11 мин.

Европейцы в НХЛ. Бонус

10. Карлис Скрастыньш – «Нэшвилл», «Колорадо», «Флорида», «Даллас». 758 матчей, 128 (29 голов + 99 результативных передач) очков.

Уроженец Риги был задрафтован «Нэшвиллом» довольно поздно (в 23 года) и низко (в девятом раунде), но его перезд в систему «хищников» не заставил себя ждать. После сезона в фарме он стал основным защитником команды из Теннесси, и в 2000 году начал свою рекордную серию для защитников по количеству матчей, проведенных подряд в регулярных чемпионатах. За семь лет он не пропустил ни одной игры (если не считать сезона, потерянного из-за локаута), и получал памятный приз от лиги уже в качестве игрока «Колорадо». Предыдущий рекорд принадлежал легендарному защитнику «Торонто» Тиму Хортону и составлял 486 матчей. Карлис остановился на отметке 495. «Я знал, что рано или поздно это закончится. Ничто не вечно, – сказал по этому поводу рекордсмен. – Но я доволен своей серией. Будет что вспомнить». Летом 2009 года ветеран подписал двухлетний контракт с «Далласом», за который выступает и в этом сезоне.

9. Руслан Салей – «Анахайм», «Флорида», «Колорадо», «Детройт». 842, 194 (43+151).

Проведя три года на профессиональном уровне в минском «Динамо», затем переименованном в «Тивали», Руслан перебрался за океан в команду ИХЛ «Лас-Вегас Тандер». Ни слова ни говоря по-английски он довольно быстро адаптировался к североамериканскому хоккею, чему в немалой степени поспособствовала колония бывших соотечественников, также выступавших за команду из игорной столицы мира: Сергей Жолток, Григорий Пантелеев, Владимир Цыплаков и Артурс Купакс не давали закиснуть молодому игроку. Там на жесткого защитника обратил внимание «Анахайм», выбрав Руслана под общим 9-м номером на драфте 1996 года (ни до, ни после ни у одного белорусского игрока не было более высокого номера). В системе «уток» Салей провел двеять замечательных сезонов, вместе с командой остановился в одной победе от Кубка Стэнли, а также установил клубный рекорд по количеству матчей для игроков обороны – 594. Став свободным агентом летом 2006 года Руслан подписал контракт с «Флоридой» на четыре года, где провел свой лучший сезон в карьере (6+26), но уже по ходу следующего чемпионата его обменяли в «Колорадо» на Карлиса Скрастыньша. Именно в составе «Эвеланш» Руслан провел свой 800-й матч в лиге и набрал 1000-ю минуту штрафа, но в прошлом сезоне он по большей части лечился, а после выздоровления прочно осел в запасе, сыграв в итоге всего 14 матчей. После окончания контракта он мог наслаждаться спокойной жизнью в минском «Динамо», но вместо этого подписал годичный контракт с «Детройтом», где снова играет под руководством хорошо знакомого ему по «Анахайму» Майка Бэбкока.

8. Мариуш Черкавски – «Бостон», «Эдмонтон», «Айлендерс», «Монреаль», «Торонто». 745, 435 (215+220).

Первый игрок, родившийся и выросший в Польше, который закрепился в НХЛ. Был замечен скаутами «Бостона» на международных турнирах, где выделялся своими снайперскими подвигами, и попал на драфт к «Брюинс» в пятом раунде под общим 106-м номером. После драфта отправился оттачивать свое мастерство в Швецию, где провел два с половиной сезона, после чего наконец-то дебютировал в НХЛ, в четырех матчах набрав 3 (2+1) очка. Следующий сезон в составе «Брюинс» оказался укороченным из-за локаута, но Мариуш проявил себя неплохо для новичка – 26 (12+14) очков в 47 матчах. По ходу следующего сезона «Бостон» обменял Черкавски в «Эдмонтон», где он тоже надолго не задержался, в итоге найдя пристанище на Лонг-Айленде. Как впоследствии оказалось, «Айлендерс» были его командой – именно в составе «островитян» Мариуш достиг пика своей карьеры, дважды забивая более 30 голов за сезон. Переход в «Монреаль» не пошел ему на пользу: резко упавшая результативность сначала привела к отправке в фарм-клуб, а затем и выкупу контракта. Вернувшись в «Айлендерс» в качестве свободного агента Черкавски снова забросил 25 шайб за сезон. Краткосрочные пребывания в составе «Торонто» и «Бостона» после локаута полноценным сезоном назвать довольно сложно. Поиграв еще два года в Швейцарии, Мариуш завершил карьеру. За свои заслуги перед польским хоккеем Черкавски награжден Орденом Возрождения Польши пятой степени.

7. Йохен Хехт – «Сент-Луис», «Эдмонтон», «Баффало». 697, 412 (165+247).

