5 мин.

Марк Мессье: «Хоккей изменился, прежней осталась только цель»

Фото: АФП

- Вы ведь родились в Эдмонтоне, выросли в этом городе. Да еще и солидную часть карьеры там провели. Нечасто такое встретишь.

- Да, вы правы. Знаете, в таком небольшом городе между болельщиками и игроками есть какая-то объединяющая сила. Я считаю, что мне повезло оказаться в «Ойлерс», играть с такими мастерами. Каждый понимал друг друга с полуслова – это необыкновенное ощущение. И еще хоккей я всегда ставил на первое место. Все, что, по моему мнению, могло помешать, – я просто отметал.

- В бытность игроком вас считали образцовым капитаном. Как считаете, капитанами рождаются или все-таки становятся?

- Ну, я же не всегда был капитаном. Прежде всего, надо любить хоккей, ставить интересы команды выше своих собственных. В трудный для команды момент нужно уметь найти такие слова, которые помогут перевернуть ход матча в нужном направлении. В общем, надо быть лидером как на льду, так и вне льда. А самое главное – донести до сердец игроков то, что они делают одно великое дело, и конечная цель этому – Кубок Стэнли.

«Образцовый капитан должен любить хоккей и ставить интересы команды выше собственных»

- Вы обладатель шести перстней победителя Кубка Стэнли. Самый памятный можете выделить?

-Я не буду в своем ответе оригинальным – каждая победа дорога по-своему. Но первый наш кубок – это все равно что-то особенное. После сирены я просто ничего не помню. На лед выскочили наши болельщики – было какое-то безумие. Тот финал, наверное, самый тяжелый в моей карьере, потому что это была первая победа. Очень памятен и последний Кубок Стэнли, выигранный в составе «Эдмонтона». Мы посвятили победу Гретцки. Это и его кубок.

- Кстати, об обмене Гретцки в «Лос-Анджелес». Это ведь был исторический день. Помните, какие эмоции тогда испытывали?

- Тот день я, наверное, не забуду никогда.1988 год. 9 августа. Звонок – я поднял трубку и услышал голос своего друга: «Месс, меня обменяли в «Лос-Анджелес». Я был просто в шоке. Весь сезон прошел для нас как в тумане. Город был в трансе – это очень сильный удар. Потом был 1990-й, последний кубок для «Ойлерс», те знаменитые слова: «Гретцки, этот кубок и твой тоже». Потом начались проблемы. И финансовые, и с руководством мы явно недопонимали друг друга. Команду покинули многие ведущие игроки, с которыми были связаны все ее успехи. Жаль, это была одна из величайших команд, которая диктовала моду в середине 80-х – начале 90-х. Команда, которая последней стала династией. Потом в моей карьере были «Рейнджерс» и еще одна радость победы в Кубке Стэнли. Я доволен тем, что моя карьера сложилась именно так. Жаловаться не на что. Я играл в разных командах с великими игроками, работал с великими тренерами.

- Давайте еще попробуем сравнить хоккей вашего времени и сегодняшний.

- О, вы знаете, это невозможно. Это совершенно разные эпохи – в том, что касается зарплат, игрового стиля, системы подготовки. Разве что цель осталась прежней – Кубок Стэнли. Хоккей сейчас стал более динамичным, изменились правила, судьи работают в ином ключе. Я однажды попробовал представить, что если эти правила перенести в то время, когда я играл за «Эдмонтон», нам бы еще легче игралось. В той команде было собрано столько быстрых и техничных игроков, что мы по полматча проводили бы в большинстве, а Уэйн набрал еще больше очков (смеется).

«При нынешних правилах «Эдмонтон» 80-х по полматча проводил бы в большинстве»

- Хотелось бы еще узнать ваше мнение о сегодняшнем уникуме – Сидни Кросби. Это действительно The Next One?

- За Кросби – будущее канадского хоккея. Он безумно талантлив, у него есть все, чтобы стать великим хоккеистом. Вообще, в «Питтсбурге» собранно много талантливых игроков, и сейчас главная задача руководства – создать боеспособный коллектив, способный взойти на самую вершину. Хотя надо сделать некоторые оговорки. Глен Сатер нам всегда говорил: «Пока не выиграете Кубок Стэнли, вы всего лишь хорошие хоккеисты». Я это к тому, что Кросби должен быть лидером не только на льду, но и за его пределами. А для этого ему еще очень много надо работать.

- А как вам русские ребята? Например, Овечкин, Ковальчук.

- Они прекрасные хоккеисты, лидеры своих клубов. Вокруг этих парней можно создать классные команды. Посмотрим, что из этого получится.

- Вернемся к «Эдмонтону». У вас ведь наверняка есть свое мнение о том, что сейчас происходит с командой?

- Я бы не хотел комментировать работу руководства «Ойлерс». Там все-таки работают мои друзья. Я могу только поддержать их в этом трудном деле и пожелать успехов.

- В прессе появились слухи о вашем назначении на должность генерального менеджера «Торонто». Это вам интересно? Или, может быть, хотели бы последовать примеру вашего друга Уэйна Гретцки и поработать главным тренером?

- Я думаю, всему свое время. Давайте не будем торопить события. Но я, конечно, хочу поработать в клубе, который будет ставить перед собой самую высокую цель.

«Сатер нам всегда говорил: «Пока не выиграете Кубок Стэнли, вы всего лишь хорошие хоккеисты»

- А кто, по-вашему, в этом году имеет наилучшие шансы добиться этой самой высокой цели?

- Еще слишком мало сыграно, делать глобальные выводы трудно. Мне симпатичны команды атакующего стиля. Нравится «Оттава», огромный потенциал виден у «Питтсбурга». Но ответить на ваш вопрос я готов буду ближе к плей-офф.

- Вы сказали о своих друзьях в руководстве «Эдмонтона». А часто общаетесь с бывшими партнерами по «Ойлерс»?

- Не так часто, как хотелось бы. Чувствую в этом большую потребность, нам есть что вспомнить, о чем поговорить. Мы недавно перед началом сезона были в Эдмонтоне, играли в гольф – было очень здорово.

- Иногда приходится слышать от игроков, что они не хотят играть в «Эдмонтоне», или «Баффало», или еще где-либо, потому что город не нравится. Как вы к этому относитесь?

- Это большая ошибка. У «Ойлерс» потрясающие болельщики, прекрасный лед. Если у команды дела в порядке, болельщики вас на руках носить будут. Вы станете самыми популярными людьми в городе, вашими именами будут называть новорожденных. Но даже когда ваша команда окажется среди аутсайдеров, болельщики все равно не бросят команду. Вы не перестанете чувствовать их поддержку, а это, я считаю, самое главное для игроков.

Владимир ДЕХТЯРЕВ