборудования (13,8 млн) и статистически-аналитическое обеспечение матчей (4,6 млн).
Прибыль больше, чем за три предыдущих года вместе взятые.
КХЛ отмечает, что планомерно повышает статус коммерчески привлекательного бренда для спонсоров и рекламодателей.
Чистая прибыль КХЛ выросла до 1,85 млрд рублей (на 578,8 млн больше, чем в 2023-м), активы – до 9,7 млрд (на 2,6 млрд).

Свободные средства лиги инвестируются – в годовом отчете отражены срочный депозитный вклад в «Газпромбанке» на 911,4 млн рублей и облигации на 17,9 млн.
Лига продолжает реализацию стратегии развития до 2026 года, в которой зафиксированы основные векторы – аудитория, спортсмены и спортивный продукт.
«В прошлой стратегии мы не смогли добиться выполнения одного пункта – достичь 25% самоокупаемости клубов, – говорил два года назад президент КХЛ Алексей Морозов. – Мы поставили задачу увеличить аудиторию КХЛ на 50%. Цель – 15 млн человек [до конца сезона-2025/26]».
В 2024 году матчи КХЛ на аренах посетило более 5,74 млн зрителей (+0,49 млн в сравнении с 2023-м), аудитория телеканалов составила более 26 млн домохозяйств (+1 млн). Сайт KHL.ru удерживает позиции самого популярного интернет-ресурса о хоккее в России – за год более 12,6 млн пользователей сгенерировали 146 млн просмотров (+46 млн). Аудитория лиги в соцсетях составляет более 4,3 млн человек (+0,4 млн), суммарный охват постов превысил 1,3 млрд человек (+300 млн).
Лига растет. Финансы это наглядно показывают.
Самый хоккейный город России. Уникальное исследование Спортса’’
В целом хороший комментарий, но различных государственных и квазигосударственных денег во всех крупных лигах мира хватает. Государство в крупных странах уже давно не «ночной сторож», а активный игрок в экономике, влияющий на распределение денежных потоков и куда они перетекают.
Плюс, не забывайте страновые особенности. В России госкапитализм, а потому ни один крупный проект (типа КХЛ) не взлетит без господдержки и госденег. Другого уклада экономики со всеми вытекающими в ближайшее время не предвидится.
В КХЛ подавляющее большинство клубов не имеют частных владельцев в западном понимании этого термина. Большая часть клубов финансируется из региональных бюджетов, госкорпораций или крупных квази-государственных компаний.
Пока все так, считать больше или меньше денег получает лига из телеправа, за которые тоже платит госбюджет, не имеет никакого смысла.
- средний билет на игру регулярки "должен" стоить 5000 руб. (при нынешней средней посещаемости 7500 зрителей на игру),
- и каждый болельщик еще "должен" покупать ежегодно атрибутики на 20000 руб. (свитеры, шарфы, майки и т.д.).
Вот тогда можно набрать 1.5 млрд в бюджет любого клуба без госденег :)