Родившийся в Мангейме Хехт до 21 года выступал за команду из родного города, потом перебрался в Северную Америку, где права на него проинадлежали «Сент-Луису». В составе «блюзменов» он провел три сезона, после чего перешел в «Эдмонтон» в обмен на Дага Уэйта. В Канаде он надолго не задержался, сезон спустя перебравшись в «Баффало». Именно с «Сэйбрс» связаны основные вехи в карьере Йохена: в сезоне-2006/07 он установил личный рекорд по количеству набранных очков – 56 (19+37), а в следующем в течение месяца был капитаном «клинков» (тогда у команды не было постоянного капитана, и это звание переходило от одного игрока к другому). Несмотря на столь непродолжительный срок в этой почетной должности, Хехт стал первым немцем-капитаном в истории НХЛ. Вместе с «Баффало» он дважды доходил до финалов конференции, и с 477 матчами в составе «Сэйбрс» на данный момент является главным ветераном команды.

6. Дайнюс Зубрус – «Филадельфия», «Монреаль», «Вашингтон», «Баффало». 904, 465 (176+289).

Родившийся в Литве Зубрус свое хоккейное образование получал в Харькове, а затем в 17 лет отправился искать счастья в низшие юниорские лиги Канады, где его заметили скауты «Филадельфии». В Городе Братской Любви всегда ценились габаритные нападающие, и Дайнюс сходу закрепился в основе команды, вместе с «летчиками» дойдя до финала Кубка Стэнли. Проведя в составе «Флайерс» без малого три сезона, он перешел в «Монреаль» в обмен на Марка Рекки, где снова не блистал результативностью, но зато отметился первыми хет-триком в карьере. Из Монреаля его путь лежал в столицу США, где в составе «Кэпиталс» он наконец-то стал получать достаточно игрового времени и как следствие реализовывать свой потенциал силового форварда. Локаутный сезон он провел в тольяттинской «Ладе» вместе с одноклубником Александром Семиным, а по возвращении в НХЛ ему посчастливилось составить ударное звено «Вашингтона» с новичком команды Александром Овечкиным. Именно тогда Дайнюс установил личные рекорды по голам (23) и передачам (34). По ходу следующего сезона руководство столичной команды грамонтно избавилось от будущего свободного агента, получив от «Баффало» неплохую компенсацию. Потерпев поражение в финале Восточной конференции, летом 2007 года в качестве свободного агента подписал контракт с «Нью-Джерси» сроком на 6 лет и общую сумму свыше 20 миллионов долларов. Несмотря на то, что на Кубке Мира 2004 Зубрус выступал в форме сбороной России, он является гражданином Литвы и на других международных соревнованиях выступает именно за эту страну.

Реклама 18+

5. Марко Штурм – «Сан-Хосе», «Бостон». 855, 466 (234+232).

По словам уроженца южной Баварии, если бы он не стал хоккеистом, то скорее всего работал бы на заводе BMW в своем родном Дингольфинге. Возможно, Германия потеряла неплохого рабочего, но зато обрела самого результативного хоккеиста в своей истории. Именно Штурм является лидером среди всех немецких игроков по количеству матчей, голов, передач и очков. В течение семи сезонов подряд, что не были испорчены тяжелыми травмами, он забивал более 20 голов и считался одним из самых стабильных снайперов лиги. В сезоне-2005/06 Штурм стал участником одного из самых заметных обменов в истории «Бостона» и «Сан-Хосе» – как часть компенсации, полученной «мишками» за Джо Тонтона. Марко единственный участник того обмена, который до сих пор выступает за «Брюинс» и является одним из ветеранов команды наряду с Тимом Томасом и Патрисом Бержероном. По ходу последнего розыгрыша плей-офф Штурм получил травму колена в матче против «Филадельфии» и до сих пор восстанавливается после операции.

4. Уве Крупп – «Баффало», «Айлендерс», «Квебек/Колорадо», «Детройт», «Атланта». 729, 281 (69+212).

Молодого Круппа на международных соревнованиях подсмотрел сам Скотти Боумэн, который в то время был тренером и генеральным менеджером «Баффало». Правда, он не сильно потратился на двухметрового немецкого защитника, выбрав его в 11-м раунде драфта. Крупп довольно быстро освоился в Северной Америке, провел шесть вполне продуктивных сезонов в «Баффало», а затем стал добавкой к трейду между «Сэйбрс» и «Айлендерс», в котором были задействованы звезды лиги Пьер Тюржон и Пэт Лафонтен. Впоследствии его обменяли с Лонг-Айленда в Квебек, и спустя сезон он вместе с «Нордикс» переехал в Денвер. Иммено в составе «Колорадо» Крупп стал первым и последним на данный момент немцем-обладателем Кубка Стэнли. На его счету решающий гол в третьем овертайме матча с «Флоридой», который тем не менее, затмила эпическая игра вратарей Патрика Руа и Джона Ванбизбрука, которые на двоих сделали 121 сэйв. После «Колорадо» Уве воссоединился с Боумэном в «Детройте», но больше лечился, чем играл, и после непродолжительного пребывания в «Атланте» (всего 4 матча) завершил карьеру.

3. Дмитрий Христич – «Вашингтон», «Лос-Анджелес», «Бостон», «Торонто». 811, 596 (259+337).

За свою 12-летнюю карьеру в НХЛ воспитанник украинского хоккея успел поиграть с такими звездыными партнерами как Уйэн Гретцки, Рэй Бурк и Дино Сисарелли, и чувствовал себя в их компании вполне уверенно. Будучи задрафтованным «Вашингтоном» в 1988-м, он перебрался в Америку только спустя четыре года, но практически сразу стал одним из ведущих игроков «Кэпиталс». После пяти сезонов в столице США он перебрался в «Лос-Анджелес», где стал партнером самого Уэйна Гретцки, и закончил сезон вторым бомбардиром команды сразу после Великого. На следующий год, после ухода Гретцки, Дмитрий уже был самым результативным игроком команды, что не помешало руководству отправить его в «Бостон», где прошли два лучших (со статистической точки зрения) года в карьере Христича. Он дважды становился вторым в команде по набранным очкам после Джейсона Эллисона, а также заработал приличные «+36» в показатель полезности за два сезона. Не сумев договориться с руководством «Брюинс» о новом контракте, он был отправлен в «Торонто», где не сумел проявить себя должным образом. В конце концов, Христич вернулся туда, где когда-то начинал – в «Вашингтон», где провел полтора сезона на вторых ролях, после чего закончил карьеру в НХЛ самым результативным игроком в истории лиги из «нехоккейных» стран, добавив к этому солидный показатель полезности «+104».

2. Сандис Озолиньш – «Сан-Хосе», «Колорадо», «Каролина», «Флорида», «Анахайм», «Рейнджерс». 875, 564 (167+397).

Сандис Озолиньш является олицетворением классического атакующего защитника в НХЛ и был одним из лучших в этом амплуа в 90-х годах, когда выступал за «Сан-Хосе» и «Колорадо». Он по прежнему владеет рекордами «Эвеланш» по количеству голов (72) и набранных очков (253) за карьеру для защитников. В составе «Колорадо» он стал обладателем Кубка Стэнли-1996, а в следующем сезоне установил личные рекорды результативности, записав на свой счет 25 голов и 45 голевых передач, чего было достаточно для попадания в первую символическую сборную по итогам сезона и номинации на «Норрис Трофи». Постоянный участник Матчей всех звезд (7 раз), Сандис на рубеже веков перешел в «Каролину», с которой вскоре подписал контракт на пять лет и 25 млн долларов. Тем не менее, несмотря на неплохую личную статистику, про командные успехи пришлось забыть – «ураганы», обменяв Озолиньша по ходу сезона-2001/02, выиграли Кубок Стэнли, а латыш так и не сумел помочь «Флориде» выйти в плей-офф. По ходу следующего сезона он отправился в «Анахайм», с которым был близок к своему второму Кубку Стэнли, но уступил в финале «Нью-Джерси». После этого карьера Сандиса пошла вниз – у него обнаружились проблемы с алкогольной зависимостью, он был уличен в вождении в нетрезвом виде, а в «Рейнджерс» его выставили на драфт отказов и отправили в фарм-клуб, где Оззо получил серьезную травму колена. Однако, Сандис нашел в себе силы вернуться в НХЛ, когда «Шаркс» в порыве ностальгии подписали с ним годовой контракт на сезон-2007/08, который стал для него последним в лиге.

1. Олаф Колциг – «Вашингтон», «Тампа». 719 матчей, 303 победы, 35 «шатаутов», 2,71 гола пропущено в среднем за матч, 90,6 % отраженных бросков.

Колциг родился в Южной Африке, вырос в Канаде, но благодаря своим немецким корням был заигран за сборную Германии и потому олицетворяет собой немецкий хоккей. Задрафтованный «Вашингтоном» в первом раунде драфта-1989 постоянное место в основе клуба он получил только в середине 90-х, до этого довольствуясь только редкими вызовами из фарм-клубов, где прошла значительная часть его карьеры. «Вашингтон» второй половины 90-х – не самое лучшее место, чтобы зарабатывать приличную вратарскую статистику, но Колциг сумел дотащить «Кэпиталс» до финала Кубка Стэнли 1998 года, а по результатам сезона-1999/00 стал обладателем «Везина Трофи», как лучший вратарь регулярного чемпионата, после того как одержал 41 победу и 5 раз оставил свои ворота в неприкосновенности. Он провел еще семь сезонов в качестве основного вратаря столичной команды, но потом уступил это место Кристобалю Юэ, подписав годичный контракт с «Тампой» на 1,5 млн долларов. По ходу сезона он получил тяжелую травму руки и был вынужден закончить карьеру с 23-м показателем по количеству побед за карьеру за всю историю НХЛ.